В марте 2009 года решение ВАС оказывается закрепил право операторов сотовой связи бомбить нас рекламными сообщениями.
>>>> .
Капля меда
В теории, можно было бы возбудиться и начать кричать, что вот, теперь операторы могут совершенно легитимно посадить нам батарейки, забить память SMS-спамом, отучить нас читать SMS-ки, поскольку на каждую полезную будет приходиться десятки спамовых. На деле не могу сказать, чтобы в течение года этот вопрос стал бы для меня критичным. Справедливости ради, следует, вероятно, принять в расчет, что у меня корпоративный тарифный план на обоих номерах. А вот жене приходят "информационные рассылки" оператора о каких-то его акциях. Впрочем, тоже не чаще пары раз в месяц. В принципе, это ниже грани терпимости, тем более, что приходят сообщения исключительно в дневное время, а телефон обычно на вибре.
Появился ли рынок для приложений, которые сумеют интеллектуально резать все SMS-сообщения, приходящие от оператора (причем нужно, чтобы это сообщение умело подавать заказанные пользователем сигналы по приходу нормальных SMS, но приход рекламных сообщений не должен сопровождаться никакой индикацией)? Не знаю, я бы пока от покупки такого приложения воздержался бы, да и бесплатное поленился бы скачивать и ставить. Все, что требует больше усилий, чем поставить галочку в личном кабинете на сайте оператора, мне делать лениво.
Можно ли говорить, что операторы все серьезнее тестируют лояльность потребителей, точнее, не заморачиваются проблемой ее поддержания или повышения, благо альтернатив у абонентов все равно нет? И в этом отношении у меня пока не сформировалось определенное мнение, поскольку не так уж часто приходится иметь дело с назойливостью оператора. Скажем, рекламные звонки на номер МГТС поступают явно чаще, чем рекламные SMS, а их "раздражающий вес" значительно выше.
Бочка дегтя
Могу согласиться, что Андрей Пьяных, а за ним и ВАС поступили плохо. В интересах своего клиента юрист, на мой взгляд, сознательно ущемил права миллионов людей не получать ту "информацию", которую они получать очевидным образом не желают. А ВАС закрепил эту порочную практику законодательно. В связи с чем высказываю свое неодобрение их действиям.
Куда все катится и желательное решение "по максимуму"
По мере развития информационной революции, увеличения числа каналов по которым поступает к человеку информация, все более актуальным, на мой взгляд, становится право человека на защиту от направления ему невостребованной им информации.
Т.е., когда человек, например, заключает договор с оператором на пользование услугами связи, он, на мой взгляд, должен иметь право на отказ от любой из дополнительных услуг, причем по умолчанию, они должны быть отключены все.
Никакие услуги не должно быть возможным включить без очевидным и добровольным образом выраженного желания абонента. Так называемое, "информирование абонента о новых услугах оператора" - это, безусловно, услуга, которую, если абонент ее специально не закажет, не должно быть позволено ему навязывать. Тем более не должно позволяться увязывание оказания базовых услуг и любых дополнительных. Вот, чего бы хотелось в качестве программы-максимум.
Программа-минимум
Запретить информирование абонента "раздражающими способами" - к таковым я отношу SMS, звонки, IM и вручение писем с уведомлением. Куда менее раздражающими является присылка писем по электронной почте, информация в хвосте USSD- или SMS-запроса, вывешивание сообщений на сайте оператора и т.п. Надеюсь, разница между этими способами очевидна. Юристам предстоит поднапрячь ум, чтобы это облечь в текстовую форму, но это, вероятно, можно было бы сделать. И жить стало бы чуть-чуть комфортнее.
О шансах
Поскольку я не вижу института, который бы действовал в интересах так называемых "рядовых членов" общества, то и соответствующей законодательной защиты в России не ожидаю. И, безусловно, подключение без ведома абонента незаказанных им услуг, чем грешили в 2009 году практически все операторы Б3 - это куда большее зло, чем рекламные SMS.