Марокканские заморрочки (часть 1)

May 12, 2013 20:57



Предупреждение №1. Довольно пространный рассказ о моем посещении Марокко в мае 2013 года. Никакой структурированности, просто поток мыслей. Повествование о поездке в виде дневника. Если кто-то случайно натолкнется в поиске полезной информации на данный рассказ, то вот краткая выжимка в нескольких словах:
Период поездки: 01-08 мая 2013 года.
Маршрут поездки: Аэропорт Касабланки (CMN) - Марракеш - Варзазат - ущелье Дадес - ущелье Тодра - Мерзуга - Эррашидия - Мидельт - Фес - Мекнес - Волюбилис - Мулай-Идрис Зерхун - Мохаммедиа (пригород Касабланки) - аэропорт Касабланки.
Пройденное расстояние на автомобиле: около 1800 км.
Места, использованные для остановки и описанные в рассказе: Riad l'Oiseau du Paradis (Марракеш - 2 ночи), Ibis Moussafir (Варзазат - 1 ночь), Kasbah Azalay (Мерзуга - 1 ночь), Perla Hotel (Фес - 2 ночи), Avanti Amphitrite Hotel (Мохаммедиа - 1 ночь).
Увиденные и описанные достопримы: Кутубия и медина Марракеша, перевал Атласских гор Тизин-Тишка, съемочная киностудия Атлас, касба Таурирт в Варзазате, ущелья Дадес и Тодра, дюны Эрг-Шебби, деревня Мерзуга, медина и новый город Феса, древнеримские руины города Волюбилис, городок Мулай-Идрис Зерхун, пляж Мохаммедии.
Предупреждение №2. В рассказе содержится мат. Кто не приемлет данную форму выражения своих мыслей - далее лучше не читать. Так уж получилось, что во время поездки периодически возникали ситуации, в описании которых без мата, к сожалению, не обойтись.
Итак, поехали… Моей давней мечтой было увидеть настоящие дюны. Не просто каменистую пустыню с песочной пылью, коих по миру имеется достаточно много, а именно полноценные высокие барханы, уходящие за горизонт. Кому-то хочется добраться до моря (вспоминаем фильм «Достучаться до небес»), кто-то мечтает увидеть океан, а мне вот хотелось увидеть песчаные барханы или дюны. Примерно вот такие.



Из самых простых и легкодоступных вариантов были песчаные дюны Западной Сахары, расположенные на территории Марокко недалеко от границы с Алжиром. Посмотрел на калькулятор премий Скайтима, глянул на баланс накопленных миль Аэрофлота и решил взять премиальные билеты до Касабланки.
Обошлись они в 30.000 миль плюс около 6 тысяч рублей различных сборов. За деньги билеты по этому маршруту (Екатеринбург - Москва - Рим - Касабланка) стоили около 75 тысяч рублей. Такая ломовая цена сложилась, наверное, из-за пиковых праздничных дат на майские выходные.
Билеты покупались заблаговременно, месяцев за 8, поэтому было время подготовиться к поездке. Для начала приобрел путеводитель Lonely Planet Morocco http://www.lonelyplanet.com/morocco (редакция от августа 2011 года). Его номер ISBN 978-1-74179-598-1, по нему удобнее всего искать в интернете минимальную цену. Нашел ее на www.ebay.com
Потом начал прорабатывать маршрут. Основным и приоритетным местом для посещения была выбрана Мерзуга с ее дюнами Эрг-Шебби. Маршрут от места прилета до Мерзуги весьма прост и незамысловат: Касабланка - Марракеш - Уарзазат - Мерзуга. Повторяться на обратному пути не особенно хотелось, поэтому запланировали вернуться из Мерзуги севернее по маршруту: Мерзуга - Фес - Мекнес - Рабат - Касабланка.
Заказал через www.economycarrentals.com знакомую и проверенную машинку Logan. Правда, она там именовалась не под маркой Рено, а под маркой Dacia.
Не было информации о длительности майских праздников, поэтому загнал все путешествие в рамки 9 дней. Уже позднее хотел передвинуть обратный вылет на пару дней, поскольку праздничные дни это позволяли, но мест за бонусные мили на борту Рим - Москва уже не было. Вполне объяснимо праздничным пиком.
Кое-какую информацию для поездки удалось собрать в отдельной теме http://alexkolm.livejournal.com/38412.html
Перед поездкой нашел на торрентах карту Марокко для навигаторов Garmin, также закачал и точки, которые нашел в Google Earth. Понятно, что все нужные точки можно найти уже на месте, воспользовавшись поисковиком прямо в навигаторе. Но я взял за привычку делать подборку своих точек заранее в Гугль Земля, а потом переносить их в избранные точки навигатора. К таким точкам относятся местоположения забронированных отелей, аэропорты, вокзалы, достопримы, места поворотов на маршруте, которые есть риск пропустить.
Маршруты для автомобиля просчитываю и готовлю в www.viamichelin.com и беру с собой их цветные распечатки. Помогают, поскольку навигатор не всегда предлагает самый оптимальный маршрут.
Вылет из Екатеринбурга предстоял вечерний, в 22 часа, поэтому подготовил снаряжение и багаж еще за день, поскольку стартовать в аэропорт пришлось непосредственно с работы. 30 апреля  - последний рабочий день оказался пятницей, идущей сразу за понедельником. Пробки в 10 баллов!
Попросил подвезти до аэропорта своего друга. Пока стояли в пробках, быстренько переоделся из рабочей одежды в более подходящую для путешествия: военно-туристические штаны и куртку. Предстояла ночевка в аэропорту Шереметьево, хотелось вздремнуть на надувном матрасе, брошенном на полу.
Не получилось с онлайн-регистрацией по всему маршруту. На первый сегмент, выполняемый Аэрофлотом, зачекинился без проблем, а вот со следующими сегментами вышла беда. Они выполнялись Алиталией, и онлайн-регистрация на них не была доступна за 24 часа.
А ведь это был первый утренний вылет в Рим из Москвы 1 мая, был риск налететь на нехватку мест на борту, поэтому было тревожно. В справочной Шереметьево нас предупредили, что регистрация на стойках начнется лишь в 2:50 ночи, за 3 часа до вылета, даже киоски саморегистрации не давали возможность зарегистрироваться до этого времени. Зашибись сервис!
Аэропорт Кольцово, ставший почти родным, неприятно удивил своим терминалом для внутренних перевозок. Сидячих мест мало, кругом какие-то стройки-перепланировки, с вентиляцией непорядок, стоит вонь от мест для курения. В международном терминале намного комфортнее.
Багаж зарегистрировали насквозь до Касабланки, мы сдавали одну сумку с вещами, которые тяжело было тащить с собой. В ручной клади оставили фоторюкзак с аппаратурой и небольшой чемоданчик размера cabin size. Специально такой выискал у Samsonite, чтобы возить его всегда при себе, не сдавая. Посадочные талоны распечатали повторно, так что свои распечатки из web-регистрации не понадобились.
Вылетели из Екатеринбурга без опозданий, в закатное время. Удалось насладиться видами вечернего Екатеринбурга в огнях. Красиво! В центре много разноцветных огней, четко прорисованы линии автодорог. Даже свой родной домик, который чуть выше соседних, разглядели.
Полетели на запад догонять солнце. Но на скорости 740 км/час это нереально. Приземлились в Москве уже затемно.
В районе полуночи прогулялся по аэропорту Шереметьево в поисках банкомата Сбера, с функцией cash-in. Надо было избавиться от оставшейся рублевой наличности, закинув ее на карту. Из трех первых встреченных, один не принимал в принципе, второй не принимал, извиняясь, что в данный момент эта функция недоступна. Говносбер, чего уж… В третьем, естественно, очередь. Зато пока стоял, услышал фееричный диалог, который придал веселья на добрых полчаса. Точнее слышал я лишь одну часть диалога. Девочка звонит по телефону маме, вся в печали. Напоминаю, время около полуночи, ночь с 30 апреля на Первомай. Слова девушки: «Мама, я опоздала на самолет, он уже улетел»…
«Причем улетел сутки назад»…
«У меня вылет в час ночи 30 апреля»…
Видимо, логика как в газете с программой телепередач, где передачи после полуночи присоединяются к предыдущему дню.
Спать в Шереметьево совершенно неудобно, сиденья разделены металлическими спинками, не прилечь, по всему залу можно насчитать лишь несколько мест, где перемычек нет. Эти места помечены значками для инвалидов. Естественно, облюбованы спящими, впрочем, вполне здоровыми. Приходится ложиться в позе буквы «зю», обволакивая перемычку. Неудобно!
Делать в аэропорту ночью особо нечего. Киоски саморегистрации не давали возможности зачекиниться на наш рейс. Мало того, при попытке это сделать, зависали. Ради скуки подвесил целый ряд киосков. Но минут через десять «висения» они перезагрузились и снова ожили.
Ближе к 3 часам ночи на стойках Алиталии обнаружилось оживление, и началась регистрация. Мы были на стойке практически в первых рядах, поэтому выпросил аварийный ряд. У Алиталии странные требования к размеру ручной клади: 50х35х25см, стандартные чемоданы размера cabin size не проходят по ширине. У них обычно вместо 35см уже 40см. Но наш чемоданчик 40-сантиметровой ширины их не заинтересовал, без проблем на него навесили бирочку «approved» для ручной клади.
Грохот штампа о выезде при проходе пограничника добавил радости в жизни, и мы направились в зал ожидания перед гейтами. Спать также неудобно, но сказалась тренировка, вздремнул, даже всхрапнув.
Алиталия добавила социальной напряженности, объявив о посадке, хотя на стойке еще не были готовы к посадке в самолет. Народ быстро организовался в очередь, стоял и зверел минут десять. Возгласы про «сраную рашку» и прочее. Неужели так трудно начинать зазывать пассажиров и объявлять по громкой связи, когда вход в самолет уже открыт? Мне непонятно…
Сели на свои места в аварийном ряду. Этот ряд не чуть-чуть пошире, а просто широченный. Показалось, что перед нами просто выкинули целый ряд сиденек, оставив для прохода свободное пространство. Покормили средненько, наверное, по причине того, что время раннее, а на завтрак особо не балуют.
В Рим прилетели даже с опережением графика. Правда, телетрапа не было, вывозили на автобусах. Но времени с лихвой хватило, несмотря на большую очередь на досмотр. Летели транзитом из нешенгена в нешенген, поэтому паспортный контроль не проходили, виза Евросоюза при пересадке не нужна. Стараюсь при перемещении делать покупки в каждом аэропорту, пусть даже копеечные, оплачивая их с карты. Чтобы по истории покупок было видно, что поел в одном аэропорту, попил в другом, а в третьем уже начал тратить по-крупному. Если же этого не делать, то есть риск, что банк операцию в чужой стране сразу на большую сумму может счесть подозрительной и заблокирует карту. А если в планах было взять авто, оплатив его с карты, где сумма депозита немаленькая, то потеря работоспособности карты будет неприятна.
Так вот, для этой покупки был выбран римский дьютик. Цены там неприятные, почти такие же, как у нас в России. Но приметил миндальный ликер Disaronno, знакомый почти с детства.



Для рейса в Касабланку телетрапа нам тоже не полагалось, вывезли нас на автобусе. Ряд уже достался не аварийный, обычной ширины. Какие-то там сложности с его бронированием издалека и по интернету его не дают. Считается, что на нем должны сидеть только сильные и смелые люди, знающие английский. Поэтому, его дают лишь при регистрации из очереди, когда можно визуально убедиться, что пассажир не дряхлый старец и не малолетний ребенок.
Взлетели из Фьюмичино ранним утром, видимость отличная, облачности почти не было, редкие облачка. Пролетаем над Тирренским морем, потом пересекли остров Сардинию. Чуть дальше уже Балеары, но с высоты я не смог идентифицировать, над Ибицей летели, или же над Майоркой. И вот уже виден берег испанский. Несколько месяцев назад ударяли автопробегом по Испании, накрутив около 3 тыщ км, поэтому было интересно понаблюдать с высоты знакомые места. Самолет зашел с моря на материк где-то в области выше Торревьехи, ее еще многие называют Торрерусса из-за обилия русских, купивших там недвигу. Вот внизу Пунта-Прима, вот соляные озера Salinas ржаво-коричневого цвета, в которых мы плавали прошлым летом. Чуть дальше песчаная коса Ла-Манга и внутреннее «зеркальное» море Мар-Менор. Где-то рядом виднеется Картахена, древнеримский городок, созвучно названный в честь Карфагена.
Пролетаем над лесистой горной системой Сьерра-Невада, последним оплотом интернационалистов в конце 30-х годов. Кое-где даже снег еще остался. Дальше уже Гранада и самолет выходит снова на полет над морем.
Потом снова суша, уже марроканская, а может, еще и алжирская. Горы-холмы, ровные участки между ними засеяны-облагорожены. Приземлились в Касабланке еще до полудня. Прошли по коридорам в поисках места выдачи багажа и натолкнулись на паспортный контроль. Нечто подобное встречали в Египте. Надо заполнить небольшую миграционную карточку с простейшей информацией вроде имени-фамилии, номеров рейса и паспорта, национальности и адреса в стране. Для этого дела захватил пару ручек, заполнил практически без задержек. Но вместе с нами приземлился еще борт с Парижа, народу очень много. Надолго застряли в очереди. Прохождение туристов крайне медленно, погранцы могут по 5 минут тратить на одного проходящего, иногда просто уходят куда-то минут на пять, оставляя очередь в недоумении.
Тупость безграничнейшая, хотя вся работа заключается в разрывании миграционной карточки на две части, далее что-то там обводится, ставится пара штампов и потом одним пальцем набивается какая-то информация из паспорта (вероятнее всего имя-фамилия). Такое ощущение, что о сканерах там и не слышали.
Потеряли в этой дурацкой очереди более часа, хотя занимали на всякий случай в двух разных местах. После такого сразу создается впечатление быдлостраны, раз там позволяют издеваться над туристами подобным образом. Кстати, арабские женщины в толпе ведут себя просто отвратительно, не могут стоять спокойно и держать дистанцию, обступали сзади всю обувь, пытаясь продвинуться вперед. Мне-то пофиг, я от них чемоданом отгородился, а вот супруга стояла и морщилась из-за такого дискомфорта. Рядом еще стоял англоговорящий турист, тот вообще не церемонился. После такого «давления» и натиска сзади он не выдержал и громко рявкнул что-то типа: «Хули давите! Вот расстояние вытянутой руки, ближе ко мне не приближаться, блеать!» Но помогло это мало. Его, скорей всего просто не поняли, а привыкли себя вести как в стаде, не учитывая личного пространства.
Совсем не в тему стикер на стекле погранконтроля «Улыбнитесь, вы в Касабланке». Впору, наоборот, нахмуриться. Наконец-то вырвались из очереди, пройдя погранконтроль и получив номерные штампики о въезде. Поскольку, между будками погранцов много свободного места и можно легко прошмыгнуть мимо, то на выходе стоит еще один специально обученный пограничник, который проверяет наличие въездного штампа. Идиотизм в квадрате.
Далее спускаемся вниз в поисках своего багажа. На терминале нашего рейса уже нет, выясняю у сотрудников, где багаж Алиталии с Рима. Указывают на остановившийся транспортер с зависшим на ошибке табло. Никаких опознавательных знаков, что это багаж с Рима. Только по биркам на багаже можно определить. Нашей сумки нет. Даже не удивлен, поскольку ей надо было пройти сквозь итало-марокканское распиздяйство. Иду на стойку утерянного багажа. Подаю свою бирочку, ее забивают в трекинг и комп выдает информацию. Девушка ее озвучивает с видом тетеньки из сценки «Уральских пельменей» про почту: «Все нормально! Нету вашего багажа. В России он. Прилетит только в 20 часов вечера». Т.е. он даже еще и не столкнулся с раздолбайством итальянцев и арабов, споткнувшись о наше, родное…
Вежливо объясняю, что у меня нет никакой возможности ждать 7 часов свой багаж в аэропорту, сообщил, что буду в это время уже в Марракеше (200 км от Касабланки). Начинаю ей диктовать адрес своего отеля там, но она вдруг заявляет, что они могут доставить мой багаж лишь до аэропорта, а не до отеля, как это принято в Европе. Уточняю насчет компенсации, мне сообщают, что надо за компенсацией обращаться в Алиталию. В общем, багажа нет, предложил его вернуть мне обратно домой.
Направляемся дальше на получение забронированной машины. Нашли стойку рентакара Dollar, ваучер которого мне прислал economycarrentals, там все быстро оформляют, выдают документы от машины и отправляют на парковку.
По дороге к паркингу еще успеваю обменять немного долларов на местные дирхамы для карманных расходов. Курс был 8,3 дирхама за 1 доллар. Если прикидывать к рублям, то за счет двойной конвертации выходит около 37 рублей за 10 дирхам. И если еще грубее, чтобы оценить масштаб местных цен, мы считали 1:4. Т.е. местную цену в дирхамах умножали на 4, чтобы получить результат в рублях. Грубо, но позволяет сориентироваться. Более точный курс всегда можно посмотреть на www.xe.com
Подходим к паркингу и обнаруживаем там вместо Логана, который бронировали, малюсенького задротика Hyindai i10.



В нем ни места для задних пассажиров, ни пространства для багажа в багажнике. Возвращаемся назад в рентакар, кидаю ключи от "fucking i-ten" на стол с предложением заменить на машину подходящего размера. Встречаю полный отказ. Логанов у них уже нет, предложенный мне вариант якобы из того же класса, хотя на сайте категории economy manual и mini manual четко разделены. Все, что есть - это Симбол, который хоть и такого же размера, но считается классом выше и стоит почти в 2 раза дороже. Отдать автомобиль классом выше за ту же цену, как это обычно принято в цивилизованных странах, не хотят. Рулимся, рядимся, торгуемся, но почти безрезультатно. Удалось лишь сторговать размер доплаты за Симбол до 800 дирхам. Но подарить 100 баксов за почти такой же по размерам Симбол вместо Логана не хотелось. Пытаюсь договориться на то, чтобы мне дали любое авто до Марракеша, а там уже пересесть на то, что заказывал. Но и таких вариантов нет. Жопа!
Единственным вариантом предложили подождать до вечера, когда должен освободиться нужный нам Логан. Пришлось согласиться на него.
Перекусили в аэропортовом кафе, запив бутерброды-круассаны свежевыжатым апельсиновым соком. Даже не смотря на аэропортовую дороговизну, он стоил чуть более 50 рублей (14 дирхам) за большой стакан. Выбрали кафе, где огромными буквами под вывеской красовалось “wi-fi”, спрашиваю у официантки, какой пароль для входа, она сообщает, что вай-фая у них нету. Ну, нет вай-фая - нет чаевых. Все по-честному! Начинает складываться впечатление, что наебалово тут поджидает на каждом шагу. Я уже и забыл, что такое бывает в арабских странах. Расслабился, блин, разъезжая по цивилизованным Европам.



Итак, в рентакаре мне сообщили, что нужный мне ближайший Логан должны были сдать в 18 часов. Рассчитывая на нетрадиционную половую ориентацию местных авторентовальщиков, мысленно смирился с тем, что реально было бы уехать часиков в 19. Но реальность превзошла все мои самые смелые ожидания. Мы не уехали даже в 20 часов!
Для начала сдающий клиент опоздал более, чем на час. Нахуй тогда вообще время сдачи указывать, можно было бы лишь датой ограничиться. Приехав, он сразу своим видом показывал нагадившего где-то в запрещенном месте кота. Я, было, подумал, что это связано с горечью признания своего опоздания, но нет! При приемке авто выяснилось, что на ней появилась новая «коцка». Пациент сделал вид, что впервые о ней слышит, но его все равно пригласили на процедуру осмотра. Хуяк, и еще полчаса нету! В результате выяснилось, что парень брал авто через посредника, со всеми страховками. Сошлись на том, что ебать мозг за коцку рентакарщики будут его конторе, которая сдала ему авто.
Далее, оказалось, что надо бы переписать ранее оформленный контракт со мной, раз уж машину поменяли и дали нужную. Внезапно, не правда ли? А до этого сию процедуру сделать ну никак нельзя было?.. Итого, с приемками, проверками, передачами, еще полчаса. В итоге на парковке нас ждал практически новый белоснежный Логан, который у нас Рено, а у них - Дачиа. Комплектация самая минимальная, нету даже гидрача и кондея, стекла на мясорубках. Впрочем, вполне надежная, крепкая и относительно просторная машина. На всякий случай сделал фото одометра, датчика уровня топлива и всех коцек.



Выехали от аэропорта Касабланки мы лишь на закате, уже в девятом часу. Я, было, подумал, что можно было бы и свой багаж уже получить. Но ведь обещанные нам 20 часов, когда он прибудет, по-мароккански могли означать и полночь… Решили на свой багаж забить, смириться, и забыть. Из ценного там был лишь нанотехнологичный сверхлегкий и компактный спальный мешок, добытый прямиком из Британских вооруженных сил. Авось, отожмем с авиакомпании чего-нибудь в случае окончательного проеба багажа. Шмотки, которые были заряжены в багаж, особо меня не печалили. Сделаем шопинг, предъявим чеки авиапидорасам, которые теряют багаж.
Выехать-то выехали, а вот направление было задано криво. Намудрил я что-то в своем навигаторе, что он в упор нас отказывался вести по платным трассам, все норовил спрыгнуть в сторону и вести проселочными дорогами. Поэтому решил не мудрить, а ехать тупо по указателям на Марракеш. Для этого надо было лишь выбраться на платную магистраль А7. Первый ее платный участок стоил 10 дирхамов, далее уже выдавалась карточка с постоплатой при съезде с платной магистрали. Дорога везде прекрасная, два ряда, от встречки отделена рвом и кустарниками. Разрешенная скорость 120 км/ч, хотя часто встречали «жгунов», едущих и побыстрее. Кое-где встречались знаки типа «Всем построиться в колонну, держать дистанцию в 70 метров, вас снимает скрытая камера».
Нам-то было пофиг, ехали по навигатору, отслеживая, чтоб скорость была не выше положенной, а вот нас как стоячих обгоняли местные Спиди Гонзалесы. Обгонять-то обгоняли, но потом, после выезда с магистрали, стояли грустно и понуро около полицейского фургончика в ожидании озалупа. Там же при съезде с магистрали, оплатили еще 63 дирхама за проезд. Итого получилось, что с аэропорта Касабланки до Марракеша с нас взяли 10+63 дирхама. Бензин, кстати, стоил не так уж и дешево, более 12 дирхам за литр, т.е. даже дороже, чем в России. Заправок по дороге вполне достаточное количество, расположены примерно через 30 км пути. Стандарт маркировки поворотов в Марокко такой: первое предупреждение о повороте за 5000 метров, второе - за 1000 метров, потом за 400 метров, ну и над самим съездом тоже. Немного отличается от Европы, но пропустить свой поворот все равно сложно. На АЗС, как правило, есть кафе и магазинчики. Некоторые даже работали уже в позднее время. При заправке искали название топлива «sans plomb», что в переводе означало «без свинца».

Далее будет пространное повествование о том, как не надо ездить по старым городам. Если нет времени, то можно его прокрутить дальше, дам лишь два совета: первый - не ездить на автомобиле внутрь старых кварталов городов, второй совет - НИКОГДА не ездить туда.
Итак, после съезда с платника, навигатор нас вел в отель, забронированный заранее. Выбирал его среди топовых в рейтинге Трипэдвайзера. Хотелось, чтобы было очень аутентично, был бассейн, и было недорого. Все эти качества совмещал в себе, судя по отзывам и рейтингам Riad l'Oiseau du Paradis, расположенный в медине (Старом городе) Марракеша. Видал я эти медины, эти старые города… Жопа с проездом еще та… Горя хапнули в центре испанского Толедо, потом усугубили еще Аль-Байсыном в Гранаде. Медина представляет из себя узкие кривые улочки с непростой ориентацией и сложным проездом. Застрянуть там в узкой улочке, притереться к чьему-нибудь крыльцу или сломать зеркала, сдавая назад - вполне типично и ожидаемо. Кривизна улиц исторически объяснялась, якобы, удобством для обороны. Вроде как войска противника, расползшиеся по кривым и узким закоулочкам-переулочкам медины можно было легко изловить и придушить. Но, я думаю, фигня это все, такое объяснение... Обыкновенная криворукость арабов-строителей.
Имеющийся у меня экспириенс по движению в старых городах не дал результатов, я отнесся очень пофигистично к проезду через Марракешскую медину и полностью доверился своему GPS-навигатору. Подумалось, что ближе к полуночи трафика уже не будет, авось как-нибудь, да и проскочим…
А вот нет! Не проскочили… Въехали в Марракеш со стороны Касабланки, а наш отель-рияд был мало того, что расположен в медине, он еще и был с противоположной ее стороны. Сначала ничто не предвещало беды. Ну да, узкие улочки, но вроде как можно ехать. Несмотря на близость полуночи, плотный трафик из мотоциклов, мопедов. Кое-где встречались ослики с телегами. Потом все резко усугубилось. Сначала один поворот, за которым ждала узкая улочка, заполненная лавками и толпами идущих и едущих. Навигатор честно вел нас вперед, мы же ему доверились. Потом улочка стала еще уже, в поворот на машине уже надо было вписываться с переставкой, сдавая назад-вперед.



При всем, при этом, мы были в потоке объезжающих со всех сторон мопедов, мотоциклов. Нервозности добавляли толпы ребятишек, бегущие вокруг нас и показывающие в разные стороны. Надо сказать, что народ был общительным, доброжелательным и терпеливым. Все смотрели на нас как на слонов в посудной лавке. Я же вел себя несуразно, с притупленным чувством габаритов, давно утерянным от пользования парктрониками, со слабыми руками, не докручивающими тяжелый руль без гидроусилителя.



Навигатор вел вперед, а впереди перед нами улица сузилась настолько, что ехать дальше означало потерять зеркала или ободрать бочину. Ребятишки-помогайки изо всех сил старались помочь, указывая, как пролезть, сдавая назад-вперед. Я уж было хотел вернуться назад, чтобы выбраться из этого жуткого места, но путь назад был не таким уж и простым. Его преграждали толпы мотоциклов, скопившиеся за нашей машиной, терпеливо ждавшие окончания наших несуразных маневров. Пытаюсь разрешить проблему, кое-как сдав задом в карман-тупик, в надежде развернуться с его помощью. И тут выходит женщина, вызвавшаяся помочь и говорящая по-английски. Надо сказать, что с английским в Марокко сильный напряг, все привыкли общаться на французском и арабском. И она вежливо сообщает, что назад-то как раз разворачиваться не нужно, поскольку мы уже преодолели самый сложный участок пути. Типа, ехайте вперед аккуратненько, все у вас получится. Парочка местных ребятишек-сорванцов, знающие слова «left» и «right» вызываются помочь и вывести нас из медины обратно на широкие улицы. Отказываться не стал, и вот мы уже едем за бегущими по узким улочкам ребятишками. Вижу по навигатору, что улицы начали распрямляться, становиться шире. Отдаю помощникам несколько монеток за помощь в навигации. Они же предлагают свою помощь в поиске вариантов отеля. Я не оставляю надежд добраться до своего отеля, показываю им бронь с адресом. Они многозначительно разводят руками, вроде как это очень далеко, сквозь медину нам точно не проехать, но они могут быть проводниками, сообщая, что до самого отеля точно не доехать на авто, но они гарантируют, что найдут парковку в трех минутах от него. Набиваются в попутчики, предлагая свои услуги. Хорошо, сажу одного из них на заднее сиденье, уточняя насчет цены за такой сервис. Тот хитро отнекивается, типа приедем-договоримся. Нахуй-нахуй мне такие договоры, спрашиваю о цене напрямую, тот отказывается говорить. Ну, молчишь, значит, нафиг с подводной лодки, то бишь из машины. Приглашаю его покинуть помещение. Он начинает оправдываться, вроде как скажи, сколько дашь, сколько не жалко. Я оценил этот километр навигации, оставшийся до нашего рияда, в 10 дирхамов. Оказалось, недооценил. Попрощались с поводырями, едем дальше сами. Навигатор же упорно нас тянет в пучину медины. Я же опасливо разворачиваюсь каждый раз, как только улицы становятся узкими.
Понимаю, что с наскока нам до рияда не доехать. Перехожу к более продуманной тактике. Надо сказать, что я все же перед поездкой предполагал о проблемности проезда к отелю по медине. Поэтому внимательно изучил все эти закоулки около отеля через Google Earth. И высмотрел там несколько достаточно широких улиц, по которым можно добраться почти до самого нашего отеля-рияда. Но это же было не по-русски - начать сразу с правильной тактики, надо следовать правилу страны героев, сначала создавать себе трудности, а потом их героически преодолевать. А когда мы натерпелись горя с протискиванием по узким улочкам медины, тогда уже и можно проявлять чудеса смекалки, аккуратными шажочками объезжать вокруг крепостной стены медины, постоянно сверяясь с навигатором. После использования такой тактики спокойно проехали по широким улицам к точке, сохраненной мной в навигаторе под названием «cross to riad». До отеля оставалось 150 метров. Времени было уже за полночь, скитания по медине и окрестностям заняли почти 2 часа. Припарковал машину на аварийке, оставил супругу сторожить ее, а сам направился искать отель. Неприятно, но всезнающий Google Earth накосячил с координатами, отеля в искомой точке не было. Пришлось просить помощь местных, спросил об отеле у лавочника, тот был не в курсе. Зато были в курсе пара смуглых мутных личностей из числа его покупателей. Они с радостью предложили мне помощь, чтобы проводить до отеля. Ночь, темень, я бреду по улочкам марракешской медины в сопровождении двух амбалов. Они заводят меня в какой-то закуток типа стройки, что-то обсуждая между собой на арабском. Народу вокруг больше нету. Думаю, что если захотят грохнуть, то ничего им не помешает.
Но все обошлось, по стройке мы лишь срезали часть пути. Они привели меня к самым дверям отеля-рияда. Ориентироваться надо было на указатели перекрестков Derb Cherrata, указанных в букинге. А уже в нужном переулке ищем номер двери 27.





Очень доброжелательно попрощались, ничего не попросили за свою помощь. Достучался до ресепшн лишь со второго раза, двери мне открыл уже готовившийся ко сну администратор. Я извинился, что приехал так поздно, попросил помощи с поиском парковки. Он сразу же предложил меня туда проводить. Вернулись вместе с ним к машине, потом доехали под его руководством до парковки, которая оказалась в 200 метрах от отеля (GPS N31.62509 W7.98243). Цена парковки за сутки при букинге была указана в 1 евро, в реальности оказалась несколько выше - 30 дирхамов. Время позднее, спорить было трудно, молча оплатил.

Продолжение далее...

Марокко, туризм

Previous post Next post
Up