Быть правым или быть вместе

Mar 06, 2014 08:11

Насколько часто вы сталкивались с ситуацией, когда принцип, правило, идея, становится для вас важнее, чем отношения с человеком? Вы спорите, спорите, доказываете, а потом вдруг осознаете что в отношениях произошел надрыв, или полный разрыв? Насколько часто вы были с другого, принимающего конца этой черты в отношениях с другим человеком?

Это происходит время от времени или постоянно? Способны ли Вы иногда сделать свою собственную позицию гибкой, де-инвестироваться из горячо любимого принципа (или интереса) и настроиться на то, что происходит в отношениях? Попытаться услышать другого человека?



Если смотреть на вещи реально, то людей, которые не сталкивались с этой ситуацией с подающего или принимающего конца очень мало.

Вне терапевтической ситуации, когда передо мной не пациент, я довольно часто нахожу себя инвестированным в принцип, что приводит к неприятным последствиям. К сожалению. С пациентами в терапии, насколько это не сложно себе представить, этого практически нет, потому что есть настроенный радар на попытки вовлечения в силовое единоборство и сознательное усилие уйти с линии огня (удержание от проигрывания роли предлагаемой в проективной идентификации). Спорить с пациентом нет причин практически никогда (Dr. Aleshina, personal communication). Одна из основных черт работы в терапии - это настрой на отношения в диаде, умение слушать и быть открытым к тому, что происходит с пациентом, а не у самого терапевта в левом полушарии.

Потенциально, если мышца подобного удержания от спора и силовой борьбы (очень условно функция vmPFC) постоянно работает в течение дня, то она может уставать и расслабляться в других отношениях. К сожалению. И это иногда очень несправедливо. Но подобная теория усталости удерживающей мышцы - только гипотеза и компонента, не “оправдалка”, личные свойства влияют на процесс существенно. Что очень важно, эти свойства можно развивать.

Но вот это пока о терапии, когда ты находишься в определенной позиции и делаешь определенные вещи. В жизни живые люди, включая меня, спорят, стоят иногда за принцип и находятся иногда в жесткой позиции. Если вам хочется, то можно налепить на эту черту моральную бирку - хорошо/плохо, но это в общем черта поведения, это свойство. Оно функционально. У него есть причины и следствия. Возраст - это одна переменная, как правило, чем люди старше, тем меньше гибкости. Как правило, не всегда. Люди, сознательно и тщательно развивающие гибкость, как ментальную так и социальную развиваются ровно наоборот.

Dr. Hansel, светлая ему память - это был человек с нулевым (либо очень тщательно компенсированным) вектором обсессивно-нарциссичной краски. Он мог быть жестким когда этого требовала ситуация, но он при этом был сознательно жестким и случалось это крайне редко. Как правило он с теплой улыбкой на лице слушал и относился с сложным ситуациям очень гибко. Это был один из тех людей, которые могут сказать практически кому угодно что угодно и будут услышаны. Гениальный дипломат. Это, конечно, и личные свойства, но во многом это годы личной терапии, учебы и практики работы психоаналитика. Гибкость позиции и умение быть “негромким авторитетом” - это мудрость, которая дается очень нелегко.

По поводу черты характера “важнее быть правым, чем вместе” вопрос в том, насколько часто она встречается и насколько она влияет на жизнь. Черта может перейти клиническую планку, когда она существенно мешает любить и работать (критерии Фрейда). Стоишь себе, меч дымится, а поговорить больше не с кем. И удивляешься, а почему мало друзей?

Если это происходит постоянно, во всем, всегда, и последствия серьезные, то стоит обратиться к клиническому психологу или психиатру на предмет диагностики. Потенциально это может быть Obsessive Compulsive Personality Disorder. Может быть Обсессивно Компульсивное Расстройство (OCD), может быть состояние спектра аутизма, может быть обусловлена нейрологически. Много вариантов, диагностика сложная и делать ее должен квалифицированный специалист.

В суб-клиническом спектре у человека может быть некоторая обсессивность (практически всегда сопровождаемая долей нарциссизма). Это краска в психологическом портрете, не патология. Краски в портрете есть абсолютно у всех, включая так называемых “нормальных” людей. (Люди, считающие всех кроме себя ненормальными, более нарциссичны, чем те, кто спопобен над собой шутить или спокойно поговорить о своих недостатках.)

Трудно сказать, что во всех ситуациях отношения дороже принципа. Это выбор. Набор принципов - это часть идентичности и когда человек нарушает принцип, который очень для вас дорог, то ситуация сложная. Продолжать дружить с тем, кто ворует или регулярно вас обманывает, дружить с тем, кто покрывает насилие - это в общем на грани мазохизма. В этом смысле позиция “быть вместе” во чтобы то ни стало - это потенциально другая крайняя степень маятника, например это может происходить в зависимом расстройстве личности или в том самом masochistic character style в терминах МакВиллиамс.

Люди имеют право сказать друг другу “до свидания” в любых отношениях, имеют право взять паузу, или расстаться вообще - в противном случае это насилие. Любовь и дружба бывает между людьми свободными, а не из под палки.

Полезно думать над тем, насколько часто мы делаем выбор в сторону “Прав” и в сторону “Вместе”. Но самое главное на мой взгляд стремиться и учиться делать этот выбор осознанно, не на автомате. Автоматизированный, быстрый выбор как в сторону Прав, так и в сторону Вместе, говорит о существенной доле участия бессознательных процессов. Когда этот выбор осознанный - чаще, чем наоборот, то человек очень многого добился в работе над собой.
_

P.S. Cпособность к гибкости позиции - ключевой навык в переговорах. Подробнее можно почитать в гарварской книжке “Getting to Yes: How To Negotiate Agreement Without Giving In by Roger Fisher” или в книге Леонида Кроля “Переговоры с драконами”.

P.P.S. Диагностические критерии OCPD:

http://behavenet.com/node/21656

Previous post Next post
Up