Крепость Ичан-Кала в Хиве (Ichan qalʼa, Xiva)

Mar 30, 2014 20:07

1. Зубец стены Ичан-Калы



Начиная рассказывать о Хиве, я не могу не дать ссылки на посты уважаемых товарищей-по-жж, которые, правда лишь отчасти, повлияли на решение туда поехать.
liseykina - 1, 2, 3 cr2 - 1, 2 cheger - 1 - в этих постах много отличных фотографий!
Карты по Хиве я брал - здесь

Но я увидел Хиву несколько не так, как те люди, на которых я сослался выше.
Думаю, что это было связано и с тем, что мы там оказались "не в сезон". Вернее сказать - незадолго до начала сезона. Деревья стояли без листьев, только начал зацветать вяз, трава была еще пожухлой и дети, готовясь к Наврузу, украшали сцену не реальными цветущими ветками абрикоса (то бишь урюка) - а их макетами из ветвей и цветной бумаги.
В этом году весна в Средней Азии затянулась и мой расчет на то, чтобы "увидеть цветущую пустыню" не оправдался - вероятно, что ее увидят те, кто поедет туда в апреле.


Ну и было еще несколько причин, по которым Хива не показалась мне таким уж идиллическим городом, как про нее пишут многие - беготня на работе перед отъездом, позднее (но по расписанию) прибытие самолета в Ургенч, своеобразный паспортный и таможенный контроль в Ургенче же (пройденный без проблем и обысков - но уж больно долго и сумбурно) и, наконец, ситуация с гостиницей в Хиве - та гостиница, в которой мы планировали остановиться, была закрыта вообще (не сезон!) а Малика-Хива, в которой мы оказались - была дороговата (ибо монополия в данный момент), а в номере было шумно.
Причиной шума оказалась газовая электростанция - практически все электричество в Хиве (необходимое и для отопления, ибо топят электрическим способом) получается при использовании дешевого местного газа. Но эти электростанции очень шумные (особенно в низких частотах) и тут надо бы применить шумоглушение - но никто этим не занимается, а ставят большие(!) станции во дворе и вот они так весь день и ночь...

В результате, 15 марта я был не очень способен на совершение каких-то сильно осмысленных экскурсий и мы отправились вдоль стен "внутреннего города", который в Хиве называется Ичан-Кала и включен в спиок мирового наследия ЮНЕСКО.

Карта Ичан-Калы со списком достопримечательностей (на английском) - я ориентировался в городе по ней (распечатал)


Ичан-Кала занимает территорию прямоугольной, в плане, формы, площадью около 30 га. Высота глиняной стены, окружающей поселение, достигала 8-10 м, толщина - 6-8 м, а длина - более 2200 м. Укреплённые стены Ичан-Калы с полукруглыми башнями по периметру обеспечивали надёжную защиту, в верхней части стены находилась стрельчатая галерея с бойницами и зубцами.
По центру каждой из четырёх частей стен Ичан-Калы располагались дарваза (ворота).

Такие стены - сложенные в своей основе навалом камней (если они есть), кирпичей, мусора - и обмазанные смесью тростника и глины - видимо очень архаическая форма крепостных стен - они кажутся не столько созданными по какому-то плану (хотя план был) а слепленными их песка и глины - какими лепят замки дети на пляже. И вот эта "детскость и простодушие" привлекает внимание больше всего.

Мы пошли вдоль стен от западных ворот Ата-Дарваза (напротив них была расположена наша гостиница) против часовой стрелки на юг.
В этот день мы решили не брать билеты "на посещение крепости" - в Хиве эти билеты продают как-раз в Ата-Дарвазе, действуют они два дня и стоят 30 тыс. местных сум (это около 500 рублей).
Почему - потому, что не собирались в дворцы, а в самой крепости живут люди и вход в нее свободный - только через другие ворота или через места, где стены нет. Правее Ата-Дарвазы, за памятником математику Аль Хорезми как раз есть такое место, стена тут снесена - равно как снесена стена и правее восточных ворот, Палван-Дарваза - у рынка и остановки такси.

2. Западные ворота Ата-Дарваза (Ota Darvoza), были построены в виде, близком к современному, в 1843 году, внутри было 43 торговые лавки и крытый базар - Чорсу, комната для сбора налогов (Божхона) и комната обмена денег (Саррафхана). Ворота были разрушены в 1920 году (в период борьбы с басмачами Джунаид-хана) и восстановлены в их первоначальном виде только в 1975 году, высота ворот - 10 м, ширина - 4 м



3. Идем на юг - к стене пристроен достаточно новый (или обновленный) мавзолей, название которого найти не удалось



4. Юго-западный угол - достаточно большое кладбище - здесь есть склепы разного размера, в них только кости - аналогично могилам на Ближнем Востоке



5. Два мавзолея - через дорогу жилые кварталы



6. В стенах пробиты "лакуны" - прежде всего это места, куда вставляли опоры для лесов, по которым передвигались строители стены. Но, возможно, они же могли быть и бойницами. Хорошо виден состав материала стены - тростник и глина - саман



7. Так выглядит юго-западный угол Ичан-Калы. Желтые трубы - подача газа, проложены по воздуху, прямо через стену



8. Южные ворота Таш-Дарваза (Tosh Darvoza), построены в 1830-40 годах, перестроены в 1873 году. Это шестикамерное сооружение с двухкупольным проездом по центральной оси. По сторонам от проезда расположены четыре купольных помещения для таможни и караула. Ворота использовались караванами, приходившими с Каспийского моря. Размер в плане - 9,7х17 м; высота - 9,3 м



9. Стена Ичан-Калы у южных ворот (угловая башня полуразрушена)



10. Восточные ворота Палван-Дарваза (Polvon Darvoza) построены в 1804-06 годах. Через них караваны двигались к городу Хазараспу и реке Амударье, ворота использовались для размещения торговых лавок. Размер в плане: 51,76х17,5 м, большие купола - 5,2 м в диаметре; два маленьких купола - 4,5 м; лавки - 2,8х4,4 м. За ними расположен большой городской базар на который мы попадали с регулярностью.



11. Ворота Палван-Дарваза выглядят как «даш куча» (каменный коридор), вытянутый с запада на восток, фасады оформлены в виде арочных порталов, проезжая часть перекрыта цепочкой из шести куполов, а в боковых арках размещены торговые лавки, по две в каждой. Справа от ворот на выходе из Ичан-Кала до 1873 года был невольничий базар, а в нишах ворот беглые рабы и мятежники ждали приговора. Здесь также оглашались ханские указы и совершались расправы над преступниками



12. Кажется, что этот внушительный (но кривой) портал (за куполом бань Ануш-хана - распознаваемых по работавшему когда-то металлическому котлу для воды)) также связан с Палван-Дарваза, однако это не так



13. Это медресе Аллакули-хана 1834-35, - первое из увиденных нами "близко" медресе



14. Вовнутрь (и даже во двор) этого медресе нельзя было зайти, оно, как и стоящие рядом с ним караван-сарай и крытый рынок имени того же Аллакули - были закрыты в ожидании сезона, когда там будет функционировать ресторан и сувенирные лавки



15. Северные ворота Багча-Дарваза (Bogcha Darvoza) также построены в 19 веке, их размер в плане: 18,0х16,0 м; высота - 8,5 м. От этих ворот начинается дорога на Ургенч, они ведут к "русской" части города



14. Вид северных ворот из Ичан-Калы



15. Подъем на стену, сделанный у северных ворот, позволяет закатывать на стены повозки с грузом



16. Так выглядит стена в северо-восточном углу Ичан-Калы



К юго-западной стене Ичан-Калы мы вернулись ближе к закату (надо же было использовать "режимное" фотовремя!) Нельзя сказать, что получилось что-то выдающееся, но смотреть, как глиняные стены меняют холодный, до серого, дневной цвет на теплый желтоватый, затем на оранжевый а после на какой-то серебристый - в полнолуние - было приятно.

17.



18.



19.



20.



21. Стемнело и взошла луна



Опубликовано в DW - https://alexjourba.dreamwidth.org/257832.html

узбекистан, хива, 2014

Previous post Next post
Up