Это в принципе две разные краски в психологическом портрете и могут вполне встречаться отдельно. Но часто они встречаются вместе. Среди людей с этим сочетанием много выдающихся личностей - Фрейд, Джон Экснер и другие. При этом у Фрейда и Экснера была очень хорошая форма адаптации и высокий уровень функционирования, а бывает иногда иначе.
В сочетании обсессивности и нарциссизма есть интересные свойства и одна красивая мысль, которая связывает их вместе.
Мысль заключается в том, что грандиозность - это обратная сторона критичного, судящего, жесткого Супер-Эго. Второе не бывает без первого. Почему? Потому что для того, чтобы судить кого-то категорично, строго и безапелляционно надо быть немного надутым и грандиозным, без тени сомнения в своей правоте. Не бывает жестких категоричных суждений из позиции где человек искренне верит, что "я могу быть не прав, мне кажется, что ..." (Кляйнианцы легко узнают в этой последней форме депрессивную позицию, а в первой параноидально-шизоидную). Из практических соображений - реальный судья в США и многих других странах - это полу-бог. Более того, тема Страшного Суда, и вообще проекция собственного критичного Супер-Эго на Бога имеет место быть во многих религиях, где человеку нужен Бог-Судья.
Эта базовая мысль о связи критичного Супер-Эго и грандиозности мне нравится. У Фрейда есть короткая, красивая статья - "On Narcissicm." Он задался интересным вопросом - куда уходит детский нациссизм в процессе взросления? Идея Фрейда заключается в том, что нарциссичные пэттерны мигрируют в Ego-Ideal и Super Ego - из реальности ребенка они становятся тем стандартом, к которому взрослый человек стремится, и с позиции которого судит себя и других. Это такая мысль, не более и не менее.
В терапевтической работе вышесказанное означает, что многие технические вещи, относящиеся к работе с нарциссизмом, относятся и к работе с людьми, у которых жесткое и критичное Супер Эго. А именно - практически что угодно, кроме эмпатии и поддержки может быть воспринято, как нарциссичная травма (Х.Кохут). В этом смысле парадигма Пайна и МакВиллиамс “Куй железо по холодному” относится к нарциссичному спектру и спектру критичного Супер Эго в той же мере, что и к пограничному спектру. По тем же причинам самым - горячая интерпретация не может быть воспринята. Это больно. Нейрологически, когда аффект заливает мозг по самое небалуйся, то какие уж там инсайты и какое восприятие. Первая задача в этом случае - создать безопасную среду.
Dr. Hansell предложил другую метафору, которая больше подходит к разговору, чем ковать железо по холодному. Семена могут быть посеяны в удобренную, взрыхленную и плодородную почву или в почву, которая не готова. В первом случае семена прорастают. Во втором мрут. Почва должна быть готова к посеву. Эта метафора перекликается к теме, затронутой раньше - об искусстве быть услышанным и умению сказать практически кому угодно практически что угодно (разумеется в чистом виде это абстракция, но приближение к ней весьма возможно.)
Источники:
Dr. Hansell, personal communication
Freud, S. (1957). On Narcissism Standard Edition 14: 67-102 London.