Находясь в федеральном тренде внимания к речному транспорту, привнесем и свои «пять копеек» в тему восстановления ВВП (внутренних водных путей), игравших в советское время значительную роль в экономике нашей страны.
Недавно по ТВ-каналу «Культура» был показан очень интересный документальный фильм 1960г. «Запечатленное время. Крылатый корабль» - про скоростной речной флот на Волге, его становление и развитие.
Этот фильм о «Ракете» - уникальном изобретении первого в мире пассажирского судна на подводных крыльях. Впервые публично крылатый корабль был представлен в дни международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, а в 1959 году уже вышел фильм о пассажирском водном судне. Но фильм «лег на полку», потому что операторы сняли человека, чье имя в Советском Союзе тщательно скрывали. Это был изобретатель крылатого корабля - Ростислав Алексеев.
В один из эпизодов фильма был показан и первопроходец скоростного флота - капитан судна на воздушной подушке «Ракета» Герой советского Союза Михаил Девятаев.
Личность эта - легендарная. У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).
М.Девятаев родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье крестьянина. После 7-го класса поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум, но из-за недоразумения с документами был вынужден поступить в речной техникум. И при этом записался в Казанский аэроклуб. После окончания в 1938 году Казанского речного техникума и аэроклуба работал помощником капитана баркаса на Волге.
Но на войну, окончив военно-летное училище, ушел летчиком-истребителем. Подвигов совершил немало, но самым знаменитым стал его побег из фашистского плена. 8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Михаил Девятаев. Который пролетев чуть более 300 км доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря.
Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы кроме грузчика в речпорту…
Лишь после вмешательства уже получившего широкую известность генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева дело сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.
В Казанском речном порту Михаил Девятаев вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили испытание первого быстроходного катера «Ракета». Он стал и первым его капитаном. Спустя несколько лет уже водил по Волге быстроходные «Метеоры».
Такой вот Человечище - Герой Советского Союза Девятаев Михаил Петрович: речник, отчаянный летчик-истребитель, капитан скоростного речного судна на Волге. Так вот уроженец Мордовии создал славу речного скоростного флота.
А может ситуация повторится? И команда нынешнего самарского губернатора, уроженца Мордовии, возродит на Волге скоростной речной флот (коли свои, местные, его распродали-разграбили). Опираясь на потенциал города, многими узами связанного с именем Генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева.
Фото Нины Дюковой.