Компания "МегаФон", как известно,
в апреле 2010 года заявила о планах оснастить оборудованием, поддерживающим сотовую связь, четыре борта "Аэрофлота". Проект немилосердно затянулся, только в декабре 2010 года удалось поставить "железо" на 1 (один) - борт VQ-BHK, A-321 "Мстислав Келдыш".
За это время проект претерпел изменения - "Аэрофлот" "опросил пассажиров" и ввел запрет на голосовую связь с борта самолетов. И правильно, не хватало еще, чтобы ваши соседи по тесным сидениям экономкласса всю дорогу трещали по телефону, хватит с нас и маршрутных такси.
В этих условиях конкуренты "МегаФона" похоже и вовсе отказались от затратного проекта с неясными перспективами. И только "МегаФон", что тот Сизиф, продолжил катить камень в гору, преодолевая многочисленные организационные сложности.
А чтобы не было совсем уж обидно за потраченные человеко-часы и миллионы рублей, компания собирается предоставлять услуги GPRS по заоблачным ценам: больше 461 тысячи рублей за каждый гигабайт информации. Сразу вспоминается эпопея с недавним скачиванием "Интернов" в роуминге и то, как суд отказал "МегаФону" в намерении получить за это с абонента более миллиона рублей.
Услуга связи на борту тоже может оказаться "медвежьей", например, для абонентов, которые не подозревая о возможности таких небесных цен, будут свято верить, что по-прежнему пользуются своей "безлимиткой". Интересно, им тоже будет предоставлен кредит на любую сумму или связь отключится, как только сумма за полученную услугу превысит остаток на счете?
Непонятно почему, но "МегаФон" не устает звонить во все колокола о столь скромном начинании, как обеспечение возможности отправить SMS и заглянуть в интернет на 1 (одном) самолете из всего воздушного парка России? (Если на двух или четырех, это погоды все равно не делает). И даже зовет в бесплатный полет в Новосибирск и обратно группу журналистов из Москвы. Просто фетишизм какой-то, где с совсем не новой технологией носятся, как курица с яйцом.
Между тем какой-либо новизны во всей истории нет. В техническом плане, по крайней мере.
В настоящее время учрежденная в 2005 году компания OnAir обеспечивает услуги сотовой связи на бортах 20 (!) авиакомпаний (!). Именно с этой компанией еще в октябре 2007 года заключены роуминговые соглашения у "Вымпелком" и МТС. А поскольку OnAir - не единственная компания, то счет самолетов в мире, оснащенных поддержкой сотовой связи на борту уже несколько лет, как исчисляется тысячами бортов! Например, только услуга GOGO Inflight Internet на сегодня предоставляется на борту 1077 самолетов в коммерческой эксплуатации, среди партнеров AirCell такие крупнейшие авиакомпании, как AmericanAirlines, Air Canada и Delta.
Стоит ли на этом фоне гордится, что наконец и в России смогли в штучном порядке поставить на импортный самолет импортное оборудование связи, которое будет работать через импортный спутник? Разве что испытать гордость за то, что несмотря на все бумажно-организационные сложности МегаФон все же добился этой светлой цели? Повод ли это для того, чтобы журналистам отправиться в полет и описать свои впечатления, благо оплачивать счета за эти эксперименты им не придется?
Но раз уж компания затевает эти PR-катания для тех, кто не ценит свое время, готов поделиться вопросами, которые уместно задать на борту потемкинского аэрофлотовского самолета. В скобках привожу известную мне информацию, будет интересно посмотреть, насколько она подтвердится или будет опровергнута:
1. Кто выступил поставщиком оборудования? Кто производитель базовой станции и поставщик решения в целом?
(Предположительно поставщик решения OnAir. В решение входит сервер OnAir, фемто-сота и Wi-Fi роутер, который, возможно, еще не включен, т.к. возможно, еще не сертифицирован. Предположительно радиоаппаратура производства Thales. Канал от сервера OnAir на борту до наземного сервера OnAir обеспечивается через спутники Inmarsat. От "МегаФон", как водится, наклейка на железки и еще осуществляет стык канала от OnAir со своей сетью. Соответственно, и в разделении денег от пользования услугой будут участвовать OnAir, Inmarsat, ну и "МегаФон". Еще OnAir будет жать информацию и кешировать, насколько только возможно, так что насчет комфортности пользования различными услугам через интернет, остается только догадываться).
В подтверждение сошлюсь на майский пресс-релиз OnAir по поводу работы с "МегаФоном" Там, в частности, говорится "В рамках заключенного (с OnAir) контракта "МегаФон" будет обеспечивать работу сети на борту самолета под брендом "МегаФона" по лицензионному соглашению с OnAir. (...) Услуга будет основана на Inmarsat Swiftbroadband (SSB) и будет включать GSM/GPRS и WiFi интернет.
Так что, если ничего не поменялось, то все по-прежнему реализовано на базе решения OnAir и журналисты увидят примерно вот что:
2. Сколько пассажиров одновременно смогут "без тормозов" посмотреть ролик с ютюба?
(Если канал действительно 1 Мбит/с на всех... то вряд ли стоит это всерьез обсуждать)
3. Какова в целом пропускная способность канала "борт - интернет" в Мбит/с в направлении "на землю" и "на самолет"? Какие скорости будут доступны абоненту? Сможет ли абонент за время полета, например, закачать несколько своих фотографий, снятых современным смартфоном, скажем, в фейсбук ? А если таких пользователей будет, скажем, с десяток - вполне реальная цифра для сравнительно большого самолета?
(В апреле 2010 года со ссылкой на "МегаФон" сообщалось, что на все множество пассажиров будет "размазан" канал в 1 Мбит/с, что обещает более, чем скромные возможности в плане пользования интернетом на борту.
Источник Если с тех пор ничего не изменилось, то заявленные тарифы за столь скромные возможности вряд ли будут стимулировать пользование услугой).
(Да и само оборудование Thales SBB не может пропустить больше, чем 432 кбит/с, а если говорить о стриминге, то там ограничение и вовсе 128 кбит/с.
Источник)
4. Что предполагается делать с любителями VoIP-телефонии Skype, GTalk?
(Вероятнее всего делать ничего не нужно, не получится пользоваться VoIP из-за высокого джиттера.)
5. Как решены вопросы безопасности, ведь если на борту самолета окажется популярное у террористов всего мира взрывное устройство с управлением от мобильного телефона, наличие связи на борту позволит им воспользоваться, отправив с земли SMS?
(Оператор вряд ли заморачивался этими вопросами. У него есть бумажка-разрешение, ею и будут прикрываться, если что-то случится. Опять же, можно говорить, что "так все делают" - до поры это работает).
6. Почему ранее Аэрофлот занудно требовал держать сотовые телефоны выключенными на все время полета, а теперь вдруг оказалось, что их можно включать после набора высоты без опасности для "навигационных приборов", ссылка на которые много лет подряд использовалась для нелепых запретов?
Буду признателен всем, кто постарается получить ответы компаний на все или часть этих вопросов, уверен что полученная информация будет интересна не только мне.
И не спрашивайте их про безумно высокие цены. Ведь что смогут вам ответить, если, например,
AirCell предлагает такие условия:
$4.95 за безлимитный доступ к Wi-Fi интернету в течение полета продолжительностью до 1.5 часов (до 650 миль)
$9.95 за безлимитный доступ к Wi-Fi интернету в течение полета 1.5-3 часа (до 1150 миль)
$12.95 за безлимитный доступ к Wi-Fi интернету в течение полета более 3 часов.
$35 за безлимитный Wi-Fi доступ к интернету в течение месяца в самолетах, оборудованных AirCell.