Святые убийцы

Apr 05, 2010 00:53



Может ли убийца стать святым?

Современник Иоанна Грозного, поп Василий был человеком горячим и неистовым. Однажды в порыве ревности он прямо в храме зверски убил любимую жену. Ныне он почитается на Севере как великий святой и чудотворец. Но разве может убийца стать святым? Оказывается - может. Как показывает практика, стать своим у Бога и попасть в святцы может любой, даже самый лютый и кровавый отморозок. Но для этого ему надо опомниться, раскаяться, навсегда порвать с прошлым и совершить немыслимые для простого человека тяжкие духовные подвиги, помогающие преобразить, очистить и освятить любую, даже самую чёрную душу.


Благоразумный разбойник

Судьба человека удивительна и непредсказуема. Не только умеренный грешник-обыватель, но даже грабитель и убийца может хотя бы в последний день своей жизни поверить в Бога, раскаяться и получить пропуск в райские обители. Именно таким «счастливчиком» оказался распятый справа от Христа преступник, прославившийся в веках как Благоразумный разбойник. Он не попал в списки православных святых, но стал первопроходцем, глядя на пример которого можно многое понять и осмыслить.

Как повествует Евангелие, рядом с Христом распяли двух злодеев. Один из них, корчась от боли, грязно ругался и ненавидел весь мир. «Если Ты Спаситель - так спаси Себя и нас!» - заявил он Иисусу и разразился потоками злоречия. Другой разбойник, превозмогая адскую боль, пытался унять своего товарища: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!». Разбойник не видел чудес, которые совершал Спаситель, но в душе его внезапно возникла искренняя вера. В невинном страдальце он увидел вдруг искупающего людские грехи Бога, и в его сердце появилась надежда. Повернувшись к Иисусу, он попросил: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Ответ Христа был потрясающим: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю!» (Лк.23:32-43)

Рассказы о покаявшемся разбойнике встречаются и в ряде апокрифических книг. Из арабского апокрифа «Евангелие детства Спасителя» можно узнать, что сей герой впервые увидел Иисуса за три десятка лет до распятия, когда Мария и Иосиф с младенцем сбежали от гонений в Египет. На них напала шайка бандитов, но один из них запретил своим сообщникам грабить и применять насилие против святых путников. Христос же предрёк, что не давший совершить злодеяние разбойник Тит в будущем будет распят вместе с ним в Иерусалиме, и войдёт в Царствие Небесное.

Согласно другим апокрифам, за Иосифа и Марию заступился не тот разбойник, который позже покаялся на кресте, а его отец, а сам он был тогда ещё таким же грудным ребёнком, как и Иисус. В апокрифе «Слово о крестном древе» есть интересный рассказ: в Египте Святое семейство поселилось в пустыне рядом с жилищем разбойника, у которого родилось два сына. Но у его жены была только одна грудь, и она не могла выкормить обоих. Младенец умирал от голода. Дева Мария выкормила его и спасла от смерти. Именно он был распят по правую сторону от Христа и получил спасение. Похожие мотивы встречаются и в предании о «Таинственной капле». В нём рассказывается, что семья Иосифа была захвачена разбойниками в плен. Увидев умирающего младенца на руках жены главаря, святая Мария взяла его, и лишь только капля её молока коснулась его губ, как он исцелился.

В разных трактовках сего героя именуют Дисмас, Димас, Дижмон, Фесда-иерихонец, Араг и Рах. А его антипода называют Гестасом, Гестой и Думахусом. Но не так уж и важно знать их точные имена и возраст. Главное другое. История с попаданием в рай Благоразумного разбойника наглядно показывает, что Бог готов простить любого человека даже в самый последний момент жизни, и что покаяние способно мгновенно изменить душу и её посмертную участь. А страдания помогают окончательно очиститься от страстей и соединиться с Богом.

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как образцово-показательный пример истинного покаяния. Его вспоминают в песнопениях Великой Страстной пятницы при чтении Двенадцати евангелий, а его слова, сказанные на кресте, стали началом некоторых молитв. Упоминание о нём содержится и в молитве, читаемой перед причащением: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя!».

Католики пошли ещё дальше и канонизировали Дисмаса в лике святых, его память отмечается 25 марта. В честь него даже назвали город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас считается покровителем заключённых, ему посвящают тюремные капеллы. Его пример лёг в основу католического богословского понятия о «крещении желанием»: если кто пожелал принять Святое крещение, но по непреодолимым обстоятельствам не смог должным образом креститься, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Как головорез аввой стал

Многие разбойники последовали примеру Дисмаса и стали честными порядочными людьми. А некоторые даже преобразились в святых подвижников.

В IV веке в Египте жил эфиоп, славившийся нечеловеческой силой. За чёрное мрачное лицо ему дали прозвище - «Мурин» (арап, негр). В молодости он был рабом местного вельможи, который прогнал его вон после того, как Моисей сгоряча убил другого раба. Мурин пристал к шайке разбойников, покорил всех суровым крутым нравом и исполинской силой, и стал атаманом. Его банда по современным понятиям могла быть отнесена к разряду кровавых беспредельщиков. Разбойники Мурина убивали, грабили, насиловали. Простые люди трепетали от страха при одном только упоминании имени лютого главаря.

Несколько лет такой жизни привели Моисея в состояние полного душевного краха. Он страдал от жутких депрессий, пил по-чёрному и подумывал о самоубийстве. Но однажды случилось невероятное. Мурин как бы пришел в сознание после долгих лет умопомрачения, ощутил своей душой Бога и понял, насколько он от Него далёк, и в какую адскую гадину превратился. Пережив покаянный катарсис, Моисей бросил свою банду и, обливаясь слезами, пришел в пустынный монастырь.

Не один день завязавший головорез смиренно умолял монахов не прогонять его и принять в свою обитель. Став послушником, он много лет оплакивал свою непутёвую жизнь, непрестанно молился и круглый год держал строгий пост. Однажды на его уединенную келью в пустыне напали 4 разбойника из его же бывшей шайки. Обезоружив их, он связал налётчиков, загрузил их словно тюки к себе на плечи и принес в монастырь. Старцы благословили отпустить разбойников. Потрясенные разительной переменой, произошедшей с их бывшим вожаком, бандиты решили последовать его примеру, покаялись и тоже стали монахами. Позже к монашеской братии присоединились ещё несколько бывших «коллег» Мурина.

Очень долгое время Моисея терзали страсти, от которых он отказался. Особенно одолевала похоть. Были моменты, когда он только чудом не сорвался и не сбежал из монастыря туда, где можно утолить свою навязчивую плотскую «жажду». Чтобы побороть зло в собственной душе, он много лет на коленях вымаливал у Бога исцеление и жил впроголодь, на хлебе и воде. По ночам преподобный обходил отдаленные пустынные кельи собратьев и приносил им воду из колодца. Однажды возле колодца его хватил сильнейший удар, от которого он смог оправиться только через год. По мнению старцев, таким образом ему мстили бесы - за то что он смог освободиться из их рабства.

Наконец, блудная страсть и прочие грехи полностью и навсегда оставили его, и преподобный Моисей получил от Бога власть над бесами. К нему за помощью и исцелением стали приходить люди, и он каждому помогал. Добрая слава о его духовных подвигах распространилась по всему Египту.

Прожив в обители много лет, Моисей был рукоположен в диакона. Епископ решил испытать его и велел клирикам выгнать его взашей из алтаря, ругая недостойным мурином. Преподобный смиренно и безропотно с честью перенёс проверку. После этого он стал пресвитером, и за 15 лет священнического служения собрал вокруг себя 75 верных учеников.

Дожив до 75 лет, Моисей предупредил монахов, что вскоре на их скит нападут разбойники и всех убьют. Он благословил иноков временно уйти и переждать налёт в безопасном месте, а сам остался в обители, сказав, что давно уже ждёт от Бога исполнения слов Христа, сказавшего: «Все, взявшие меч - от меча и погибнут!» (Мф. 26, 52). Семеро самых верных учеников отказались уходить и остались вместе с ним. Один из них в самый последний момент испугался, убежал из кельи и спрятался в потайном месте неподалеку. Бесноватые разбойники убили преподобного Моисея и шестерых иноков и ушли. Спасшийся от смерти инок увидел, как с неба спустились семь сияющих венцов, и даже пожалел, что потерял возможность стать святым христианским мучеником, как его учитель и духовные братья.

Преподобный Моисей Мурин особо любим вставшими на путь исправления тяжкими грешниками, убийцами и бандитами. А ещё его духовную поддержку и заступничество ощущают алкоголики, желающие побороть свою гибельную страсть.

Святой Варвар

Ещё большим отморозком слыл греческий бандит Варвар Луканский живший в IX веке. На его совести были жизни около трехсот человек, в том числе - двух священников. Однажды, глядя на награбленные сокровища и размышляя о своей злодейской жизни, он вдруг понял и всей душой ощутил, каким нелюдем является. Пришли мысли о неминуемой смерти, о страшном суде. Бросив в пещере сокровища, кающийся убийца пришел в ближайший храм и исповедался пресвитеру, подробно рассказав, кто он и что натворил.

По другой версии, Варвар пришёл в храм с иной целью. Шла литургия, и он решил подождать окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное зло. Неожиданно он увидел ангелов, во всем блеске величия сослужащих иерею, которого он намеревается ограбить и убить. В изумлении и страхе он упал на колени и, дождавшись окончания богослужения, принёс покаяние и попросил крестить его.

Священник Иоанн предложил ему пожить в своем доме. Разбойник ползал за ним на четвереньках и отказывался вставать на ноги, потому что отныне считал себя недостойным имени человека.

Получив отпущение грехов, Варвар ушел в лес и прожил там 12 лет - без одежды, в цепях, передвигаясь исключительно на коленях и локтях, как четвероногое животное. Таким самоуничижением он пытался хоть немного искупить содеянное им зло. От холода, зноя и тяжких лишений всё тело его почернело и покрылось рубцами. Наконец, ему было дано Свыше откровение, что его грехи прощены, и что он скоро умрет мученической смертью.

Проходившие мимо места, где обитал Варвар, купцы увидели отшельника в высокой траве и приняли его за дикого зверя. Выстрелили из луков и смертельно ранили. Умирая, подвижник просил их не переживать о нём, рассказал о себе и попросил сообщить о его кончине священнику. Когда тот нашел тело Варвара, оно было озарено ярким небесным светом. Впоследствии от гроба мученика стало истекать целебное благоухающее миро. Мощи его ныне находятся в монастыре Келлий в Фессалии, близ города Лариссы.

И Варвар Луканский, и Моисей Мурин являют нам яркие примеры истинного покаяния, которое может искупить даже самые страшные злодеяния. Жаль только, что на одного подобного подвижника находятся миллионы не раскаявшихся бандитов и убийц, или «слегка покаявшихся», и тут же простивших себя, и продолжающих припеваючи жить на неправедно нажитые пропахшие кровью капиталы.

Прозрение похотливого князя

Некоторым злодеям прошлого многие из нас без колебаний подписали бы смертный приговор. Например, жившему во времена становления Руси смоленскому князю Георгию Святославовичу. Сей славный муж оставил о себе недобрую память. На его совести не только люди, казненные и убитые во время войн и междоусобиц, но и двойное убийство счастливой супружеской четы, отягченное попыткой изнасилования и расчленёнкой. Кстати, его имя… тоже имеется в святцах.

В 1404 году, лишившись власти в захваченном литовцами Смоленске, князь Юрий сбежал в Москву, а затем перебрался в Торжок, получив должность наместника. Там же поселились и его земляки - князь Симеон Мстиславич Вяземский и его красавица жена Иулиания. Вскоре наместник понял, что по уши влюблен в чужую жену и желает во что бы то ни стало овладеть ею. Одержимый похотью князь всячески пытался склонить объект своего вожделения к адюльтеру, но честная княгиня была непреклонна и заявила, что не пойдёт на прелюбодеяние даже под страхом смерти.

21 декабря 1406 года, крепко напившись на пиру, Юрий зарезал князя Симеона. Схватив его жену, он поволок её в ближайшую комнату, желая насильно овладеть ею. Защищаясь от насильника, сделавшего её вдовой, Иулиания нанесла ему лёгкое ножевое ранение, и бросилась бежать. Осатаневший и окончательно потерявший человеческий облик князь догнал ее на дворе, выхватил меч, отрубил ей руки и ноги, а её агонизирующее тело велел слугам бросить в полынью в реку Тверцу.

Весной следующего года, тяжко больной крестьянин увидел, что по реке против течения плывет тело убиенной княгини, и услышал голос, повелевший собрать духовенство и похоронить святую мученицу у южных дверей Спасо-Преображенского собора Торжка. В тот же миг он исцелился от долго мучившей его болезни. Во время погребения Иулиании исцелились многие больные, и с тех пор к гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. Иулианию канонизировали вместе с мужем. Помимо исцелений, она славится помощью женщинам в борьбе с блудными страстями и считается покровительницей целомудрия.

Несмотря на грубость тогдашних нравов, преступление Юрия привело в ужас его современников. Спасаясь от позора и всеобщего презрения, убийца сбежал в Орду. Но его стали преследовать ужасные видения и невыносимые муки проснувшейся совести. Он вернулся и затворился в Веневском Успенском монастыре, стал духовным сыном пустынника Петра. Остаток жизни он провел в слезах и покаянии. Умер Юрий в 1408 г., и впоследствии пополнил списки Тульских местночтимых святых. Очевидно, его покаяние было настолько сильным, что князь не только получил прощение, но и смог напоследок стяжать состояние святости. Поистине, пути Господни неисповедимы!

Кольский Отелло и чудотворец

Жившего у Белого моря в Керетской волости преподобного Варлаама Керетского чудотворца в народе иногда называют Кольский Отелло. Именно он, будучи священником, не совладав с ревностью и яростью, убил в храме свою жену, а потом наказал себя такими нечеловеческими испытаниями, страданиями и подвигами, что в святости его уже ни кто не сомневался.

В молодое годы его знали как отца Василия, служителя церкви Святителя Николая Чудотворца в г. Кола. Однажды он решил вступить в схватку с древним демоном, засевшим на одном из островов на судоходном пути, где язычники устроили капище. Рыбаки боялись его проклятия, и отправляясь в плавание, задабривали беса жертвоприношениями. Василий решил раз и навсегда покончить с бесопоклонением. Приплыв к капищу, он именем Христа и молитвами изгнал инфернального гада. Но уходя с острова, демон сказал, что придёт время, и он с ним ещё поквитается.

Спустя некоторое время демон нашёл брешь в духовной защите жены батюшки, и кроткая попадья резко изменилась в самую наихудшую сторону. Стала выпивать и гулять с заезжими моряками, а на попытки урезонить её вела себя дерзко и вызывающе. Да ещё и «добрые люди» масла в огонь подливали, рассказывая правды и домыслы о её похождениях. Еле сдерживая себя, Василий приволок её в храм, поставил возле алтаря и попытался изгнать беса из супруги. Она билась и вырывалась, хамила и оскорбляла мужа, и в какой-то момент священник не совладал с собой и заколол матушку копиём для просфор. Тот час же из умирающей попадьи вышел демон, наполнив всё вокруг зловонием, а сама она стала, как и прежде, милой и кроткой, и умерла на руках у мужа. Послышался глумливый возглас беса: «Ну что Васюк, вспомнил меня, убийца глупой попадьи?! Ты больше не священник, ты - душегубец, и нет тебе прощения и спасения, я тебя победил!».

Терзаемый глубочайшим раскаянием, жалостью к супруге и невыносимой скорбью, батюшка по благословлению своего духовника принял на себя покаянный подвиг. Епитимья была немыслима и, казалось, не оставляла ему никаких шансов на выживание. Василий должен был, взяв с собой в большую рыбацкую лодку гроб с телом жены, круглый год в любую погоду ходить по морю вокруг всего Кольского полуострова от Колы до с. Керети. До тех пор - пока труп попадьи полностью не истлеет. Ему предписывалось строго поститься и непрерывно молиться. Лишь раз в году на Пасху он мог себе позволить себе причаститься святой Богоявленской водой (кающимся тяжким грешникам не полагались Святые Дары) и разговеться рыбой.

Путь от Колы до Керети протяженностью около 1000 км. Василий преодолевал примерно за месяц. Взяв на борт продовольствие, он тут же отправлялся в обратный путь. Большую часть пути ему приходилось преодолевать на вёслах, продираясь против ветра и волн. В любую погоду он упорно грёб на своём карбасе, молясь и напевая покаянные псалмы. Почти не спал, и круглые сутки слезно молил Господа об отпущении грехов. Его неотступно сопровождали туманы, морось и мгла. Приближение его суденышка предвещало ухудшение погоды, и эта примета даже вошла в пословицы. Старики-поморы при ухудшении погоды говорят: «Ну вот, Варлаамьева ладья подошла!» А в Северной Норвегии поныне, когда с Мурманского берега навалит туман к Варде и Варзе, рыбаки-норвежцы шутят: «Русский поп жену привез».

Но что самое поразительное и невероятное - Василий отправлялся в рейс даже лютой зимой, в полярную ночь, плавая по штормящим волнам среди шуги и дрейфующих льдин. Только исключительным чудом можно объяснить тот факт, что он не погиб даже в самые невозможные для плавания периоды.

Три года прошли в непрерывных странствиях. От тяжкой гребли у морского бродяги даже вырос горб. Наконец, погода наладилась, а тело жены Василия истлело в прах, и он смог её похоронить. На всякий случай он решил уточнить, принял ли Бог его покаяние. Море возле Святого Носа кишело морскими червями-моллюсками рода «корабельные сверлила», которые протачивали и портили суда даже из самого крепкого дерева. Из-за этого корабельщики старались проходить данный мыс не морем, а волоком. Василий истово помолился, и черви бесследно пропали! Остаётся только догадываться - сдохли паразиты, или по велению Божьему переключились на планктон. Во всяком случае, с тех пор не только у Святого Носа, но и вообще во всём Баренцевом и Белом море проблема древоточцев перестала существовать!

Вернувшись на сушу, Василий принял иноческий подвиг и стал монахом Варлаамом. Он жил в Лесной пустыни близ Керети, затем в районе Чупской Губы на северном берегу Белого моря, проповедовал веру Христову лопарям и чуди. Жилищем преподобного была пещера со зверями. Умер подвижник в конце XVI века столетним старцем, до конца сохраняя силу и крепость духа.

С первых десятилетий XVII века Варлаам почитался святым угодником Божиим. В 1664 г. были официально записаны его явления людям и случаи помощи терпящим бедствие. В тонком сне и даже наяву старец являлся гибнущим среди бушующего моря мореходам и рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лед, уводил лодки в безопасные гавани. Известны сотни случаев чудесной помощи старца людям, получившего за свои труды власть над ветрами и штормами.

К 20-м годам XVIII века преподобный Варлаам стал одним из самых уважаемых местных святых. В 1903 году его внесли в общецерковные святцы, а ещё сто лет спустя - включили в Собор Кольских святых. Жизнь таких святых как он - хороший пример для всех нас. Что бы мы ни натворили - никогда не надо отчаиваться! Как бы низко ни пал человек - Господь всё преобразит и исцелит, лишь бы было искреннее желание и усердие.

православие

Previous post Next post
Up