Сознательно не спешил смотреть в дурном качестве, и оказался прав: видеоряд пасмурный. Советую смотреть только в хорошем.
(Вообще щекочущие нервы сцены лучше смотреть эдак откинувшись в кресле. Потому как стандартнейшие ходы для массового зрителя. Приглушив звук и соотнося их с сюжетом и общим замыслом. Их тут таки есть, и пребогато.)
Мощная вещь. Удивительно, как цензура пропустила. Формально это приквел, но с точки зрения социальной инженерии речь о так называемой "толерантности". Одновременно и о старой технологии ака "социал-демократии". Не удивлюсь, если режиссёру дадут титул. Заслужил.
Фильм крайне богат на ассоциации. Скорее, опавшие листья набор видеороликов -- деталей паззла. Не случайно Ридли Скотт мастер рекламы. Заметки будут тоже весьма хаотичны.
1. С точки зрения метасюжета главное событие -- вступление в игру андроидов. Очевидно, это метафора той самой "толерантности" и формирующегося ныне "третьего пола". И
отнюдь не в Розановской интерпретации.
С другой стороны, "толерантность" разъедает основания бытовой, повседневной жизни -- черта, скорее, вирусная.
2. (В скобках замечу, что упрёки добрых, но несколько наивных рецензентов в стиле "как же биологическая безопасность -- ходят по чужой планете без скафандров" совершенно нелепы. Как будто режиссёр идиот и не понимает этой важной детали. ТАК И ЗАДУМАНО. Нелепо защищать подопытных кроликов от прививаемого им вируса.)
3. Кульминация фильма -- диалоги роботов -- очень мощная вещь. Особенно тема музыки и флейты. Что заранее очерчивает круг роботячьего творения: они не вырвались за пределы человеческой культуры. В конце концов, мегаломанические мечты о создании гомункулусов очень человечны. Зачем роботу создавать новую расу непонятно кого?
4. Кстати, элемент вредоносного вируса есть и в самом фильме: ассоциация зла с высокой европейской музыкальной культурой. Давний голливудский пунктик, и далеко не безобидный.
5. Финал немного смазан: в конце робот даёт понять, кто он. Важный момент: и опять, очень человеческая черта. "Тю, тоже мне робот." Тру робот сделал бы всё заподлицо. То есть режиссёр хотел сказать именно то, что сказал.
5. Развязка является таковой очень условно: в конце концов, зрителю неизвестно, который из роботов возвращается в звездолёте. И чем занимается оставшийся.
Вообще финал разборки аристократов роботов задёрнут занавесочкой. Кто там как кому чего и сколько. Может, они вообще договорились. Поделили земшар Советский Союз сферы влияния.
6. Фассбендер великолепен. Главные действующие лица -- два робота, а людишки вокруг -- так, подтанцовка. Как и алиены. Метафора высшей аристократии (привет механицизму 18 века). "Слуги народа", хе-хе.
7. А чего стоит видео-эпиграф к фильму! Это прелесть что такое. "Вы умрёте, а я буду жить вечно. -- Подай мне чаю." Привет опять же Достоевскому: "всему миру провалиться, а мне чаю пить". И опять же Вагнер, "вход богов в Валгаллу". Пир богов!
8. Загадочная врезка с нисхождением заразы на античное собрание.
9. Смерть капитана звездолёта в самом начале и его замена фанатизированным сектантом задают тон всем людским действиям и дают дополнительную возможность для сюжетного манёвра в последующих приквелах.
10. Кстати о приквелах. Фильм суть приквел приквела, то есть приквел второго порядка. Ух.
11. Ну и да, диалоги роботов это, конечно, англо-американский "диалог двух культур". Кто есть ху прозрачно. Загадка для любознательного читателя: кто же в этом контексте алиены?
12. "Братское приветствие" роботов при встрече -- прелестное камео о месте масонских ритуалов в системе общественных отношений. Красиво работают, черти.
13. Да какая это, к чёрту, фантастика. Реалистичнейший реализм, зачастую грубый.
14. Игра на флейте это такое ружьё, которое может выстрелить ещё как. Может, это коды доступа, вмонтированные их создателем. Он тоже ещё может появиться в сюжете. Чаю он требует, кстати, сидя в старинном итальянском кресле. И глядя на старинную итальянскую картину. Рядом -- античная статуя.
15. Тема отцов и детей творцов и их созданий раскрыта только со стороны сюрпризов от созданий. Обратная тема, власти творцов над созданиями, не раскрыта совершенно, хотя материала для этого море. Возможно, цензурные запреты.
16. Финал, повторюсь, не завершён, так как провозглашённая в эпиграфе задача -- кто же создатель людей -- формально не выполнена. Что создаёт прямо океан возможных ходов. Например, закольцевать сюжет.