![](http://ic.pics.livejournal.com/alexeygoncharov/63731505/157701/157701_300.jpg)
В далёком 1935 году, когда метро впервые в нашей стране распахнуло свои двери для пассажиров, такая ныне совершенно обыденная штука как эскалатор, была ещё в диковинку. И, чтобы морально подготовить пассажиров к использованию чудо-механизма, перед ним вывесили таблички: "Внимание! Движущаяся лестница".
Вот, например, табличка на станции "Чистые пруды":
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexeygoncharov/63731505/156448/156448_600.jpg)
А эти две фотографии - со станции "Красные Ворота":
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexeygoncharov/63731505/156744/156744_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexeygoncharov/63731505/155693/155693_600.jpg)
Так место с последней фотографии выглядит сейчас:
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexeygoncharov/63731505/156390/156390_600.jpg)
Эпизод про предупреждающую табличку и особенности работы эскалатора можно прочитать в рассказе "Антон и Антоновка" детского писателя Якова Тайца, вышедшем в 1936 году, через год после открытия метрополитена в Москве. Приведу здесь этот отрывок полностью, с иллюстрацией Исая Брасловского:
Стоял невыносимо жаркий июльский день. В поисках тени я спустился в метро. Там было очень хорошо. Мраморный вестибюль был полон прохлады.
Я подошёл к кассе. Впереди меня брали билеты пионер и пионерка - оба светловолосые, загорелые, с короткими весёлыми носами. На ней было белое платье и тапочки на босу ногу, а на нём - ковбойка и трусы, а на ногах ничего, кроме загара и пыли.
Я зашагал за ними, думая: «Может, они будут говорить что-нибудь такое, что мне потом пригодится для детского рассказа». Но они ничего такого не говорили, а просто, взявшись за руки, весело болтали.
Вот они подошли к эскалатору, нараспев прочитали:
ВНИМАНИЕ! ДВИЖУЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА,-
и предъявили билетики.
Контролёрша надорвала было билетики, но вдруг спохватилась:
- Девочка, проходи. А ты, сынок, останься.
- Почему? - спросил мальчик.
- Как - почему? - ответила контролёрша. - Ты босой, а мы босых на эскалатор не пускаем.
- Но почему же? - удивился мальчик.
- Опять почему? Да потому, что ступишь босой пяткой, зацепишься ещё за что-нибудь, а мы потом отвечай!
- Тётенька, пустите его! - вступилась девочка. - Ведь это он просто закаляется.
- Ну и пускай закаляется, - ответила контролёрша, - только не на эскалаторе. Ребятки, отойдите в сторонку, не мешайте движению!
Ребята отошли в сторонку и стали советоваться, как быть. А я издали, из-за колонны, слежу за ними. Мне интересно: покинет ли пионерка своего товарища в трудную минуту или поплетется вместе с ним по раскалённой, знойной Москве?
И вот вижу: они поговорили, потом она махнула ему рукой и пошла к эскалатору, а он остался. Мне даже обидно стало. «Вот, - думаю, - все они, девчонки, таковы! Чуть какая трудность, они на попятную».
Я поехал за ней.
Внизу она подошла к соседнему эскалатору и - раз, раз! - быстро скинула обе тапочки и опустила их на нижнюю ступеньку. И сразу обе тапочки - и левая и правая - поехали вверх.
Они ехали очень важно, эти порядком стоптайные тапочки. Они занимали отдельную ступеньку. Пассажиры осторожно обходили их.
Вот обе тапочки подкатили к мальчику. Он их подхватил, стал напяливать на ноги…
- Смотри не разорви! -сказала контролёрша.
Но лестница уже понесла мальчика к подруге, которая ждала его внизу, пальцами маленьких ног трогая холодные глазированные плитки на полу.
Конечно, ничего в этом особенного нет, но мне просто понравилось, как тапочки сами ехали, точно бог весть какие важные персоны.