Всё чаще меня спрашивают, как я получаю такие HDR-фотографии и почему у меня такой странный "алгоритм" обработки. Решил сделать отдельную тему, в которой постараюсь ответить на эти вопросы.
1. Теория
Что такое HDR и зачем он нужен?
HDR - High Dynamic Range, или по русски Широкий Динамический Охват. Dynamic Range измеряется в "экспозиционных ступенях" (EV). Сдвиг экспозиции на 1 EV означает изменение количества света, попавшего на плёнку или цифровую матриуц, в 2 раза. Например, если вычисленные камерой параметры съёмки равны 1/50 сек (выдержка) и f/8 (диафрагма), то экспокоррекция +1 eV приведёт к съёмке с параметрами 1/25 сек и f/8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 сек и f/5,6 в режиме приоритета выдержки.
Очень часто я вижу фотографии с выбитыми светами и провальными тенями и почти всегда Авторы этих фото утверждают, что "так оно и было". Проблема в том, что динамический диапазон (ДД) человеческого глаза (возможностью видеть одновременно детали как в светах, так и тенях) составляет (у разных людей по разному) примерно 20 ступеней, что значительно превышает ДД сенсоров цифровых камер.
Далее привожу сравнительную таблицу камер (взял Nikon, Canon и Sony), отсортированных по динамическому диапазону.
Как не печально, но ДД у Canon'ов немного отстаёт от Nikon'ов. В принципе это не "смертельно", если для HDR'a снимать несколько кадров, что обычно и делается. Но, имея камеру с широким ДД можно получить довольно качественный псевдо-HDR из одного кадра и подтверждением тому могут послужить хотя бы пара моих последних кадров из Праги.
Зачем нужен HDR? Затем, что бы фото было таким, как снятую сцену видели глаза фотографа, т.е. были видны детали как в самых светлых участках, так и в самых тёмных.
У HDR'a есть и поклонники и противники ... кому-то такие фотографии нравятся, а кому-то нет. На мой взгляд качественный HDR выглядит шикарно! Несомненные Мэтром в этой области является Trey Ratcliff. Кстати, от рождения он слеп на один глаз, но это ему никак не мешает!
HDR или не HDR - вот в чём вопрос! Если снимаемая сцена имеет большой контраст по светам и теням, то имеет смысл снять несколько фото с разной экспозицией для HDR-сборки. Таким примером может стать ночной город или заброшенные здания. Если же динамический диапазон сцены не большой, то HDR возможно будет лишним.
2. Практика
Что необходимо для создания HDR фото? Необходимо найти интересное место и прихватить штатив если съёмка с рук будет затруднительной из-за длинных выдержек. Многие цифровые камеры могут снимать, так называемый Брекетинг Экспозиции, который позволит снять серию кадров с различной выдержкой, первый (в зависимости от настроек камеры) из которых будет очень тёмным, средний будет нормальным и последний будет очень светлым.
Я где-то читал, что для программ сборки HDR-изображений желательно в распоряжение получить, скажем, 5 кадров брекетинга с шагом в одну ступень, нежели 3 кадра, но с шагом в 2 ступени. Так как шаг экспозиции на моей D800 составляет 1EV, то я обычно снимаю 5 кадров брекетинга.
Тем, кто снимает на Nikon возможно будет интересно посмотреть видео о том, как настроить камеру, которая снимет всю серию брекетинга сама одним лишь нажатием на кнопку спуска. Этот трюк незаменим при съёмки ночью на длинных выдержках - даже если снимать со штатива, то постоянное давление пальца на кнопку спуска при выдержках 20-30 секунд может привести к небольшому сдвигу/дрожанию камеры и испорченному кадру.
Если разброс между светом и тенями большой, то иногда я снимаю по 9 кадров, что бы "захватить" как можно полезной информации, как например на следующих двух фото.
Тем, кто владеет английским, хочу посоветовать почитать книгу The HDRI Handbook 2.0: High Dynamic Range Imaging for Photographers and CG Artists, я в ней много интересного прочитал. Что касается "Какую программу сборки лучше использовать?" - думаю многие согласятся с тем, что Photomatix Pro является лучшей. Фотоматикс может работать как самостоятельно, так и быть плагином для LightRoom'a и Aperture. Большой плюс этой программы - возможность использования пресетов, которых имеется достаточное количество на просторах Интернета.
Попробую описать свой процесс обработки шаг за шагом.
1) Все RAW'ы (если кто-то ещё снимает в JPEG'ах - бросайте это дело и переходите на RAW'ы) импортирую в LightRoom; 2) Первичная "проявка" и выставление одинакового Баланса Белого на все кадры (иногда есть небольшое расхождение ББ); 3) Иногда на некоторых кадрах двигаю ползунки Highlights & Shadows; 4) Отправляю все кадры в Фотоматикс.
Если HDR делался из нескольких кадров и там есть движущие объекты, контролирую на сколько качественно Фотоматикс "подавил призраков" (Ghost removal). Там есть возможность в ручную указать "проблематичные" участки и обычно Фотоматикс "давит призраков" очень хорошо.
5) Там получаю такой результат, который меня устраивает, сохраняю. LightRoom автоматически "цепляет" полученный результат, который практически сразу "отправляется" в Фотошоп; 6) В Фотошопе чищу различный "мусор", правлю геометрию; 7) Очень часто применяю Nik Color Efex Pro -> Tonal Contrast и Darken&Lighten Center; 8) Часто к небу применяю шумодав Nik Dfine; 9) Сохраняю и возвращаюсь в LightRoom; 10) "Корректирующие кисти" в LightRoom'e являются очень мощными инструментами локальной коррекции. Поэтому почти всегда конечная доводка кадра у меня происходит в LightRoom'e с помощью корректирующих кистей в различных режимах (затемнение, осветление, Highlights, Shadows, Clarity (как в плюс, так и в минус), Sharpness и Noise). Мне с ними намного проще работать, нежели с корректирующими слоями и масками в Фотошопе. 11) Экспортирую полученный результат (обычно 1400pix по ширине), смотрю его и периодически нахожу какие-нибудь недочёты, возвращаюсь в LightRoom или Фотошоп, устраняю их, экспортирую ещё раз, смотрю и ... и часто такой процесс "смотрю-вижу-доделываю" может затянуться надолго, до тех пор, пока меня не будет всё устраивать. 12) Очень часто жду до следующего дня и очень часто на следующий день что-нибудь доделываю.
Ну вот такой у меня процесс обработки фотографий ;-)
4. Видеоматериалы
Этот раздел будет интересен тем, кто "дружит" с английским и тем, кто хочет "углубить" свои знания в области HDR. Очень рекомендую посмотреть все видео.