Этот фильм скандального режиссера Гаспара Ноэ, автора "Необратимости", участвовал в программе Канн 2009. Никаких наград он не получил, в прокате не окупился, зато получил (как любят иногда говорить) широкую известность в узких кругах. В частности, он вошел в некоторые топ-листы лучших фильмов года (включая уважаемое издание Film Comment), получил в целом положительные отклики критиков, а Квентин Тарантино и вовсе активно нахваливал его, назвав титры этой ленты одними из лучших в истории.
О таком кино бессмысленно что-либо говорить: это в прямом смысле надо видеть. И дело тут не в высоком или низком художественном уровне картины. Проблема состоит в том, что Enter the Void нельзя уложить в какие-либо рамки "обычного кино". Нарратив ленты бесполезно раскладывать по полочкам, искать логические нити, месседж, сюжетную канву. В своем роде это экранизация наркотического трипа, который (опять же) можно трактовать и как уникальный экзистенциальный опыт вне-этого-мира. Поэтому я только напишу о своих эмоциях, о том, чем это было лично для меня.
Титры картины, в отличие от Тарантино, мне категорически не нравятся: они претенциозны, сложновыносимы и чуть ли не худшее, что есть в фильме. Однако уже с первых кадров после титров фильм начинает вовлекать в себя, ты потихоньку начинаешь воспринимать то, что хочет от тебя режиссер. Шикарные операторские планы, буйство красок. В первые полтора часа воспринимается все очень хорошо: в отличие от "трясучки" "Необратимости" здесь операторская работа плавная, а ракурсы интересные (то со спины героя, то "от первого лица"), вертикально снятые эротические сцены и многое другое.
Однако уже к середине это буйство красок начинает значительно утомлять. Ноэ снимает все на грани порога чувствительности, поэтому периодически просто невыносимо смотреть на экран. Именно в физическом смысле невыносимо, так как ничего сверх-скандального, в отличие от "Необратимости", здесь нет. Это такой крутой и необычный визуальный аттракцион, разве что слишком продолжительный по хронометражу. Таким сеансом на полном серьезе можно пытать в лагерях и тюрьмах - практически как мучали Алекса в "Заводном апельсине".
Поэтому есть ощущение, что Ноэ переборщил. Даже если питаться одними деликатесами на обед, рано или поздно они вызовут раздражение и язву желудка. Что-то подобное происходит с этой лентой: поначалу безумно красиво, затем просто красиво, ближе к финалу уже мучительно и невыносимо. После просмотра болят глаза. А финал ленты кроме как "траходромом с огоньками" назвать невозможно.
Однако, несмотря на то, что я в прямом смысле еле досмотрел творение Ноэ, я не буду ругать сие чудо, ибо готов принимать киноискусство практически во всех его формах и проявлениях. Во-первых, потому что оно выходит за определенную грань рамок жанрового кино (а это всегда хорошо) и выглядит оригинальным экспириенсом. Во-вторых, это определенное нечто. Уселись в кресло? Нажали play? Фильм станет вашим MDMA.
14/01/2011