И так, переходим к самому вкусному, к нашему первопрохождению по льду Печоры из Ненецкого АО в Республику Коми. Точнее, понятное дело, мы были далеко не первые кто прошел этот путь по льду, в истории края были случаи когда прокладывался официальный зимник в данном направлении, ведь это экономит две сотни километров на пути из Нарьян-Мара в Ухту. Местные смельчаки, почти каждый год в начале зимы проскакивают по данному маршруту, пока не занесет Печору снегом. Но среди путешественников этот маршрут, на сколько я знаю, еще не дался никому. Да и я несколько лет назад уперся в тупик в Леждуге, пытаясь проскочить в Нарьян-Мар.
На фото ниже - городище, где почти пятьсот лет располагался город Пустозерск, известный в первую очередь благодаря протопопу Аввакуму (1621- 1682), главе старообрядчества, идеологу раскола в Русской православной церкви.
В 1653 г. протопоп Аввакум начал открытую борьбу с патриархом Никоном. Он резко выступил против исправления богослужебных книг. Его возмутили и запрещение двуперстия, и реформы в церковной службе. Он отказался принять изменения в богослужении, за что вскоре был схвачен и сослан сначала в Андроньев монастырь, а затем в Тобольск, а еще позже в Пустозерск.
Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Во время 15-летнего заточения в Пустозерске он написал два сборника богословских сочинений - «Книгу бесед» и «Книгу толкований», множество грамот и посланий единомышленникам старообрядцам. Эти тексты передавались из пустозерского заключения как целиком, так и по частям, а затем рассылались по старообрядческим общинам. Во время пустозерской ссылки Аввакум написал и самое известное своё сочинение - автобиографию.
Опасаясь новых старообрядческих восстаний и видя в Аввакуме возможного вождя, московское правительство приговорило его за великие на царский дом хулы к смерти.
14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, - священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор --были сожжены в деревянном срубе.
В селе Устье за придорожным домиком был совершенно случайно был обнаружен обетный крест из лиственницы, установленный в 1862 году. Как свидетельствует народная легенда, установлен по случаю избавления от падежа скота. Относится к типу так называемых "патриарших” восьмиконечных крестов, единственно признаваемых старообрядцами.
Крест накрыт двускатной кровелькой с фигурным охлупнем, волнообразными причелинами и резными полотенцами. Назначение кровельки не только практическое - оберегать от влаги, но и эстетическое - она повторяет силуэт деревенских крыш, вызывает мысли о доме, его тепле, уюте.
Дорога проложена по льду Печоры, а ее русло извивается как змея. Понятное дело, никто не жжет топливо понапрасну, и срезает петли по берегу и многочисленным островам. На одном из таких островов местные "дальнобойщики" традиционно перекуривают, разбрасывают бычки и бутылки. Здесь же неестественно высокая по ненецким меркам елка, к которой прибита... доска объявлений
Конкуренты отстреливают вражеские объявления, но обрывки остаются
В Устье же, рядом с каким-то сгоревшим домом стоит такой вот креативный дорожный указатель. Расстояния указаны по прямой, ведь дорог отсюда по сути и нет...
Ввиду того что мой Defender скоропостижно скончался и был оставлен в Лабожском, наша задача заметно осложнилась, ведь именно он и должен был по сценарию торопить колею, по которой прошли бы и все остальные. В итоге, быть локомотивами предстояло двум Крузакам, 80-ке и 100-ке. Mitsubishi Pajero Sport так же был в состоянии бить колею, но его эффективность была заметно ниже. Вторая группа экспедиции отправилась в объезд через Усинск и Печору, чтобы подстраховать нас с юга. Все 8 машин по Печоре бы не прошли, в первую очередь ввиду более слабой подготовки техники и меньшего опыта снежных экспедиций.
Снегоходчики суровые и неприветливые, никто не останавливается, особо не здороваются, хотя есть и исключения
А вот водители Треколов напротив, оказались душевными и участливыми, но все как один отнеслись к нашей затее мягко скажем скептически. Ни один не сказал что мы проедем, сплошные ухмылки...
Но мы были очень решительны, и подобные пораженческие мотивы нас остановить не могли ни при каких условиях
Снегоходно-вездеходная дорога вышла на болото, размеченное... бакенами из бочек. В них вырезаны специальные окошки, чтобы несознательные личности не растащили на хозяйственные нужды
Езда по фарватеру болота завораживает
Местами мы подсаживались, и не слабо. Стоит чуть расслабиться, как машина соскакивает с натоптанной "дороги" в целину, и не всегда в состоянии выбраться на снежную твердь самостоятельно. Динамическая стропа Т-Мах с заявленным усилием на разрыв в 8 тонн работала изумительно и мягко, но к середине дистанции не выдержала и лопнула. Порвалась не по заделке петли, а сама по себе. Надо было брать 11-тонную, так как 12-тонный ProComp, пришедший на смену, сдюжил прекрасно, хотя и был заметно жестче
Вслед за тросом сдался крюк у Land Cruiser 80, отправив шакл в радиаторную решетку Сотки (рассказ о том, как это произошло на несколько фотографий ниже)
Повезло! Пробило радиатор кондиционера, и вышел мигом весь фреон, а в радиаторе охлаждения образовалась сильнейшая вмятина, но, к счастью, герметичность не была нарушена.
У Восьмидесятки постепенно отстрелились все брызговики по кругу...
Pajero Sport словил "глюк" то ли двигателя, то ли АКПП, но в снегах это не мешало, сказалось лишь после выезда на нормальную дорогу несколькими днями позже
Вечерело... Прошли Лабожское, поклонились Дефендеру, забрали еще немного шмурдяка, пообщались с народом, и ушли в сторону Великовисочного. А за ним закончилась дорога вовсе. Застарелые снегоходные следы, включая наш вчерашний, машину не держали, частенько приходилось бить целину, и к ночи мы доигрались... застряли посреди Печоры, в воде, прямо на фарватере. Дергали, тужились, пыжились, оторвали крюк у Восьмидесятки, пробили радиатор Сотки, успокоились, и легли спать.
А под нами ходили косяки рыб и лежали корабли с жемчугами... спалось прекрасно
Всю ночь по крышам молотил дождь, и когда настало утро, воды на льду прибавилось...
Восьмидесятку откопали, и вперед пошла Сотка. Если вчера TLC 80 шла увереннее, и мы лишь наблюдали ее битву с белой пустыней, то сегодня TLC100 реабилитировалась, и напялила на себя желтую майку лидера. Вчера лучше работала грязевая резина, а сегодня зимняя, хотя за окном стабильный плюс. Зима тем и удивительна, что условия движения все время меняются, от часа к часу...
На развилке еле заметных снегоходных дорог был обнаружен дорожный знак. Верным путем идем мы с товарищами!
Место для привала, даже котелок в комплекте!
Лопата стала продолжением наших организмов, мозоли на ладонях толще чем подошва ботинок, бицепсы появились даже у тех, у кого их не наблюдалось от рождения, походка стала легкая и летящая, на лицах румянец и улыбки! Финиш близится, какие-то 27 километров до Леждуга, расчистим!
У берегов лед испещрен трещинами, на реке множество торосов, в одном из разломов обнаружили вмерзшую ракушку...
Уже на финишной прямой, у села Леждуг, при съезде на реку попали в сильнейший перемет. Глубина снега около двух метров, сенд-траки машину не держат, пришлось копать, копать, и еще раз копать...
Ходить вокруг машины невозможно, проваливаешься до тех пор, пока позволяет клиренс...
Проще передвигаться на четвереньках... это быстрее и надежнее
За пару часов прорыли себе тоннель в снегу, и вышли на финишную прямую...
Чувствуя близость финала, разыгрались в снежки лопатами
Все, выбрались на берег, вот он, въезд в Леждуг... на повороте на реку стоит знак, показывающий в сторону Нарьян-Мара. Написано просто: Город. Уточнения не требуются, он здесь один
Пробег от Нарьян-Мара составил 110 км, и это удивительное совпадение. Теперь 110-х зимников два, один в Забайкалье, который мы прошли дважды, зимой в
2008 году и ранней осенью
2011-го. Второй же теперь будет на Печоре. Уверен, у нас найдутся последователи.
И, что приятно, оба мы прошли колесами на внедорожниках первыми...
За это не грех и выпить шампанского, тем более до ближайшего сотрудника ГИБДД - день пути по зимнику до Усть-Цильмы, но об этом отдельный рассказ