"Там русской дух... там Русью пахнет!" Даже и не припомнить лучших слов для описания одного из самых интересных и самобытных национальных парков России - Кенозерского. Кусочек Руси... ммм... настоящей? Я не знаю, какая была Русь на самом деле, но мне кажется, что именно такая, как в Вершинино и других окрестных сёлах в этом озёрно-лесном краю. Островок законсервированной жизни, нетронутой преобразованиями постсоветской нации. Живая история, освещаемая православными крестами на покосившихся деревянных куполах и ночными всполохами баллистических ракет.
Оставь мобильник, всяк сюда входящий...
Добраться до затерянного в архангельских лесах Кенозерского национального парка не сложно. Нужно просто сесть в Москве или Санкт-Петербурге на поезд, следующий в Архангельск, и выйти на станции Няндома. Далее рейсовыми автобусами Няндома - Каргополь, Каргополь - Морщихинская, либо на такси. Время в пути около 3 часов. Если у вас автомобиль, то просто ставьте точку в навигаторе в деревне Вершинино и наслаждайтесь дорогой, как мы. Скучать точно не придётся. Живописные деревянные мосты, древние церкви, понтонные переправы через Онегу, вроде той, что ждёт вас в Вознесенской.
Один только мост через реку Кену в деревне Измайловская чего стоит.
Пятницкая церковь Кенорецкого погоста. В каждом слове - Русь. Вы знали, что означает слово "погост"? Нет, это совсем не то, что вы всегда думали. Это административно-территориальная единица на Руси, кою ввела еще княгиня Ольга. Погост был местом остановки князя и его дружины во время сбора дани с новгородцев, своего рода постоялым двором, от слова погостить. Позже погост стал обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней. И только после этого появилось значение погоста как сельского кладбища.
Долгая, петляющая по таёжному лесу грунтовка наконец приводит в цивилизацию. Деревня Вершинино - главный перевалочный пункт для всех, кто приезжает в Кенозерье.
Здесь можно остановиться пожить в одном из таких
гостевых домиков. Баня во дворе, вода в озере, дрова в сенях.
Вода, кстати, коричневого цвета от торфа. Она в озере вся такая. Местные пьют её так. Мы вскипятили, но цвет таким же и остался - готовый чай. Кстати, очень вкусная.
В Вершинино, на холме у самого озера есть деревянная Никольская часовня.
Роспись "небес" часовни выполнил иконописец Фёдор Захарович Иок в период XIX-XX веков.
В Вершинино для гостей периодически устраивают колоритнейшее представление «Кенозерская вечерка». Песни и частушки в исполнении самобытного фольклорного коллектива, состоящего из местных жителей и гармониста Алексея Тряпицына - главного героя фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Тряпицына", окончательно погружают в атмосферу той, "махровой", Руси.
И да, это именно тот самый Алексей Тряпицын, если вы смотрели фильм. Фильм о реальной жизни в российской глубинке, без прикрас.
"Белые ночи..." получил главный режиссёрский приз «Серебряный лев» на 71-м Венецианском кинофестивале в 2014 году. Алексей Тряпицын так и работает почтальоном, соединяя собой все деревни Кенозерья.
Добраться до многих из них можно только по воде. В некоторых из них практически не осталось жителей. Читая про эти деревни на WiKi, вы часто будете видеть строки, вроде: "По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в селе Сысова проживало 0 человек".
Главный транспорт жителей Кенозера - моторная лодка. Без неё тут никуда. Кража лодочного мотора у Тряпицына стала главной сюжетной линией фильма.
Неважно, какая у тебя лодка - важно, какой мотор.
Вот так команда журналистов из Питера и Москвы, объединённая с командой нашей экспедиции "На Север!", переезжала от одной деревни к другой.
Незабываемую поездку по озеру для нас организовала Анастасия Скребцова, зам.директора Парка по экопросвещению и развитию туризма. Правда, в настоящее время Настя работает уже в другом нацпарке - Куршская коса :)
Первая остановка в деревне Зехнова.
История деревни начинается в XVI веке, когда, по одной из легенд, здесь поселился первый житель - Зех.
Одно из мест съёмок фильма.
В центре деревни находится часовня апостола Ионна Богослова, построенная в конце XVIII века на склоне высокого холма - «Буй-горе». Это единственная в Архангельской области часовня с галереей на консолях.
Художники - частые гости этих мест.
Рядом с часовней некогда выросла «святая» роща, от которой до сегодняшнего дня сохранилось несколько старых «заветных» елей и сосна, где Богом принимались заветы, т.е. просьбы (обычно об исцелении).
На протяжении многих веков жители деревни Зехнова жили натуральным хозяйством, обеспечивая себя всем необходимым. Сейчас тут почти никого не осталось - лишь летом дачники на сезон приезжают, да пара бабушек.
Основные занятия - земледелие, животноводство, лесозаготовка, рыбный промысел.
В конце XIX века на пересечении ручья Безымянного и дороги, ведущей из деревни Зехнова в деревню Спицыно, была построена водяная мельница - «верхнебойка».
Для работы мельницы необходим был поток воды, поэтому вручную был прорыт водопроводящий канал - копанец длиной 390 метров. Жители деревни постоянно следили за исправностью мельницы и плотины.
В конце 1970-х годов мельница пришла в негодность. В конце 1990-х годов была начата ее реставрация, закончившаяся в 2008 году.
И всё-таки она вертится.
Следующая деревня - Тырышкино - одно из живописнейших мест на Кенозере. Название деревни связано, видимо, с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах «тарышками» называли в XVI - XVII вв. служилых людей среднего звания - достатка, среди них встречались стрельцы и холопы, крестьяне и дьячки, бобыли, ремесленники и писцы. Ими и была, видимо, основана деревня.
Местное население Тырышкино работало на промыслах в Пудожском уезде, в Олонце, Петербурге и других городах. Оттуда и были принесены Кенозерскими мастерами художественные приемы украшения домов. Один из таких домов расположен на самом высоком месте холма, с которого открывается лучший в округе вид. Крестьянин Максимов постарался особенным образом украсить резьбой свой дом - так родился Дом с резным балконом".
Придорожная часовенка, называемая Крест, - настолько мала, что внутри может поместиться только один человек, и то коленопреклоненно. Часовня считается самой маленькой в России.
Часовня Параскевы Пятницы находится там же, неподалёку от Креста, скрытая густыми лапами елей.
В России осталось не так уж и много мест, где культурное и природное наследие сохранилось бы наиболее полно и многогранно. Одним из таких мест, несомненно, является Кенозерский национальный парк, один из последних островков исконно русского жизненного уклада, культуры, традиций, сохранивший богатство и чистоту своего внутреннего мира, обращенного к истокам.
Как-то публицист «Русской службы BBC» Владимир Пастухов высказался по поводу фильма Кончаловского:
«Расхожее мнение состоит в том, что Кончаловский снял фильм о русской деревне. В действительности он снял фильм о России в целом. Потому что вся Россия, по его мнению, была и остаётся в этическом и гуманитарном отношении деревней, несмотря на все свои космодромы и ракеты. Более того, в последние десятилетия деревенская ментальность лишь укрепила в ней свои позиции. Русский мир по Кончаловскому - это крестьянский мир со всеми его плюсами и минусами. Так было четыреста лет назад и так продолжает быть сейчас».
Русь деревянная никуда не исчезла - она осталась внутри нас.