Ворона в весеннем разливе. Водномоторный поход

May 16, 2012 22:41


Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе...
Б. Пастернак



Весенний водномоторный поход по речке Ворона состоялся 7-8 мая 2012 года. Идея пройти под мотором Ворону родилась спонтанно: вместо несложившегося похода по Цне-Мокше-Оке от Моршанска до Шилово в продолжение прошлогоднего героического перехода через шлюзы было решено не терять выходные дни и пройти красивейшую реку Тамбовской области - Ворону.

Вот тут очень хорошо и подробно написано про реку, её долину и обитателей, а мы сосредоточимся на материально-технической и идейной части состоявшегося водномоторного похода.


Итак, получив в прошлом году общие представления о способностях пятисильного четырёхтактника от Tohatsu, я принял решение заменить его на более соответствующий грузоподъёмности нашего Флагмана-380L мотор, в качестве которого выбрал небезызвестный румпельный Yamaha F20BMHS (приверженность к четырёхтактникам у меня, похоже, навсегда). Этот мотор прошёл предварительную обкатку в течение 5 часов в соответствующих режимах, после чего тащил нашу отнюдь нелёгкую лодку на протяжении более 200 км маршрута.

За несколько дней до старта я провёл переговоры с руководством Воронинского заповедника на тему о возможности прохода по Вороне в границах заповедника. Переговоры закончились провалом. Мне было недвусмысленно разъяснено, что не только моторные, но и вообще любые "неофициальные" плавсредства на реке в заповеднике находиться категорически не могут (а мы, скорее всего, плавсредство именно неофициальное, да и лицо у нас - вовсе не юридическое...). Кстати, аналогичные переговоры с Хопёрским заповедником (река Хопёр от Борисоглебска до Новохопёрска) и с Окским заповедником (низовья Пры до устья) прошли более успешно: по Хопру через Хопёрский заповедник можно сплавляться без мотора, река там длиной около 50 км и почему-то байдарочный маршрут рассчитан на 3 дня (хотя течение очень быстрое), стоимость прохода - 400 рублей с одного человека независимо от количества людей в лодке. В Окском заповеднике нам вообще разъяснили, что байдарочников они назад гуманно не возвращают, потому что против течения без мотора не выгрести, но вообще-то ходить лодкам в низовьях Пры тоже нельзя! Вся эта печальная для водномоторников информация заставила задуматься о создании некой общественной организации, имеющей уставной целью пропаганду экологического туризма или ещё что-то в этом роде - в целях противодействия слишком уж консервативной политике заповедников. Особенно учитывая, что на заповедной части Вороны - ну просто очень много бывает каких-то неустановленных рыбаков как на моторах, так и без, как в запретный для рыбной ловли нерестовый сезон, так и в другие времена года... Местные, что с них взять. Избирательная, в общем, такая политика у Воронинского заповедника....

Как бы там ни было, мы приняли решение судьбу не испытывать и риску административного наказания в виде штрафа в размере двух тысяч рублей с (самое главное) конфискацией орудия совешения, то есть лодки с мотором, себя не подвергать, отдых на воде - не портить. Точка старта, следовательно - от п. Инжавино, с пляжа у местного санатория (у моста на Красивку).

Выгрузились-надули лодку - собрались - скинулись на воду - пошли: на всё про всё - минут 30-40 (с учетом того, что ещё помогали байдарочникам свести шпангоут под севшей за зимний сезон шкурой "Свири". И сразу выяснилась одна незначительная, но ужасная деталь: глисса нет. Ни на первой дырке, ни на второй, ни на третьей, ни в каком положении груза и пассажиров. Нет, и всё тут. Стали считать - ну конечно! Получилось по факту примерно так: экипаж - 370 кг (4 человека), лодка с мотором и снабжением - 115 кг, бензин - 40 кг, личные вещи команды - 45 кг, общий шмурдяк - 50 кг, еда-вода-пиво - 20 кг. Итого - около 640 кг, или около 32 кг на одну лошадиную силу ещё толком не проснувшегося мотора, к тому же под штатным 12-м винтом. В общем, идём как и в прошлом году - неспешно, любуемся видами, скорость - километров 12-13 в час.



Обратите внимание, как у меня вся команда одета в спасжилеты! Дисциплина на борту - превыше всего!

Ну а как добиться дисциплины без рома... то есть без пива? Никак! А потому - по кружечке Крушовице тёмного.


Река здесь ещё неширокая, но разлив и течение почти бурное, на поверхности воды - водовороты и стоячие волны


Мне почти всегда везёт с фото-погодой, вот и на этот раз контрастные облака дали возможность сделать яркие снимки окружающих пейзажей


Так как до места старта нам пришлось проехать более 100 км, а надо было ещё всех собрать, загрузить лодку и всё такое, то и встали мы рано - около 5,30 утра. А следовательно, уже к 11 часам дня невыносимо захотелось пообедать, тем более окружающие красоты к тому располагали. Нашли потрясающе красивое, дикое, совершенно чистое место


Отшвартовались


Пообедали с напитками морской тематики


После чего ровно половина команды полностью вышла из строя. Как известно, "после этого" не означает "вследствие этого". Однако, факт остаётся фактом.


Но даже со спящей вповалку командой Ворона в весеннем разливе не представляет никаких сложностей для нашего брата - водномоторника. Дело в том, что на всём протяжении маршрута я встретил только 2 моста, которые были полностью залиты водой и проходились с поднятым мотором по течению, подруливая веслами.


Кроме того, была пара завалов, что-то вроде остатков старых мостов, но они имеют проходы и проходятся умелым маневрированием. Короче, Ворона в начале мая - это водномоторный двухсоткилометровый рай!

Тем не менее, пока мои беспечные друзья мирно посапывали, я был начеку и умело направлял лодку твердой рукой


Вскоре характер берегов реки изменился: левый берег - равнинный, а вот правый - высокий, крутой


На траверсе оставили районный центр Уварово, похожий в ярком свете солнца с этого ракурса на гнетущее последствие всепланетной ядерной катастрофы


Самый берег у уреза воды представляет из себя ужасную глиняно-илистую топь, трудно найти место чтобы сойти на берег, не перепачкавшись в знаменитом тамбовском чернозёме


Тем временем, перепад высот левого и правого берегов продолжал нарастать


В условиях такого однообразия прекрасного и полной безопасности плавания вздремнул тревожным сном на несколько минут и капитан


К вечеру подошли к окрестностям населенного пункта Мучкап. Эх, красиво же там! Особенно вечером, когда косые лучи заходящего солнца заливают таким особым золотым светом реку, холмы, лес




Так вышло, что в районе Мучкапа наша строительная компания ведет работы на неком промышленном объекте, и чтобы придать водному походу статус не только развлекательный, но и вполне деловой, мы совершили ознакомительную экскурсию на стройплощадку


Экскурсия, однако, заняла чуть больше времени, чем я рассчитывал. Темнело. Речка в разливе и русла - не видно. Немножко поволновались, сели на мель сразу после автомобильного моста на Мучкап, снялись, потеряв ещё около получаса. Становиться на ночёвку пришлось не в приятном душе и глазу месте, а хоть где-нибудь, где можно раскинуть палатки. И как только ступили на берег - полчища комаров атаковали бесстрашных мореходов. Моментально оделись в штормовки - быстрый ужин - и по палаткам. Отбой первого дня.

Проснулись под характерное постукивание крупных капель майского дождя по тенту палатки


Утренняя река


Лодка, как обычно, переночевала у берега


Наскоро позавтракав (а может и не наскоро, что-то я уже не помню), двинулись дальше.


Окружающие виды снова стали меняться. Песчаные обрывы нависали прямо над рекой




Деревья по-одиночке и группами отражались в весенней воде


Однако, сложности прокладывания курса в условиях неявного фарватера держали в тонусе каждого вахтенного


Внезапно снова неудержимо захотелось есть. Очень кстати в основном баке закончился бензин и надо было причаливать для того, чтобы перелить топливо из резервной канистры. Прошли на веслах всего-то не более километра по течению и увидели замечательную полянку. Ошвартовались.


Полянка чуть поднималась над залитой ещё несколько дней назад, и оттого чрезвычайно чумазой поймой. Ранняя весенняя зелень, река, и дождик, опасный разве что для чуть досаждающих комаров и мошки. Красиво!


Нехитрые манипуляции с чудом враждебной кухонной газовой техники


И вуаля! Суп-харчо, усиленный банкой тушёной говядины:


Надо отметить, что в этом походе обязанности кока взял на себя старший матрос Валера, и выполнял их не только примерно, но и удивительно вкусно! Вот он, колдует над тушёнкой:


После сытного обеда естественно тянет к прекрасному. Обратите внимание, какое сочетание разных оттенков зелёного


Или вот тоже неплохое сочетание:


Незабудки


Пошли дальше. Пока одни усердно несли вахту


Другие - отдыхали


Наслаждаясь окружающими видами






Уже недалеко от Борисоглебска видели "Лестницу на дно" (привет Led Zeppelin)


В Борисоглебске Ворона разлилась необычайно широко


Финишировали около автомобильного моста через реку


Усталая, но дружная команда отважных речников на финише более чем 200-километрового пробега


И поимённо. Альберт, брат капитана и по совместительству "Матрос Лом". Человек с богатырским сном.


Валерий, бессменный попутчик в сухопутных и водных походах, в данном случае - корабельный кок


Юнга Дмитрий, глубоко задумавшийся в походе о целесообразности приобретения собственной лодки


Техническая часть.
Пройдено 217 км водных путей
Средняя скорость движения 13,7 км/ч
Режим плавания - водоизмещение и чуть-чуть переходного режима
Израсходовано что-то около 50 литров бензина
Съедено и выпито - без ограничений
Удовольствие получено.

P.S. В этом походе впервые был опробован регулятор напряжения от Ивана с форума motolodka.ru. Результат - отличный! Регулятор выдавал стабилизированное напряжение на аккумулятор 7 А/ч, от которого питался инвертор на 220 В (300Вт), от которого была запитана сетевая зарядка от планшетника Acer. Такая вот электротехника.

Previous post Next post
Up