К нам в Чебоксары приезжал всемирно известный историк моды Александр Васильев (да, тот самый, который ведёт на ТВ популярную программу "Модный приговор").
Народ, конечно, ожидал, что получит на лекции кучу модных советов.
Однако получил интересный рассказ об истории моды и о том, как тесно переплетается эта история с одной из важных сторон человеческой жизни.
Лекция, имея такое пикантное название и сдобренная обильным юмором рассказчика, пожалуй, была на самой грани пошлости. Но не перешагнула её.
Выйдя на сцену в неизменном шарфике, Васильев рассказывал о самых ранних временах человечества
(в том числе на примерах нынешних, ещё не оцивилизованных, племён Африки и Австралии).
Когда одежда была нужна не для сокрытия тела, а для подчёркивания статуса и других важных нюансов тогдашнего общества.
Собственно, и "модные приёмы" были тогда совсем другие - проще было рисовать на теле, чем творить что-то сложное и трудоёмкое из шкур :)
Не обошёл вниманием историк и фаллические культы, и образы оплодотворённой матери-земли, выраженные в скульптуре.
А в Древней Греции, как всем известно, культ человеческого тела достигает полного расцвета.
Как показывает историк, одежда тех времён проста и под тонкими тканями не скрывает линий фигуры.
Идея о "постыдности" отдельных частей тела возникла только с развитием христианства, да и то далеко не сразу.
Наступили Средние века. Женщину украшать было не принято (потому что по Библии её место было в подчинении).
Зато мужчины (как, впрочем, и животные в брачный период) украшались, как только могли.
Васильев красочно описывает военные наряды (как и у животных - не для драки, а для впечатления и устрашения ;) )
- кружевные манжеты, перевязи, банты...
И замечает, что впоследствии весь этот модный арсенал был взят на вооружение женской половиной человечества. :)
Война приносила не только новую землю, но и новую моду.
Так из Турции в Европу пришёл халат, незаменимый для мужского образа в спальне.
Любвеобильный Людовик XIV ввёл в употребление парик.
Поскольку парики и волосы посыпались вкусной рисовой пудрой, их любили тараканы, и даже мыши устраивали там свои гнёзда...
В те времена многие люди вообще не мылись (как и сам Людовик, который только чистил кожу щёткой).
Индустрия запаха возникла именно на этом фоне.
Аромат эпохи барокко под названием "духи венгерской королевы" сохранился в модном арсенале до сих пор.
Пышный расцвет сексуальности в женской моде произошёл чуть позже, в эпоху роккоко (маркиза де Помпадур).
Новая фаворитка Людовика XV мадам дю Барри впервые привезла из Турции массажиста и завела себе мраморную ванну.
Идеалом было совершенно белое тело (загар считался атрибутом крестьянок, работавших в поле под солнцем).
Живопись тех времён хорошо отражает эти тенденции:
Далее следовало развитие различных сфер деятельности человека - от деловой активности до индустрии развлечений,
и мода послушно следовала делам и предвосхищала потребности.
Например, развитие балета и цирка привело к соответствующей моде (в том числе к моде на спортивную фигуру).
В начале XX века люди, наконец-то, устремились на пляжи, и появились купальные костюмы, включая специальные купальные туфли и даже носки:
Бикини появились значительно позже (1946).
Нелишне напомнить, сказал историк, что одежда, напоминающая бикини, использовалась женщинами ещё в Древнем Риме - для занятий спортом.
Так что и в моде есть свои циклы!
Хотя, как видите, цель такой одежды тогда (защитить от повреждения) и сейчас (прикрыть от взгляда - или, напротив, акцентировать взгляд) была несколько разной.
XX век можно назвать веком шоу-бизнеса. Эти годы ознаменовалось расцветом общедоступной музыки, танца, варьете, и, наконец, кино!
Американская актриса Клара Боу, звезда немого кино и секс-символ 1920-х годов, ввела в моду стиль "флэттер":
Современный мир довольно жёстко монетизирован, и мода сейчас в основном формируется искусственно.
К сожалению, при этом рекламщики зачастую эксплуатируют низменные страсти и пороки:
Закончил выступление Васильев на грустной ноте. По его мнению, европейская культура обречена.
С Востока и Азии придёт новая волна, в которой растворятся ленивые европейцы,
пресытившись своими модами и не желая рожать много детей...
Об этом пишет Васильев в
одной из своих статей:
"Первой, и самой обширной тенденцией, занявшей добрую треть всех коллекций был, конечно, Восток - нельзя забывать, что наша страна по большей части лежит в Азии. Причем Восток не только Японский и Китайский, но, главным образом мусульманский. Молодых дизайнеров России по-прежнему очень волнует тема "одалиски в гареме"...
Другой очевидной темой современной женской одежды в представлении молодых дизайнеров являются дамы древнейшей профессии, причем всех типов - от дешевых придорожных шалашевок до дорогих демимонденок с крупными брильянтами, микроскопической юбкой и балетным прошлым. Особенно странно подобные наряды выглядят в номинации "Женская деловая одежда Уолл - стрит".
Не лучше обстоит дело и с мужскими костюмами, вызывающими настоящую тревогу. Девушки - дизайнеры видят современного русского мужчину начала XXI века совершенно кастрированным, кукольным существом в юбках и кружевах, которого следует посадить в спальне на подушку и любоваться, словно игрушкой. Тема Верки Сердючки в мужской моде также сильна - меховые шубки и вышитые беретки, даже вуалетки, как в коллекции Лады Сысковой из Челябинска или в коллекции Юлии Захаровой из Самары. Да, в России, которая в большинстве состоит из женщин и представляет собой "бабье царство", такое отношение к мужчине явно не повысит и без того низкой деторождаемости!
Самым печальным выводом, который мне удалось сделать на этом конкурсе, было очень тяжелое состояние вкуса у молодежи, воспитанном на китче современного отечественного шоу-бизнеса."
Так что давайте хотя бы по мере своих скромных возможностей развивать вкус!
Чем успешно и занималась ученица Васильева Матильда Гольдман, выставка которой в Чебоксарах была приурочена к его приезду.
Об этом -
отдельный рассказ!