«А где корабль? Ну, вот этот, который тут всегда стоит?» Такие вопросы в последние три недели регулярно задают посетители сотруднику музея ТОФ Андрею Косицыну, который водит экскурсии по «С-56» на Корабельной набережной. Горожане скучают по «Красному вымпелу», стоящему с недавних пор на ремонте в доке Дальзавода. Корреспонденты VL.ru посмотрели, как идет ремонт судна с большой историей.
Последний раз «Красный вымпел» ремонтировали в 2006 году. Во втором доке Дальзавода кораблю «дублировали днище» - на подводную часть старого, клепаного корпуса наложили листы металла. Сменили подпорки, которые держат железного гиганта на дне. Тем и ограничились. А вот капитальный ремонт у легенды Тихоокеанского флота, стоящей в бухте Золотой Рог на вечном приколе с 1956 года, был в 1971 году. Например, деревянная палуба, между досками которой даже прорастает зелень, у корабля осталась как раз с того времени. И теперь вновь пробил час масштабной реконструкции. Кстати, ремонт «Красного вымпела» - только малая часть работы Дальзавода в рамках 12-миллиардного Гособоронзаказа. Сколько денег уйдет именно на этот проект - строители сказать затрудняются.
24 апреля «ветерана» отбуксировали на Дальзавод, в плавучий док № 54. По планам в первой половине июня его поставят на привычное место - на Корабельную набережную.
Когда его вытащили из воды, вспоминают очевидцы, весь корпус был в толстом слое наросших ракушек. И добавляют, что даже нашелся человек, который набрал их большой мешок, принес домой, приготовил и съел. Очистка корпуса - лишь первый этап масштабных работ, в которых задействован почти весь 12-й цех Дальзавода - около сотни человек.
«Из-за погоды очистку начали позже, чем планировали - в дождь это делать бесполезно. После очистки до металла по плану идет окраска по схеме - в процессе будем класть грунт, чтобы корабль меньше ржавел. Проведем ремонт в верхней рубке - она в плохом состоянии. Отремонтировали уже донно-забортную арматуру, поменяли протектора. Произвели ультразвуковой контроль подводной части корпуса с переменой ватерлинии. Узнали остаточные толщины металла. Что из себя представляет этот контроль? Берем специальный прибор, зачищаем пятачок на корпусе и проверяем. По предварительным данным, все в норме», - сообщил старший строитель ЦС «Дальзавод» Алексей Дегтярев.
Кстати, как говорят рабочие, двухцилиндровая паровая машина на «Красном вымпеле» почти цела. Как и огнетрубный котел. Чуть-чуть денег и сил - и корабль сможет идти своим ходом! Хотя это и необязательно: с 1958 года он имеет статус музея.
Сотрудник музея ТОФ Андрей Косицын - бывший военный, старший мичман запаса. Во время последнего ремонта служил на «Красном вымпеле». Теперь водит по нему экскурсии и знает о корабле почти все. Разрешает открыть вентиляционные люки, покрутить большой штурвал в рубке и делает паузу, пока мы рассматриваем под стеклом на столе карту 1989 года… Сам же рассказывает, был поражен, увидев, что лица манекенов - командира корабля Клюса, штурмана Орловского - с портретной точностью сделаны из папье-маше.
Все экспонаты на время ремонта вывезли в хранилище музея ТОФ. А вот орудия оставили - они тяжелые и «не родные» для этого в сущности небольшого корабля. Две пушки привезли с Владивостокской крепости. Раньше на палубе стояло четыре 76-миллиметровых орудия.
Спущенный на воду в 1910 году «Красный вымпел» сегодня является одним из пяти российских кораблей-музеев дореволюционной постройки. До того как встать на вечную стоянку, корабль славно потрудился. Сперва был посыльным судном камчатского генерал-губернатора - яхтой. Мачты на нем есть и сейчас, конечно. Тогда он носил имя бывшего командующего и губернатора Камчатской области Василия Степановича Завойко. «Красным вымпелом» судно стало только после Гражданской войны с подачи газеты «Красное Знамя». Они стали шефами корабля, присвоили ему имя и подарили знамя.
На тот момент «Красный вымпел» был первым и единственным кораблем ТОФ и использовался как для научных нужд, так и для охраны границ и борьбы с американскими и японскими браконьерами. В начале Великой Отечественной на корабле тренировали курсантов Тихоокеанского училища. А в 1945 году во время войны с Японией «Красный вымпел» был госпитальным судном - вывозил раненых моряков с островов, с Кореи. После войны стал тральщиком - разминировал море. Тогда на нем была большая команда - сейчас работает шесть человек. Три охранника и три научных работника поддерживают состояние корабля-музея.
«Чем он отличается от других кораблей? В первую очередь, грандиозной историей. Не думаю, что найдется другой корабль на Тихоокеанском флоте, который столько сделал для наших военно-морских сил. Он много лет не вылезал из морей. Команда этого корабля вплоть до 1930 года добивала банды белогвардейцев на Дальнем Востоке. В 1923 году случился смешной случай: "Красный вымпел" зашел в бухту Провидения и к нему на лодке подошел царский урядник! Приказал снять красный флаг и всех разогнать - на него смотрели дико… Человек даже не знал, что была революция. Командовал там себе чукчами, все было хорошо, пока его не арестовали», - рассказал работник музея. И добавил, что «Красный вымпел» еще свое послужит. Может, не в морях, а в Золотом Роге - обязательно. «Если корабль запустить, он превратится в металлолом. А если смотреть за ним, хоть сто лет еще простоит! - уверен Андрей Косицын. - Корабль - вечный. Просто ремонт нужен».
P.S.:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Другие репортажи по теме
Производственный репортаж. Спасибо за внимание!)
Новости Владивостока на VL.ru -Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrovЯ в социальных сетях. Добавляйтесь!)