Мальчик-девочка: какая разница?

Mar 09, 2012 23:34


Я уже упоминал про муниципальные выборы и отдельных кандидатов в предыдущих постах. Пришло время рассказать о них поподробнее.

Во-первых, в каждом районе Москвы свои Выборы депутатов Муниципального Собрания внутригородского муниципального образования (далее Муниципальные выборы). То есть всего 4-го марта в Москве проходило аж целых 125 таких Муниципальных выборов!!!

Во-вторых, внутри каждого района еще были свои округа. Так, например, в Академическом районе было три округа: два трех- мандатных и один четырех- мандатный. В каждом округе свои варианты кандидатов в депутаты.

В-третьих, голосование проходит в основном по много- мандатным округам. То есть в бюллетене ставится не одна отметка, а от одной до, например, четырех, если округ четырех- мандатный. Поэтому сумма по кандидатам может спокойно превышать 100%.

В-четвертых, никаких досрочных голосований, как и на Президентских выборах в Москве.

В-пятых, никаких открепительных удостоверений на Муниципальных выборах не предусмотрено, потому что если даже их кому-то бы давали, то даже в соседних округах внутри района бюллетени уже другой формы с другими кандидатами.

В-шестых, это уже третьи подобные муниципальные выборы. Два срока по четыре года муниципальные советы уже заседали, теперь новый созыв будет еще четыре года заседать.

При этом картина по районам очень разнообразная. Так есть районы микро-размера: 21,3 тысячи жителей - Куркино; 19,2 тысячи жителей - Некрасовка; 12,3 тысячи жителей - Восточный; и совсем микро-микро район в 3,5 тысячи - Молжаниново. И это количество жителей, а количество избирателей еще процентов на 20-30% меньше.

А есть в Москве и мега- районы: 243,3 тысячи жителей в Марьино; 216,4 тысяч в Выхино-Жулебино; 180,7 тысяч в Ясенево.

То есть количество избирателей в некоторых районах отличалось в 10, а то и в 70 раз. А количество депутатов при этом отличается не сильно. В Молжаниново их 9, а в Марьино - 21. В результате в Молжаниново был всего один округ из одного УИКа с девятимандатным округом. А в Марьино был 21 одномандатный округ и в каждом было по 3-4 УИКа.

Соответственно и конкуренция совсем разная. Если в Молжаниново было 14 человек на 9 мест, то в Марьино в 19 округе было 5 человек на одно место. При этом в Молжаниново прошел кандидат, набравший 322 голоса, а в Марьино не прошел кандидат, набравший 1544 голосов (35%).

Полностью статистику по районам Москвы можно посмотреть здесь и здесь

Во всем этом многообразии районов наш Академический район смотрится середнячком. 108,8 тысяч жителей, 3 избирательных округа, в двух 6 человек на 3 места и в одном 8 человек на 4 места. Конкурс везде ровно 2 человека на место, всего 20 кандидатов и 10 депутатских мест.

Те депутаты, которые весь предыдущий срок представляли Единую Россию, в этот раз пошли как самовыдвиженцы. Рейтинг партии настолько низкий, что любое упоминание о ПЖиВ только бы снизило результат кандидатам.

Итого из 20 кандидатов минимум 8 были латентными Едросами, одна девушка представляла ЛДПР и двое кандидатов были от Справедливой России. От СР были как раз Артем Артемович и Ольга Соколова, которые активно помогали наблюдателям. Не знаю на сколько их выбор был идеологическим, скорее они, наверное, хотели сэкономить силы и ресурсы и не собирать подписи.

Вообще освещение муниципальных выборов априори очень слабое. У кандидатов и Управы мало средств на раскрутку, из СМИ доступны только местные (районные) газеты и не самые популярные ресурсы в Интернете. Из местной рекламы мне только попались на глаза наклеенные на подъезды листовки Артемовича и Соколовой. В местной газете, которую вряд ли кто-то внимательно читает, была одинаково краткая информация обо всех кандидатах. В интернете информацию о выборах наверняка искали лишь единицы.

В результате знание избирателей о кандидатах и самих выборах было очень скудным. На нашем участке 20 человек отказались даже взять бюллетень для голосования; 10 человек взяли, но не опустили его в урну; 153 бюллетеня оказались недействительными против 25 на президентских выборах. При этом бюллетени были недействительными не от того, что их ошибочно заполнили, а потому что их перечеркивали, писали на них всякие непристойности и пр.

Результаты голосования также отчасти подтвердили низкий интерес и осведомленность людей о кандидатах и самих выборах. Из слышавшихся комментариев была понятна «логика» избирателей: «я за него поставил, потому что у него фамилия русская», «а у этого место рождения хрен знает где» и т.п.

Гендерный перевес среди кандидатов был за представителями мужского пола - 12 мужчин и 8 женщин.  А вот результаты в пользу прекрасного пола - 6 против 4. При этом, как мне кажется, причина не в «качестве» кандидатов, а именно в половом признаке. Я, конечно, не считал по головам, но «на глаз» на выборы ходит больше женщин, примерно 55-60%. Кроме того, в большой политике 99% мужчин, поэтому всё плохое, что люди думают о политике ассоциируется в первую очередь с мужчинами, а не с женщинами.

Опять же у меня не хватит терпения проанализировать все 125 районов Москвы, но выборочный просмотр говорит о том, что во многих других районах похожая ситуация. Также «женский» фактор легко увидеть при детальном анализе наших результатов.

Первый пример. В округе было два кандидата близнеца - Артемович и Соколова. Оба представляют Справедливую Россию. Они одного года рождения. Оба проводили рекламную кампания абсолютно идентично. Их лица и фамилии были на одном и том же плакате и их видели одинаковое количество раз.  Конечно, не все знали, что они без пяти минут муж и жена, но у обоих фигурировало владение долями в ООО «Руссь Медиа» по 50%. Самое основное отличие между ними было - это пол. Ну может еще фамилия Соколова более русская, чем Артемович. Но разница в результатах просто огромная: 14,55% за Артемовича и 27,60% за Соколову. При этом Справедливая Россия в декабре 2011 года получила в Академическом районе 13,05% или около 18% на нашем УИКе, если очистить результаты от декабрьских «лишних» 500 голосов.

То есть Артем Вячеславович Артемович получил стандартные для СР 14,55%. А вот за Соколову проголосовали почти в два раза больше людей! В результате Ольга Соколова прошла и стала депутатом, а Артем Артемович не стал.

Второй пример, наверное, еще более показателен. Людмила Афанасьевна Божко представляла ЛДПР, которая в Академическом районе на думских выборах набрала 8,49%. А Людмила Божко набрала в марте 2012 года - 23,51%. Вряд ли любовь жителей к ЛДПР так сильно выросла за эти три месяца.

Так что вывод напрашивается сам собой. В России явно не хватает женщин в политике и при этом у них прекрасные перспективы. Более того, если бы на президентских выборах была хоть одна нормальная женщина кандидат (ну например, Чулпан Хаматова, или сестра Прохорова - Ирина), то победивший кандидат не смог бы набрать 50% в первом туре. Все-таки любая женщина вызывает больше доверия, чем бывший ГБшник.

З.Ы. Еще маленькая ремарка. Нового президента выбрали на 6 лет, думу на 5 лет. То есть следующие федеральные выборы будут в 2018 году и в конце 2016 года (а скорее в начале 2017). А вот муниципальных депутатов будут выбирать в следующий раз в начале-середине 2016 года. То есть интерес к ним будет еще ниже, и придут на них только самые активные бабушки. А значит хитрая логика таких избирателей будет играть еще большую роль.

наблюдатели, выборы

Previous post Next post
Up