Jun 03, 2013 13:19
Статья должна появиться на сайте газеты вечером. Но время не ждет. Поэтому:
АНТИКЛЕРИКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
На всей территории Турции продолжаются социальные бои. По данным турецкого МВД на вечер субботы 1 июня в 48 городах страны прошло 90 митингов и демонстраций, на которых задержано полицией 939 человек. По данным на вечер 2 июня общее число охваченных протестами городов возросло до 67, число митингов и демонстраций - до 235, число задержанных - до 1700. СМИ сообщают, что количество раненых с обеих сторон исчисляется сотнями. В ночь с воскресенья на понедельник в Стамбуле и Анкаре продолжались столкновения демонстрантов с полицией. Как и в предыдущие дни, полиция применяла слезоточивый и перечный газ, пластиковые пули и водометы. Протестующие использовали для прорыва полицейских кордонов экскаваторы и бульдозеры,
А началось все рано утром в пятницу с разгрома полицией палаточного лагеря защитников парка Гези. Официальная оценка этого события турецкими властями в изложении одного из проживающих в Турции русских блогеров «охранительного» направления сводится к следующему. Стамбульский район Таксим и примыкающий к нему парк Гези (примерно 150 на 200 метров) есть нечто вроде дореволюционной московской Хитровки, давно облюбованный наркоманами, геями, лесбиянками, трансвеститами, проститутками, полный воровскими притонами. Поэтому власти решили ликвидировать этот рассадник духовной и физиологической заразы. А именно, превратить Таксим в цивилизованную пешеходную зону. Снести Культурный центр основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка, построив на его месте оперу или городской музей. Возвести огромную соборную мечеть. Восстановить на месте парка казармы времен Османской империи, разместив в них торговый центр. И для этого, как утверждается, всего-то и нужно только срубить только пять деревьев и пересадить еще пять. Словом, классический случай «точечной застройки», хорошо известной населению всех крупных российских городов. Но если в Москве или Питере против нее протестуют обычные окрестные жители, то в Стамбуле, по мнению власти, на защиту своих притонов поднялись антиобщественные элементы, а вовсе не законопослушные и богобоязненные граждане.
Как сказал премьер-министр Турции Эрдоган, за нынешними протестами стоят маргинальные группировки, которые получают поддержку из-за рубежа. Аргументация премьера в точности, как у наших доморощенных охранителей. Никто из них не может себе даже представить, что какой-либо народ способен на самостоятельную историческую инициативу. Все массовые движения в мире, любые шатания и падения действующих властей приписываются проискам всемогущего и вездесущего Госдепа и именуются оранжевой чумой. В сознании господствует зеркальное отражение маккартистского мифа о вездесущей «руке Москвы». А народы - только марионетки, тупо и слепо повинующиеся любому приказу из Вашингтона. Если верить охранителям, то на этот раз Госдеп решил наказать Эрдогана за нежелание начинать войну с Сирией. И прибег к помощи трансвеститов и прочих своих наймитов.
Ладно, допустим, что так оно и было. Но откуда тогда манифестации в 67 городах страны? Неужто там столь близко приняли к сердцу локальные проблемы стамбульского ЛГБТ-сообщества? Или все турки уже поголовно являются геями, лесбиянками, наркоманами и ворами?
Причина, конечно, в другом - в солидарности. А солидарность рождается из осознания общности проблем. В Стамбуле полиция кого-то била и разгоняла. Провинция почувствовала, что завтра с теми же проблемами придут за ней, и она, не дожидаясь прихода, вышла на акции солидарности с теми, кого бьет полиция. Стало быть, полиция (хотя она является здесь всего лишь исполнителем указаний политиков гораздо более высокого уровня) «достала» турок повсюду. А вот в России полиция пока провинциалов не «достала». В Москве и Питере полиция бьет «болотных пидарасов»? Так им, предателям, и надо! А нам - лишь бы футбол и пивка у телевизора. А потом - на курорт в Турцию!
«Когда есть налицо объективные условия глубокого политического кризиса, то самые мелкие и наиболее, казалось бы, удаленные от настоящего очага революции конфликты могут иметь самое серьезное значение, как повод, как переполняющая чашу капля, как начало поворота в настроении и т. д.» - так смотрел на подобные события Ленин (т. 17, с. 280). Какие же «объективные условия глубокого политического кризиса» можно разглядеть в современной Турции? Чем «достала» власть турок, прежде всего, жителей городов?
Общепринятого названия для массовых протестов в Турции пока не придумано. Предлагаются разные варианты: «парковая», «зеленая», «экологическая» революция. Я предлагаю название «антиклерикальная», или в данном конкретном случае - «антиисламисткая». Дело здесь не в религии самой по себе, а в религиозных облачениях политики. Лет 500 назад все революционные и реакционные общественно-политические движения выступали под религиозными флагами, и никого это не удивляло, просто не было еще другой формы. А вот теперь эта форма на рубеже второго и третьего тысячелетий возвратилась. Исламизм (подчеркиваю, не ислам как религия, а именно исламизм как политическая спекуляция на почве религии) есть настоящая чума конца ХХ - начала XXI века. Христианство, кстати, тоже старается не отставать, свидетельством чему является разгул в России «православного активизма», находящегося в полушаге от превращения в «полноценный» религиозный экстремизм.
«Турецкое лето» по своему политическому содержанию заметно отличается от «арабской весны» (впрочем, будущее уточнит это первое впечатление). Обратим внимание: арабская революция прокатилась как по светским, так и по исламистским государствам, но одержала победу только в светских - Тунис, Ливия, Египет. А в исламистских государствах она была частью подавлена силовым путем, а частью залита потоком нефтедолларов, массовой раздачей их населению.
Турция - иной, так сказать, промежуточный, случай. Она уже не светское, но еще не исламистское государство. Она есть исламизирущееся государство. Правящая партия «Справедливости и развития» премьера Эрдогана в течение последних 11 лет проводит политику исламизации в тесной увязке с неолиберальными экономическими реформами. Если сравнить по этим параметрам Турцию с Россией, то качественной разницы нет. Разница только количественная - просто по темпам насаждения клерикализма турецкое правительство опережает российское на несколько лет. То, к чему приступает Путин сегодня, Эдорганом сделано уже вчера и позавчера. В школах введен религиозный курс. Идет активная борьба с алкоголем, курением, поцелуями на улице и абортами. Новому мосту через Босфор присвоено имя оттоманского султана, отличившемуся в уничтожении еретиков. В одном блоге русская девушка пишет: «Позвонила маме. Оказывается, народные волнения в Стамбуле начались после принятия закона о закрытии всех театров и концертных залов. Также закрывают хореографические и музыкальные отделения в госуниверситетах. Мамину консерваторию пока не трогают (это крупнейший университет, если и его закроют, то закроют последним). Жёсткая исламизация…»
И протест направлен именно против этой исламизации. В нем объединились преимущественно горожане - левые и правые, кемалисты и коммунисты, националисты и футбольные фанаты. Турецкий блогер так написал Эрдогану: «Дорогой премьер-министр, вы не представляете, как я вам сегодня благодарен. Вы даже не знаете, какое благое дело сделали для страны сегодня. Сегодня я впервые видел, как фанат Фенербахче помог подняться с земли галатасарайцу после приказа полиции «убивать». Сегодня турки и курды делились водой и хлебом. Сегодня женщины, которых вы называете проститутками, вышли из публичных домов, чтобы промыть раны пострадавших и напоить их лимонной водой. Сегодня нелюбимые вами трансвеститы спасали людей в своих комнатах дешевых отелей тарлабашы. Адвокаты и врачи раздавали свои телефоны для оказания помощи. Сегодня эснафы (магазины, кофейни) отключили пароли на вайфай, а отельеры пускали утомленных или избитых. Сегодня наши глаза полны слез не от вашего перечного газа, а от гордости за нашу Турцию».
А вот что пишет русская блогерша ranagosani, проживающая в городе Измите (не путать с Измиром) о событиях 1 июня: «Не только в Стамбуле полиция зверствовала. В Измите вчера применяли слезоточивый газ, предварительно перекрыв дороги к зданию партии АК. Сегодня многие ходили с марлевыми масками на лицах, но решительно хотели отстоять свое государство. Лозунги звучали всякие, многие я не буду переводить, но смысл един: Эрдогану нет места в правительстве. Толпа была многолика: и студенты, и школьники, и пожилые, и молодые, и среднего возраста. Были все. Самый главный лозунг: Ни правые, ни левые, а сопротивление! Все хотят только одного, а именно отставки Эрдогана и правительства. Настроения "кемалистические", все кричали: мы солдаты Кемаля».
Поэтому у многих протестантов на флагах и футболках - портреты Ататюрка и Че Гевары. А на лицах - маски Гая Фокса. Что же касается лозунгов на плакатах и транспарантах, то вот некоторые:
«Школы, а не мечети!»
«Свобода слова, а не заключения!»
«Демократия, а не фашизм!»
«Турция, а не Дубай!»
«Слишком много религии - не хорошо для вашего мозга (если он у вас есть)».
Чем все это завершится, предвидеть невозможно. Раньше вопросы защиты светского характера турецкого государства решала армия, наделенная со времен Ататюрка такими полномочиями. Но несколько лет тому назад конституция была в этом пункте отменена, а несколько сот генералов и офицеров были обвинены в заговоре, посажены или уволены. Поэтому народу теперь остается рассчитывать только на самого себя.
***
На момент завершения этой статьи стало известно: индекс турецкой фондовой биржи упал на 8%.
Александр ФРОЛОВ.