Как станции московского метро "путешествовали" между линиями

Mar 18, 2016 17:51



Четыре станции нынешней Филёвской линии отличаются своей "непостоянностью": за время своего существования они сменили три линии, в составе которых работали, а в течение пяти лет и вовсе были закрыты. Почему так происходило и какие ещё станции меняли свою окраску?


1. Первые три станции этого участка - "Улица Коминтерна" (теперь это "Александровский сад"), "Арбатская" и "Смоленская" открылись в первый же день работы московского метрополитена - 15 мая 1935 года. Тогда действовала всего одна линия, не имевшая на тот момент названия. На линии было организовано вилочное движение. И от "Смоленской" и от "Парка Культуры" поезда ходили до "Сокольников" и обратно:




В 1937 году участок продлили от "Смоленской" до "Киевской":




13 марта 1938 года вилочное движение было прекращено: бывшее ответвление до "Парка Культуры" осталась в составе первой линии, а до "Киевской" - передали в состав новой (будущей Арбатско-Покровской линии). Теперь от "Киевской" поезда стали ходить до "Курской", а затем и до "Измайловской" (нынешняя "Партизанская"):



- на схеме видно, что "Улицу Коминтерна" (будущую "Александровский сад") уже успели переименовать в "Калининскую".

После войны этот участок сочли небезопасным в военном смысле из-за неглубокого залегания станций и тоннелей (см. подробнее тут) и его закрыли, построив новые станции с теми же названиями - "Смоленская", "Арбатская" и "Киевская", но на этот раз глубокого заложения:




Так участок "Киевская"-"Калининская" (будущая "Александровский сад") оказался закрытым для пассажиров и использовался лишь в служебных целях. Но с приходом к власти Хрущёва, выступавшего за максимальное удешевление строительства, метро дальше на запад Москвы решили не вести от глубокой Арбатско-Покровской линии, а проложить пути по поверхности, соединив их с закрытым пятью годами ранее участком. Так в 1958 году в Москве образовалась Филёвская линия метро:




Как известно, в составе Филёвской линии участок "Киевская"-"Александровский сад" работает до сих пор.

2. Переход станций из состава одних линий в другие - довольно редкое явление для московского метро. Кроме уже описанного участка, свой цвет также меняли станции "Каховская", "Варшавская" и "Каширская". До 1995 года они принадлежали Замоскворецкой линии, где было, опять-таки, организовано вилочное движение поездов - в сторону "Каховской" и в сторону "Красногвардейской":




К 90-м годам стало очевидно, что ответвлением в сторону "Каховской" пользуется гораздо меньше пассажиров. И для более равномерного распределения пассажиров этот участок выделили в отдельную Каховскую линию, где поезда стали ходить по расписанию, независимому от движения по Замоскворецкой линии:




3. В 2008 году случился третий (и пока последний) переход станций между линиями. Случилось это при строительстве метро в районы Строгино и Митино. Прокладывать пути туда было удобнее от Филёвской линии, а именно, от станции "Крылатское":




Но неизбежного увеличения пассажиропотока эта линия не выдержала бы. Поэтому было решено вести в эти густонаселённые районы Арбатско-Покровскую линию. А для того, чтобы сэкономить на строительстве, последние 4 километра путей Филёвской линии (вместе со станциями "Крылатское" и "Молодёжная") передали в состав Арбатско-Покровской линии, где они находятся до сих пор:




Такие вот истории.

Изображения схем взяты с сайта www.metro.ru.

Москва, История, Наблюдения

Previous post Next post
Up