Экспедиция "На Север!": Катакомбы Медвежьегорска, Пудож, Беломорканал и как я чуть не утонул

Aug 31, 2015 11:02

В чём, по-вашему, главное отличие Архангельской области от Карелии? Разница, на самом деле, отчётлива видна и даже ощутима. И её даже можно сфотографировать!



Не поняли? Ну вот вам еще фото этого места, но с другого ракурса:




Надеюсь, теперь понятно :)

Дороги (скорее, направления и тракты) Архангельской области  - суровое испытание для любого автомобиля. Каким бы крутым и надёжным он не был, но поездив по ним с месяц, что-нибудь, да отвалится. У наших "Патриотов" тоже отваливалось по мелочи - то саморез из обшивки, то бачок омывателя слетал с креплений. Но это всё мелочи и крупных проблем с УАЗами не было.

На этом фото мы стоим у границы Кенозерского нацпарка, про который я сознательно сейчас не хочу писать. Про эту сказку наяву не хочется рассказывать мимоходом. Про этот день, проведенный там, я напишу несколько постов и в ближайшее время приеду сюда опять, ибо это одно из лучших мест, где я побывал.



Одна из частей Кенозерья - Лёкшмозеро. Вы видите воду в озере? А она есть...



Лёкшмозеро мы проехали мимоходом, по пути из Каргополя в Пудож.



Очень красивое место при любой погоде.



Полюбить Север можно уже хотя бы за количество ягод в его лесах. Брусника в северном лесу словно ковёр - она везде и повсюду, куда ни кинь взор. По бруснике ходишь, её собираешь горстями, от неё вся земля горит огнём. Это ягода, которую не нужно искать - она просто есть везде. Как и черника.



В Пудоже нас встретила журналистка местной газеты и глава администрации Пудожского района Владимир Николаевич Ересов - позитивный и жизнерадостный человек. :)



Пообщались на темы развития туризма и малых городов в целом, послушали рассказы об интересных местах пудожского района (самое интересное там - карельские петроглифы), сфотографировались на память.



Пообедали в кафе в том же здании, где находится и администрация



Ностальгия захлестнула нашего Лёву :)  Опять та же волшебная сумма за полноценный обед - около 180 р. Как будто на всём нашем маршруте один тариф ввели - обед от 140 до 190 р., где бы мы не ели  :)



Ничего интересного в Пудоже нет - всё только в окрестностях. Едем в Медвежьегорск.



По пути стали всё чаще попадаться классические карельские пейзажи, ну как тут не остановиться?



Объевшись у Белого моря черники и брусники, очень хотелось дополнить коллекцию съеденного легендарной королевой северных ягод - морошкой. Но, как известно, "морошка любил ножки", поэтому шансы найти её самостоятельно таяли на глазах. Решили купить её на трассе, благо продаванов морошки было немало. Остановились у очередных продавцов, узнали цену, залезли в машину и грустные поехали дальше, посадив к себе на сиденье огромную жабу - 2500 р. за небольшое пластиковое ведерко  - ешьте её сами! А так хотелось узнать вкус этой ягоды! Даже одну не дали попробовать, жмоты...  Черника у них стоила 500 р за 3-х литровую банку, но её мы и сами могли собрать и собирали в Онеге.



Но, видимо, мои стенания были услышаны, и на очередных "кустиках" в лесу у дороги я набрёл на болото с кочками. И, о чудо, на них виднелось что-то очень похожее на то, что продавали те жмоты у дороги!

Морошка!  Очень вкусная, сочная, сладкая ягода, напоминающая по яркости вкуса малину.  Попрыгав с одной кочки на другую, я сорвал 3-4 ягоды и краем глаза заметил, что начал тонуть в болоте. Ноги уходили по шнуровку ботинка в воду, которая сочилась сквозь мягкий ковер травы и мха.  Быстрыми и длинными прыжками выбрался на твёрдую землю, поняв смысл другой поговорки "За морошкой без палки не ходят". И заодно понял, за что те жмоты у дороги просили 2,5 тыс. р. Набрать морошки и не утонуть - то еще мастерство. Придумал новую северную поговорку: "Приехал на север Олёшка, пошёл за морошкой, промочил ножки". Но ладно хоть еще не "протянул ножки"...



Тем временем, незаметно проехали Беломоро-Балтийский канал и переднюю линию обороны Карелии.



Канал, построенный на костях и из костей...



Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Строительство велось силами заключённых ГУЛАГа. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство. Общая протяжённость канала - 227 километров. Включает 19 шлюзов.



Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых не превышает 126 тысяч человек, но это были не одни и те же люди, они постоянно менялись из-за большой смертности. Всего за все время строительства канала отправлено сюда было более 250 тысяч человек, из которых погибло 12 800 человек.



Зная историю строительства, стоя тут, хочется просто помолчать...




Добрались до Медвежьегорска - история этого города напрямую связана с Беломорканалом.  К примеру, вот это самое большое и красивое здание бывшей гостиницы Бeломорско-Балтийского комбината было построено к приезду Иосифа Сталина по случаю открытия Беломорканала. Но Сталин так и не приехал...

Сейчас помещения сдаются под магазины и офисы. В нём же находится и редакция газеты "Вперёд, Медвежьегорск", журналист которой Ксения Матушкина нас не только встретила, но и проводила на финские укрепсооружения на горе Лысуха, бросив свои дела :) За это ей огромное спасибо, без неё мы бы там ничего не нашли.



По дороге в катакомбы, как местные называют финский укрепрайон времён Советско-финской войны 1941-1944 годов, проехали заброшенную военную часть.



Вот и главный вход в катакомбы на горе Лысуха:



Место культовое, посещаемое, но не загаженное.



Часа для изучения этого места, явно, мало...





Не забудем, не простим!



Финны окопались тогда в этих местах основательно. Видны места установок башенных орудий, многочисленные выходы, лестницы.



В 1941 году финнам удалось захватить Медвежьегорск и Пиндуши, перерезав тем самым железную дорогу на Мурманск. В их планы входило получение контроля над «тремя перешейками»: Карельским, Олонецким и перешейком между Онегой и Сегозером и закрепление там.



Но планам этим не суждено было сбыться.

Кстати, эти места возле Медвежьегорска всегда были любимы у киношников. Тут снимались "Любовь и голуби",  «Четвёртая высота» (1977), «И на камнях растут деревья» (1985), «Платина 2», «Охота на пиранью», "А зори здесь тихие" (2015).

Местный лайфхак на десерт :)



И видос с нашего экспедиционного видеорегистратора Mio MiVue 518 с очень красивой радугой в Медвежьегорске:

image Click to view



Наш сайт: naseverexp.ru
Наш хештег:  #naseverexp

Группы: ВКонтакте   в Facebook    в Инстаграм

Экспедиция проводится при поддержке:



Правительство Ульяновской области
http://www.ulgov.ru/


Правительство Архангельской  области
http://www.dvinaland.ru/



Дирекция Чемпионата мира по хоккею с мячом 2016
http://bandy2016.ru/



http://ulrgo.ru/

Главный партнёр экспедиции:
Мобильный партнёр:

Партнёр экспедиции:



http://www.uaz.ru/




https://ulyanovsk.megafon.ru/



Русский берег - берег отдыха для православного человека

Партнёры экспедиции:


http://sutochno.ru/


Крупнейший крытый картодром в России






Наш видеорегистратор



Соорганизаторы экспедиции:



http://ul.kp.ru/



Программы для сисадминов

http://www.10-strike.com/rus/



http://reklama.a-zza.ru/

Информационные партнёры:




http://www.livejournal.com/



Открой планету заново


http://rustur.ru/


http://akuaku.ru/


Медвежьегорск, Патриот, автопробег, экспедиция, заброшка, УАЗ, Карелия, На Север!

Previous post Next post
Up