Проблем посчитать количество элементов или выяснить, что их стало больше или меньше в конечной изолированной системе, для нас не должно существовать. Измерить качество системы значительно сложнее. Для начала надо определить, что мы будем понимать под качеством системы.
От неопределенного философского понятия
качества, которое каждый может трактовать так, как ему вздумается, мы перейдем к более простому понятию, такому, как сложность.
Интуитивно кажется, что более качественная вещь должна быть более сложной, потому что если это не так, то что мешало нам сделать качественную вещь раньше? Например, число транзисторов в процессоре компьютера описывается
законом Мура.
Один процессор, изготовленный по 7-нм техпроцессу, будет содержать около 20 миллиардов транзисторов.
Для определения сложности системы нам понадобится понятие энтропии, которую можно уже вычислить.
В статистической физике энтропия трактуется как мера вероятности пребывания системы в данном состоянии.
Имеет место быть Второй закон термодинамики: «
Энтропия изолированной системы не может уменьшаться».
То есть, природа Мира стремится к переходу от менее вероятных состояний к более вероятным, что совершенно логично.
Какие более вероятные состояния? Более вероятными состояниями будут простые, менее сложные состояния.
В менее сложных состояниях системы больше беспорядка. Чем больше беспорядка, тем меньше имеет значение, например, точное расположение элементов системы. Беспорядок можно посчитать, например, через
Колмогоровскую сложность.
Движение материи можно считать движением информации. Тогда взаимосвязь энтропии и информации можно отразить в формуле: энтропия + информация = 1.
Кстати, почему материя все время движется? Не потому ли, что непрерывно происходит обмен информацией между ее частями о целостности структур материи? А как известно, взаимодействие передается через частицы.
Понятие качества системы возникает лишь тогда, когда мы можем сравнивать два состояния системы. Если к достаточно полному и адекватному описанию системы в 1-ом состоянии нам мало что есть добавить, чтобы получить описание системы во 2-ом состоянии, то качество системы мало в чем изменилось.
Можем сказать лишь, что, например, суп остыл, но можно снова его подогреть.
Другой пример. Если в ядро атома добавить (или убавить) протон, то химические свойства атома резко изменятся и это будет уже другой
химический элемент из 118 уже известных.
Закон диалектики говорит, что если мы в конечную замкнутую систему будем добавлять элементы, энергию или, например, пищу, то получим «Переход количества в качество».
Нам надо найти яркий пример, что такого может и не случиться. Откуда сразу же будет следовать, что такого закона в природе не существует, потому что есть отрицательные примеры, о которых в законе ничего не говорится.
В 1968 году ученый-этолог Джон Кэлхун много раз произвел эксперимент над белыми мышами, поместив их в просторную клетку и обеспечив мышам идеальные условия существования для жизни, питания и размножения. Клетка регулярно чистилась и за здоровьем мышей внимательно следили. Эксперимент получил название «Вселенная-25». 25 раз повторялся эксперимент с одним и тем же результатом. Популяция белых мышей сначала росла... Но к окончанию эксперимента все мыши погибали.
Количество белых мышей в эксперименте Джона Кэлхуна никак не хотело переходить в Качество.
Следовательно, можно считать доказанным, что никакого закона диалектики «Перехода количества в качество» не существует. В каждом конкретном случае результат может быть разным.
Закон диалектики «Единство и борьба противоположностей» не существует
Закон диалектики «отрицания отрицания» не существует