Как полюбить российские поезда?

May 13, 2016 11:02

В своё время я вдоволь накатался по России на поездах. На фирменных, на убитых, на пригородных, на плацкартных, на сидячих, на стоячих, на купейных, с обслуживанием, без обслуживания. До тошноты. И как-то не очень я их полюбил: лишний раз уже не хотелось куда-то ехать на поезде, особенно, если более одной ночи. Поэтому чаще стал ездить на машине, даже если далеко. Но как же я недавно обрадовался, когда залез в купе обычного поезда Москва-Димитровград - это не передать словами.   И знаете почему?



Потому что за день до этого я опять провёл ночь в гестапо на колёсах.


Если вы путешествуете из Будапешта в Белград, то возьмите лучше автобус, но не залезайте в этот вагон.   Но обо всём по порядку.

Виза

Балканы - это совершенно разные страны, некоторые из которых даже особо и не дружат между собой. Поэтому, чтобы посетить сразу несколько балканских стран, вам придётся делать несколько виз. К примеру, из того списка стран, которые мы проехали на машине: Сербия, Румыния, Болгария, Македония, Албания, Черногория,  визы для россиян необходимы в 3-х из них: в Болгарии, Румынии и Албании.  Правда, есть лайфхаки, которые могут здорово упростить въезд во все страны.

Во-первых, в Болгарию можно въехать по румынской, кипрской и хорватской визе (как и в эти страны по болгарской). Во-вторых, Албания ежегодно становится безвизовой для россиян в летний период (каждый год этот период устанавливается отдельно, но обычно это май-октябрь). И самый главный лайфхак:  все страны совершенно открыты для вас по многократной Шенгенской визе!  С одной лишь оговоркой, что виза должна быть уже открыта, то есть по ней должен быть осуществлён въезд в Шенгенскую зону.    Естественно, лучше всего сделать один шенген, нежели возиться с несколькими национальными визами, которые в будущем даже не пригодятся и, скорее всего, будут выданы на сроки поездки.

Именно по этой причине мы решили сделать венгерский шенген. В прошлом году венгры дали мне годовой мультик, поэтому в этом я надеялся на двухлетний, но, как минимум, можно было рассчитывать на годовой (его и дали, в конце концов).  Что ж, после получения венгерского шенгена оставалось только проложить маршрут до нашей стартовой точки автопутешествия в Белграде через Будапешт.   Что мы и сделали. В Будапешт летает один из европейских лоукостеров - WizzAir, билеты на рейсы которого можно урвать по очень хорошей цене. Под наши даты вышло что-то около 13 000 р. туда-обратно. Не дёшево, но и не дорого, учитывая, что в соседние европейские города регулярники возят уже по 20+ тыр.



Поезд

От Будапешта до Белграда - менее 400 километров по прекрасным дорогам, поэтому все здравые люди давно преодолевают это расстояние на машине. Но кто сказал, что мы ищем лёгкие пути?  Нет, ну сначала я тоже планировал взять ренткар в Будапеште и на нём уже двинуть на юг. Но вот беда, ни один прокат, куда я обратился (я предпочитаю брать машины не у раскрученных прокатчиков, типа EuropCar или Hertz, а у местных частников) не разрешил выезжать из Евросоюза. Сербия или Македония для них что-то вроде Нигерии, где очень высок риск повреждения автомобиля и возникновения проблем с возмещением убытков через страховую компанию.   Что ж, оставался только вариант с арендой машины непосредственно в Белграде.  Но до него еще нужно как-то добраться.  И вот тогда я решил попробовать доехать на ночном поезде Будапешт - Белград, в котором был вагон для нахождения в горизонтальном положении. Для них это категория нашего плацкарта, но на деле выходит практически купе на 6 (!) человек (couchette car).  При покупке я даже не подозревал, что в Европе можно путешествовать на поезде, по 6 человек в одном отсеке. Но как я ошибался...



Первые приключения начались уже при покупке билета на сайте железных дорог Венгрии.   Попробуете что-то купить там и будете боготворить сайт наших РЖД.   Мне нужно было купить 2 билета в одном купе туда и обратно. Но система почему-то упорно предлагала билеты в разных купе, даже несмотря на то, что я указывал двоих путешественников в одном заказе. В итоге, отказавшись от оплаты уже сформированной первой брони, я решил начать бронировать заново, и, о чудо, система предложила места уже в одном купе!  Счастливый, оплатил заказ (сумма отображается в форинтах) и начал печатать рецепты на получение билетов в вокзальном автомате. И вот тут меня прошиб холод - принтер выплюнул в 2 раза больше бумаги, чем было нужно. Приглядевшись, я понял, что та чёртова первая бронь никуда не делась, а просто упала в общую корзину, которую я целиком и оплатил!  Пересчитав сумму заказа с форинтов на рубли, я окончательно убедился в том, что сильно облажался.  В условиях заказа эти билеты оказались non refundable, так как международные и, типа, дешёвые. Так я потерял 6000 рублей (купив лишних 4 билета по 1500 р. - туда 2 и обратно 2).   По прибытию на будапештский вокзал Keleti, я, конечно, обратился в клиентскую службу и попросил вернуть деньги. Билеты Будапешт-Белград наотрез отказались принимать к возврату, а вот на обратку дали заполнить форму. В общем, вчера пришло письмо, что мне из 3000 рублей к возврату насчитали .... только 450 р :) Остальное съели всякие комиссии.   Ну как, уже начали пересматривать своё негативное отношение к РЖД? :)



Поезд из Будапешта в Белград ходит 2 раза в сутки. Мы выбрали ночной, чтобы по прилёту в Венгрию успеть погулять по столице, поесть квашеной капусты с колбасой и выпить по бокальчику Токайского. Ну и в ночь сесть в вагон и забыться сном.  Как я был наивен, рассчитывая на сон...

Поезд стоял на перроне и мы пошли искать наш вагон, по пути обнаружив что-то до боли знакомое.



Да, это прицепной вагон РЖД, на котором можно доехать до Белграда из Москвы, через Будапешт. Не скажу, что это самый дешевый вариант, поэтому русских людей возле вагона обнаружено не было.


Пройдя РЖД-шный вагон, нашли и наш...   Как же захотелось залезть в предыдущий!..



Это вагон сербских железных дорог, который остался в неизменном состоянии еще со времён Югославии.



Вагон стоял без признаков жизни, а до отправления оставалось каких-то 20-30 минут.  После того, как мы начали уже пинать ногой закрытую дверь, из окна высунулась сонная голова проводника.  После этого открылась дверь, он взял наши билеты и долго их изучал, внешним видом удивляясь, за каким лядом мы вообще припёрлись к его вагону.



Попутчики

Минут через 5 подошла еще одна женщина с баулами, которая на смеси русского и сербского что-то пыталась спросить у проводника. Так мы и познакомились с нашей попутчицей Златой, учительницей из Киева, которая ехала погостить к своим друзьям в Белград. Она купила в кассе билет в сидячий вагон, но видя пустоту лежачего, решила уговорить проводника пустить её туда. "Без проблем" - сказал проводник и попросил 10 евро взамен. Злата было уже полезла за деньгами и почти сунула их в руку проводника, как я вспомнил, что у меня есть два лишних билетика. И отдал один из них Злате за 5 евро, сэкономив ей половину суммы :)



Злата оказалась очень добродушным человеком и завалила нас подарками: пивом и сушеной рыбой. А еще Злата везла с собой 10 литров водки в подарок своим друзьям и очень переживала за то, как отнесутся к этому венгерские и сербские пограничники... Мы даже разработали схему по распределению бутылок между нами.   Но всё обошлось.
За разговорами и еще одной бутылкой "Токайского" не заметили, как наступила полночь.



Катастрофа

Решили умыться и лечь спать. Но и первое, и второе в этом вагоне нельзя было сделать без бубна.  В сербском вагоне есть два умывальника - один отдельный, второй в туалете. Тот, который отдельный, оказался забит и залит водой, которая вытекала через край, а вот второй....



Сначала в туалете не было света, поэтому мы попросили проводника решить эту проблему. Когда он её решил, мы поняли, что лучше бы он этого не делал, ибо теперь стал виден весь масштаб биологической катастрофы.




Но желание помыть уставшие с дороги ноги и лицо перевесило чувство брезгливости. И тут еще одна засада: вода в кране начинает течь только тогда, когда ... нажимаешь педальку у пола!  Как в унитазе старого, доброго российского вагона без биотуалета :)     Решение: наступить одной ногой на педаль, вторую ногу закинуть в умывальник и при этом не упасть в биологически активный унитаз...

Справившись с первой задачей, перешли к решению второй. Купе этого вагона рассчитано на 6 человек. То есть, в нем 6 полок, по 3 с каждой стороны. И каждая предназначена для нахождения на ней человека. Теперь представьте себе наш плацкарт - тоже три полки, но самая верхняя там багажная. А здесь она пассажирская. И залезть на нее можно только по приставной лестнице, которой не оказалось (обычно они лежат на тех же полках). Получилось так, что на третью полку не залезть, а нижняя расположена почти на самом полу, и от нее воняет таким старьем и чем-то еще, что даже садиться на нее не хочется.



А вот самая удобная - средняя. Но она сложена и заблокирована специальным ключом, наподобие нашего, треугольного.   На просьбы открыть вторую полку проводник никак не отреагировал, что-то пробурчав себе под нос на сербском. Вот тогда-то мы и применили мой новый мультитул "Экспедиция "Travel Edition", который я предусмотрительно взял с собой в поездку.  Таким же макаром открыли полку и в соседнем купе, где расположилась Злата.



Проводник выдал комплект постельного белья, которое было больше похоже на тряпки из лазарета. Представляете себе стандартную РЖД-шную простынку? Так вот, эта ровно её половина. То есть узкий кусочек серой тряпочки. "Одеяло" такое же, а наволочка не предусмотрена вообще.



Но уснуть так и не получилось - в вагоне стало очень жарко, и что-то всю дорогу в вагоне громко тарахтело, скрипело. А потом граница и пограничный контроль: сначала прошлись венгры, потом сербы. В 6 утра приехали в Белград.



Возвращались из Белграда в Будапешт мы на том же поезде, и в том же вагоне - он там один такой. Когда сели в совершенно пустой поезд, то были уверены, что пустым он и поедет. Но это же Балканы... Тут ничего нельзя предугадать. За 15 минут до отправления, в вагон повалили толпы... японских пенсионеров с огромными чемоданами на колёсах! Япона-бабки так резво закидывали их в вагон и кантовали в выделенные для них купе, что наши челюсти висели где-то в районе нижней полки. Таким образом, мы воочию увидели, как 6 человек умещается в одной клетушке... Но японцам с их капсульными отелями не привыкать.   Наше купе тоже не обошли вниманием, подселив девушку из Франции и парня из Испании. Приятно провели за общением остаток вечера и улеглись спать. Мы с товарищем на верхних полках, а белым людям отдали нижние :)   Среднюю уже не стали раскладывать.



Белград

Окраины Белграда, вдоль ж/д-путей:



Раскрашенный граффити поезд белградского метро:



У вокзала нас встретил мой товарищ, который уже давно живёт в Белграде, и с которым мы три года назад катались вдоль Дуная.  Напоил, накормил и спать в свободной квартире уложил.

В кафе у inserbia как дома. Будете в Белграде, зайдите посидеть в "Bier Strasse 13" на Zivka Davidovica, 13. Кухни там пока своей нет, но напитки отменные. А еще Александр открыл свой хостел. Так что весь спектр услуг, обращайтесь - поможет и словом, и делом.



Съездили в новый Белград, дорвался до балканской еды. Скучал.



Утром прокатчик пригнал машину к дому, расплатились за неё наличкой, подписали бумаги и отправились в сторону румынской границы...



Продолжение следует...

PS. Извините за фото с телефона, но распаковывать технику в дороге было просто лень :)  Дальше будут уже фотографии хорошего качества.

PPS. В индийских поездах не ездил, но много про них читал и смотрел. А здесь речь про Европу.

Еще рассказы об этой поездке:
1. Полмесяца на Балканах

В этой поездке меня поддержали:







Автомобильные гаджеты
Информационная поддержка

balkanexp, Будапешт, Венгрия, Белград, Сербия

Previous post Next post
Up