Как обычно, внезапно. Сдёрнули меня в рабочее время (за свой счёт, разумеется) для встречи с незнакомым мне человеком (Антоном Хрековым). По непонятной теме - брендирование территорий.
Таки была показана картинка, что вполне соответствовала моим познаниям в этой PR-рекламной области:
Увидев другие умные картинки, я было хотел посидеть тихо и хоть посмотреть, чего предлагают-то. Однако Антон взял курс на интерактивное общение с аудиторией. Зря он это сделал! Мне пришлось высказать почти всё, что я думаю о самой идее брендирования (как и обещал atner и ninylaaaa, которые пинками загоняли меня на мероприятие). Разумеется, меня призвали "прекратить троллинг". Правда - она такая, да. Колючая. Не всем приятна.
Но об этом потом. Сначала ответ на первый и главный вопрос: ЗАЧЕМ?
Ну, с этим можно согласиться. Особенно с созданием "выигрышного положения в глазах элит", что по идее должно привести к "привлечению инвестиций" и прочим благорастворениям воздухов.
Следующий законный вопрос: КОМУ? Ответа на него мы, вообще говоря, не получили. То есть про благорастворение я понял, но кому нужно, чтобы оно произошло - нет. Вернее, понял, но не особо согласен. Потому что очевидно, что благорастворение имеет свойство концентрироваться вовсе не там, где было задумано декларировано согласно предвыборной агитации.
Поэтому ответ на вопрос "кому" прозвучал в смысле "для кого брендирование предназначено". То бишь какова целевая аудитория этого предприятия...
Не, это не целевая аудитория. Это слушатели, которые тоже хотели устаканить для себя, о чём речь и (главное) каковы перспективы региона, в которым им предстоит жить (или наоборот, не в котором). То есть понять, что делать дальше и каково их место. Впрочем, может, я слишком предвзято отношусь? Ну, поправите, если что. Итак:
В принципе, вполне разумно. Если уж чего делать, то делать как следует. И подходить систематично (не скажу системно, потому что не уверен в системности предприятия в частности и подхода в целом).
Давайте посмотрим, куда можно инвестировать?
Понимать надо так, что регион бедный, рабочая сила дешёвая. Поэтому всё это можно, и всё это правильно.
Как этого достичь? А вот за счёт рекламы (брендирования то бишь). Конечно, это не та реклама, которую будут по телевизору крутить. Это создание устойчивых мемов, ассоциаций. Чтобы ночью разбуди - и на вопрос "Чувашское?" сразу бы ответили брендовой ассоциацией.
Можете проверить, как это должно работать. Быстро скажите, что вам первое в голову приходит: - великий русский поэт? - домашняя птица? - фрукт? [Посмотреть ответ] Стандартные ассоциации таковы: Пушкин, курица и яблоко. У вас то же самое? ;)
Так как же? Оказывается, есть технология разработки под названием "матрица брендирования". Для того, чтобы ей воспользоваться, надо взять облако тегов из ассоциаций с территорией (по экспертным опросам), наподобие того, как пять лет назад проводил atner:
Экпертные мнения группы Хрекова сильно отличались от результатов опроса. И дали возможность выстроить несколько возможных направлений действия:
Затем мы кратко обсудили предложенные направления (ни одно из них мне не понравилось в полной мере), возможную символику и т.п. Разумеется, всё это только предварительные наброски, скорее, начало большой работы, чем готовый рецепт и рекламный продукт. Поэтому вглядываться сильно и ни к чему.
Да, могу заметить, что и я внёс предложение в одну из линий :) Дело в том, что один мой коллега как-то посчитал с линейкой (гуглокарт тогда не было ещё), что середина Волги находится в аккурат около Чебоксар! Почему бы не отразить это в бренде (то есть в популярном имидже города)?
Впрочем, бренд территории нельзя сводить к бренду одной только столицы. Нам ведь в сельское хозяйство инвестировать надо. Не зря трактора делают.
Но история - штука ой какая неоднозначная. Раньше брендом Чебоксар (и Чувашии) всегда был Чапаев. Сегодня антикоммунистическая истерия никуда не делась, а визуальным брендом сделали "Мать". На что-то более существенного, чем открытки и селфи, она, к сожалению, не тянет. Чапай всё же помасштабнее будет!
Под конец Антона спросили: "а вы сами верите в действенность брендирования?". На что он честно ответил: "Не факт. Но за эту работу хорошо платят"...
В общем, несмотря на интересные знания, полученные на прошедшей встрече, мои тезисы остались неизменны:
1) Кто-нибудь помнит, что у Чебоксар уже был более чем позитивный со всех точек зрения бренд - электротехнической столицы России? Развивать тему собирается? А то заводы все иностранцам продали; а специалисты, научившись здесь, уезжают в столицы, в иностранные фирмы - за более приличными зарплатами...
2) Если называть вещи своими именами, то промышленность скупается на корню и целенаправленно уничтожается (так было в течение 20 постперестроечных лет, и только сейчас запускается пропаганда отечественного, которая пока неизвестно, к чему приведёт).
3) Соответственно, вся эта возня с брендированием представляет собой не что иное, как попытка покрасить развалины, чтобы выгоднее их продать.
4) Если вы тут заговорили в том числе о местных жителях как о целевой аудитории, то возьмите хотя бы пресловутый московский поезд. Почему Казань-Екатеринбург стоит 1,5 тысячи, а Чебоксары-Москва при меньшем расстоянии - 4,5?! Вы тут будете спрашивать, причём здесь якунинская РЖД и какое отношение она имеет к Чувашии? Отвечаю по пунктам: - самое прямое отношение. Потому что жителям здесь жить и работать невыгодно, они уезжают; - РЖД не якунинская, а общенародная! Государство, задаром отдавшее стратегическую инфраструктуру в частные руки, обречено!
5) Для достижения нужных всем нам целей (благорастворения воздухов из вопроса "зачем") брендирование поможет мало. Оно ничего не изменит в принципе, а изменения нужны радикальные, системные. Обратная национализация нужна, если мы хотим, чтобы что-то на народ работало. А вовсе не брендирование...
Ну вот, теперь можете высказываться. Если кому-то интересно. Иначе, в лучшем случае, останемся с тем, что вложит пропаганда. Пушкин, курица и яблоко.