Записки контрабандиста или в Монголию за юртами

Jun 17, 2014 16:01

Со времен великих подмосковных пожаров 2010 года, которые я благополучно переждал в юрте на берегу Байкала, зародилась мысль создания летнего юрт-лагеря. Не прошло и четырех лет, как мы с группой единомышленников решились сделать первый шаг... Первый блин всегда у русских похож на Колобка, так что граблей и банановых шкурок мы насобирали на своем пути вагон и маленькую тележку. Все лица, имена и фамилии законспирированы потому что... в Бурятии и Монголии все друг-другу родственники, и желая обличить тех, кто нам засовывал палки в колеса, я так или иначе испорчу жизнь тем, кто помогал. Восток - дело тонкое, Петруха!





     Началось все с того, что я чуть было не опоздал на самолет в Улан-Удэ... При том, на этот раз, я приехал в аэропорт Шереметьево с получасовым запасом, но очередь на регистрацию была такая, что выстоять ее можно было только при условии приезда за пару часов, о чем мне, с укором, и поведал сотрудник неизвестной службы, к которому я обратился за помощью. Меня буквально за руку проводили в специальное окошечко, где не очень обрадованный моему появлению мужчина выписал мне... билет в бизнес-класс.
     Я так и не понял что это было, но подарок судьбы мне пришелся по вкусу. Бизнесом я не летал со времен своего прощания с активной автомобильной журналистикой. Конечно, бизнес-класс авиакомпании "Аэрофлот" ничуть не лучше эконома в Emirates, но с паршивой овцы хоть шерсти клок.
     Схожу я весь такой нарядный с трапа самолета, прохожу в индивидуальный микроавтобус, меня подвозят к зданию аэровокзала столицы Бурятии, выхожу в город, и... через полчаса уже трясусь в грохочущей маршрутке по разбитому асфальту в сторону монгольской границы. Так дешевле, нежели лететь в Улан-Батор самолетом. Душно, тошно, тесно и ближе к народу.
     Граница пересекается на попутках, за 100 рублей с человека. А может за 200. Микроавтобус SsangYong Istana на монгольских номерах с монголом за рулем курсирует туда-сюда наряду с десятком таких же челноков. Пешком перейти границу нельзя.
Пограничники заинтересовались моим паспортом, долго рассматривали штампы Омана, Эмиратов, Грузии, Украины... Но пропустили. Меняем рубли на тугрики, мы в Монголии! Весь процесс занял часа два.




Монгольскому тугрику, конечно, далеко до узбекского сума, но пачка банкнот не лезет ни в какие карманы. Курс на границе не самый хороший, а у менял менять и вовсе страшно, все они весьма неблагополучного вида. Если вы планируете шопинг в Монголии - лучше отложить обмен до Улан-Батора. По банковским картам курс так же не самый выгодный, но за те несколько лет, что я не был в Монголии, банкоматов развелось множество, что снимает ряд проблем для путешественников.
     Так же, во всех населенных пунктах появилось множество гостиниц. Монголия перестает быть дикой, по крайней мере в северной части.




За 500 рублей с человека мы "поймали" тачку до Улан-Батора. За эти деньги у нас не каждый таксист в Шереметьево повезет, а в нашем случае это более 300 км! При том, парень и водит хорошо, и машина не бедная, и бензин дороже чем в России. Я так и не понял экономику процесса...




Прибыли в Улан-Батор, попали сразу под опеку родственников, благо среди них оказалась прекрасная девушка, говорящая по-русски, иначе бы мы вообще не смогли общаться даже меж собой. Монголы не знают русский язык, даже старшее поколение. Многие живут в типовых советских домах, ездят по советским дорогам, но самого главного, языка, они у русских так и не переняли. Английского так же почти никто не знает, и языковой барьер становится тотальным. Особенно в районах.
     Юрты можно купить как в специализированных фирмах, ориентированных на иностранного потребителя, так и на рынке. Разница в ценах - двух-трехкратная, как повезет. Мы выбрали эконом-вариант, рынок, Зах по-монгольски. Понятное дело, продавцы по-русски не разумеют, а все детали юрты продаются по отдельности. Это вам не IKEA, тут надо разбираться...




Разбирались с карандашом блокнотиком целый день. Покупка юрты - это как купить Volkswagen Golf у дилера. Базовая комплектация - копеечная. А вот опции могут составить вторую стоимость машины. За минимальные $900-1000 можно купить юрту, да, но летнюю, с самым низкосортным войлоком, с "оцилиндрованными" рейками, с рассыпающимися на ветру решетками, без пола, без печки, без внутренней шелковой отделки, с простейшими накидками и т.п. Не хотите "базовую комплектацию"? В итоге, мы отбраковывали из десятков видов войлок, шелк, накидки, шнуры, веревки, стойки, жерди, кольца, решетки... оно еще же и подойти друг к другу должно. Никаких каталогов и инструкций, понятное дело, нет. Вы что, не знаете как юрта устроена что ли? И все это на тридцатиградусной жаре. Никто никуда не спешит, это вам не Турция. Продавцы не суетятся, все процессы протекают как в замедленной съемке, время бежит, а дела стоят на месте. Вами могут заниматься целый час, и вы можете просто встать и уйти - продавцы не расстроятся, не будут за вами бежать и дергать за рукав. Всем все равно. В следующей жизни они станут не продавцами на Захе, а продавцами в супермаркете. Тоже и с пунктуальностью. Народ, в принципе, слово держит, но тайминг не соблюдает. Верят на слово, готовы для тебя все перетащить в одно место без предоплаты, не подозревают тебя в том, что ты скроешься с товаром, при том именно рынок Улан-Батора славится изобилием карманников, и все предупреждают что утащить могут все что угодно.




Основные детали производятся на фабриках, но количество ручного труда впечатляет. В Москве монгольская юрта стоит от 120-130 тыс.рублей, и, скажу честно, увидев как это все производится, из какого числа комплектующих состоит, и сколь мудро каждый узел просчитан и устроен, я протестую против покупки простых дачных беседок за сотни тысяч рублей и голосую всеми руками за юрту... Единственный минус - в юртах не бывает окон, а русские дачники любят смотреть на соседей.




Чтобы не думать о стоимости сотовой связи, купили местную симку. Качество связи у Skytel хуже чем у МТС в роуминге MobiCom. На входящих, кстати, я в этот раз не разорился, а значит что-то изменилось в лучшую сторону с 2009 года, когда деньги на телефон утекали рекой.




Пару слов об общепите. Так как все наши движения происходили под чутким руководством местных, то и ели мы в заведениях неизвестных Tripadvisor. И, надо сказать, ни капельки не жалели об этом. Дешево и вкусно, я по приезду в Москву яростно скучаю по общепиту Улан-Батора! Те, кто едет со мной в августе на Волок.Монголия - готовьтесь, гастрономический туризм я вам обещаю!




Ради интереса мы сходили и в самый популярный у туристов ресторан Улан-Батора, где подают... индийскую кухню. Да, вкусно, да, хлеб у них вообще уникальный, но к концу ужина мы уже откровенно скучали по облюбованному подвальчику рядом с рынком!




Покупка юрт заняла трое суток. Несметное богатство было загружено в грузовик, и уже совсем не за копейки отправлено в сторону границы. Мы расслабленно выдохнули, хотя именно в этот день наши приключения вышли на новый виток...
Водитель спрашивал про какую-то декларацию. Что за декларация он объяснить не смог, продавцы про нее тоже не слышали, в Улан-Удэ все знакомые, включая брокеров, так же пожимают плечами.




Конечно, чисто теоретически, проще всего было бы провезти груз через грузовой терминал, но мы же не профессионалы грузоперевозок, а все местные таможенные брокеры совершенно не желают работать с такой мелочевкой. Не желают в типичной бурятской форме - обещают что помогут, но когда приходит время делать, все разбегаются в кусты, ибо очень заняты. У тебя стоит машина на границе, а тебе на том конце провода говорят что перезвонят и не перезванивают, потом просто не берут трубку, а еще через полдня говорят что никого нет дома, и обратитесь к другому брокеру. И это все по рекомендации, знакомые и родственники.
     Попытки самостоятельно изучить правила ввоза юрт, да и вообще подобных товаров не привели к какому-то однозначному пониманию правильного алгоритма. Опрос тех, кто когда либо ввозил юрты тоже мало что дал - у каждого своя история.
     Решили идти в лобовую атаку, ведь никто не может нам запретить привезти в Россию юрту, а за перевес свыше 50 кг заплатим по обычному тарифу. Как молоды и наивны мы были...




Далее все имена, пароли, явки и лица будут скрыты, потому что все кругом родственники, а кроме отрицательных героев, были и положительные. Хотя так и подмывает сделать пост с фамилиями.
     Сперва выступили монголы. Мы на рынке сто раз спросили у всех нами встреченных, существуют ли какие-то специальные документы для вывоза юрт из Монголии. Все дружно пожали плечами. Звонок российским таможенным брокерам дал ответ "нужна какая-либо бумажка-накладная с перечнем товаров, ценой и штампиком". Отлично.
     И вот мы с бумажкой и штампиком стоим на монгольской таможне, а они на нас смотрят как бараны на новые ворота, и говорят что им нужны документы... Говорят по-монгольски, нам, говорящим по-русски и чуток по-бурятски. На наше счастье, всевышний приводит нам за руку очередного проводника, знакомую знакомого одного знакомого, которая сама добровольно решает нам помочь, едет с нами в соседний городок имени монгольского революционера, отыскивает контору, которая делает нам липовые документы, декларацию, и сопровождает нас на протяжении всего процесса прохождения монгольской границы... Сами бы мы на этот процесс потратили бы дни, и скорее всего пришлось бы возвращаться в Улан-Батор. А так - всего день.
Снято скрытой камерой




С новым пакетом документов прибываем к вечеру на границу, достаточно быстро проходим все проверки, но оформление затягивается потому что... бумагомаратели чудовищно невнимательны. Сколько раз они все переписывали, путались в бумажках, что-то забывали - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Мы сперва терпели, потом меж собой негодовали, затем искрили в бешенстве, но вскоре поняли что монголам по-барабану, и они иначе не умеют. Это обычный процесс, делопроизводство так сказать. Надо отметить, что граница не круглосуточная, и монгольская сторона прекращает работу в 19:00, а российская в 20:00. Если бы не время бежать домой к семье и детям, наша уважаемая таможенная оформительница вообще бы не имела стимула шевелиться. А так - суета, бежим туда, сюда, бумажка в одно окошка, забрать нужно из другого, какие-то копии, пошлины, декларации... Голова кругом. Одно радует - на российской стороне позвонили "кому надо" и нас уже ждут...
     Ждут, и правда ждут. Пятеро таможенников чуть ли не с кулаками нападают на нас причитая "какого черта вы под закрытие приперлись", потом говорят что мы не можем везти юрты через обычный, пассажирский терминал, так как они подозревают что они, юрты, для коммерческого использования и нам надо выезжать назад в Монголию, переоформить документы и въезжать через грузовой терминал. А впереди праздники, банки уже не работают, и заплатить пошлину безналом мы сможем только после великого праздника, Дня России, т.е... 16 июня. А дело было 11-го. Начинаем разбираться, единственное условие провоза юрт через обычную таможню - у каждого из нас должна быть земля в собственности, на которую, якобы, и везем мы эти юрты. Ни у кого из нас с собой, понятное дело, таких документов нет. Приехали...
     Товар вместе с машиной ставим на СВХ (склад временного хранения), забираем монгольского водителя с собой, и отбываем врассыпную за документами. Мое свидетельство летело из Москвы через специальную службу авиакомпании S7, так как никакой DHL на праздниках не работает...




Не унываем, коротаем тихие бурятские вечера в Кяхте, катаемся встречать самолеты в Улан-Удэ на маршрутках, и вообще отлично празднуем День России и день города Кяхта. Кстати, ровно год назад в этот день вы с Казбеком стартовали в "Погоню за Мечтой" - рекордный забег Мурманск-Магадан... Кто бы знал что будет через год.




На сбор документов со всех концов страны ушло два дня. Вдохновленные скорым финалом затянувшейся эпопеи приезжаем из Улан-Удэ в Кяхту (230 км), подходим к границе, а погранцы нам говорят, что нам нужен пропуск на СВХ, а пропуск делается в Улан-Удэ... Добиваемся чтобы они связались с таможней, к нам выходит самый главный таможенник, проверяет документы и бракует одно из свидетельств. После некоторого нажима, и требования написать письменный отказ "вдруг" документ становится уже нормальным. Большой начальник говорит чтобы мы на "челноке" проехали на таможню, так как ходить пешком по территории границы нельзя.
     Ловим монгола-челнока, стоим на жаре полчаса в очереди, подъезжаем к будке пограничника, протягиваем документы, он в них смотрит... и спрашивает где наши визы. Отвечаем, что нам на таможню. А он говорит что не может нас пустить без пропуска, а пропуск можно оформить в понедельник в Улан-Удэ... У меня падает маска сварщика на глаза, и я начинаю требовать мне начальника таможни и начальника погранперехода.  Сперва нас пытаются вытолкать из ворот, но я запрещаю монголу-челноку отъезжать, тем самым блокирую движение через КПП, а сам начинаю снимать все объявления, таблички, бейджики, лица, при том, что съемка на границе официально законодательно запрещена (я проверял). Это дает эффект - начальство бежит на место ЧП. Главный таможенник только всплескивает руками, но по делу ничего сказать не может, а главный пограничник говорит спокойно и взвешенно, ФСБ есть ФСБ, что так мол и так, с таможней они не знакомы, никак не связаны, и он, конечно, попробует сделать запрос верховному начальству, чтобы нас пропустили, но за результат не ручается. Я ему рассказываю что нам таможня предложила проехать "на монголе", на что он заявляет что это запрещено и является нарушением государственной границы... Тут я не выдержал, и брякнул что одним полушарием - журналист, и все что происходит ляжет на страницы СМИ. Не моргнув и глазом (профи!) главный пограничник просит подождать какое-то время. А время то идет, таможня работает до 20:00!      Стою под палящим солнцем без панамки. Наблюдаю как пограничники в кооперации с ГАИ вяжут молчаливого монгола-менялу, расхаживавшего меж машин с голым пузом и каске, на манер фашистской времен Великой Отечественной. На его китайском чоппере нет номеров. Пока они разбирались, другой монгол прикрутил к чопперу номер и конфликт был исчерпан.
Вымораживает до нервного тика хамское обращение погранцов с людьми, стоящими в очереди на границу... Время перевалило за 16 часов. Ко мне выходит девушка-пограничник, и говорит что начальник просил передать что в пропуске нам отказали, приходите в понедельник. Благодарю сердечно и ухожу в кафе кушать бурятские позы. Занавес.




Сидим, горюем, носы повесили. Скрипим вилками по дну тарелок, утираем слезы-сопли, допиваем чай с молоком, обсуждаем что на таможне нужно развесить такие вот аппараты, которые есть во многих монгольских гостиницах, здесь они нужней. "Доколе! Нет, доколе кровопийцы-таможенники и полицаи-пограничники в нашей Великой стране будут разлагать торговлю и дружбу российского и монгольского народов?! А? Я вас спрашиваю!"
     Импровизированный митинг прервал телефонный звонок. Наши телефоны к этому моменту знали все таможенники, пограничники, администрации сел и городов, и даже руководство Бурятии, как мне кажется. А по поводу моей личности и вовсе, как потом оказалось, развернулось целое расследование под девизом "Что это за москвич у вас там?..."
     Через полчаса, уже в 18 часов вечера, мы пешком (!) без всяких челноков были отконвоированы в здание таможни.




Над нами взяли шефство несколько таможенников, и буквально под диктовку мы оформили все юрты. Там же, краем глаза, я увидел такое вот извещение о размере таможенной пошлины. Как ни считал, у нас вышла совсем иная сумма, нас считали по весу. А это отдельная пытка, о которой стоит рассказать.
     Грузчиков на границе нет. А груз есть. Кто будет выгружать более тонны комплектующих из грузовика для подетального (!) взвешивания и фотографирования (!!!) каждого аксессуара? А потом загружать назад в фургон? Конечно же хозяева груза. Из всей нашей команды, таскать тяжелое мог я один. К счастью, водитель-монгол, фура которого попала в заложники на СВХ, оказался парнем отзывчивым, и сам вызвался помочь, безвозмездно. Понятное дело, я не мог его потом не отблагодарить, но этот жест очень не русский. Наш бы наверняка сказал "я чо вам грузчик штоль" и ушел бы в кабину спать.
     В конечном итоге, все в мыле, в 19:55, за пять минут до закрытия таможни, мы выехали на свободу. Нас к этому моменту уже знала каждая собака, а на КПП и вовсе прощались как с родными.




Пройдя всю эту пытку, я прихожу к выводу, что процесс ввоза юрт, да и вообще товаров из Монголии в Россиию похож на такую вот корягу. Несколько витиеватый. Цена же юрты выросла вдвое от закупочной.




Еще пару дней я потратил на то чтобы освоить монтаж юрт. Задачка не сложная, если знать ньюансы. А если не знать - получится криво, косо, или будет протекать и продуваться всеми ветрами. Чтобы освоить этот процесс, по-хорошему нужно собрать их не один десяток. Детали меж собой не стыкуются, все нужно подгонять по месту, подрезать или подтачивать, подвязывать и утягивать. Настоящий handemade...




И, что приятно, в отличии от беседки или гостевого домика, юрту всегда можно собрать и убрать. У нас процесс установки от А до Я занял полдня. Разбирать, понятное дело, быстрее.




Перед вами одна из собранных юрт, привезенных собственными руками и установленная в с. Турка, на берегу озера Байкал. В настоящее время собирается еще пять юрт. Таким образом, у нас теперь есть летний юрт-лагерь на Байкале, и если соберетесь в те края этим летом - не проезжайте мимо. Меня там не застанете, но теплый прием я вам обещаю. (не реклама)




Все совпадения, имена, фамилии, населенные пункты, страны, объекты и события вымышленные, не более чем научная фантастика и бред сумасшедшего увиденный во сне и тщательно записанный на бумагу. Иллюстрации к публикации заботливо отрисованы в редакторе photoshop, а все указанные даты провел на даче, ловил рыбу, катался на велосипеде и собирал слизняков с ботвы картофеля...

граница, гутарю, алан-гоа, юрт-лагерь

Previous post Next post
Up