May 29, 2003 02:31
Американская журналистка Элизабет Понд в 60-70-х годах была корреспонденткой "Christian Science Monitor" в Москве, поездила по Союзу, даже совершила в середине 70-х обязательный в те годы для западных журналистов "хадж" - прокатилась через всю страну по рельсам транс-сибирской ж/д. Прочитала большое кол-во диссидентской, околодиссидентской и "про страшный 37 год" литературы. Ее книга, о которой я расскажу, пестрит цитатами из и реверансами в адрес Амальрика, Бродского, Даниэля, Войновича, Сахарова, Буковского, Окуджавы, Пастернака, Евтушенко, и особенно - Е. Гинзбург. Та, которая - "Крутой маршрут". Многие их высказывания - вынесены в эпиграфы. Т.е. идейные сторонники автора - понятны.
Так вот, книжка называется "С Ярославского вокзала" (1981).
Построена как 7-дневный дневник путешествия из Москвы на Дальний Восток поездом "Россия".
На каждый день недели г-жа Понд отводит отдельную тему для размышления и сообщения результатов своим читателям:
- в понедельник, на перегоне Москва-Менделеево идет "введение",
- во вторник, Пермь-Омск, обсуждается "интеллигенция",
- в среду, до самого Красноярска - "экономика",
- в четверг, Тайшет-Иркутск - "национальный вопрос",
- пятница, от Мантурихи до Читы, "мировое положение",
- суббота, Улан-Удэ - Тында, "вожди",
- воскресенье, Белогорск - Биракан, "suspense", т.е. беспокойство, тревожное ожидание, неизвестность, одним словом - туманная суспензия будущего.
Почему-то последним пунктом пути указан город неподалеку от Биробиджана в Евр.АО (во Владик-то, небось, не пустили, а может, именно к приморским евреям и ехала).
Смешная глава про национальности. В ней, проезжая по бескрайней Сибири, Элизабет почему-то вспоминает свой визит в Грузию (звучат тексты типа "Говорят, что в Грузии каждый крестьянин - принц". Или такое - "Каждый грузин до того, как научится ходить, умеет танцевать; до того, как научится говорить, умеет петь; и до того, как научится держать ложку, умеет играть на 3-струнном пандури." Может, бандуре?)
Я, грешным делом, и сам так когда-то давно думал, когда мне было 9-10 лет, и когда я смотрел 7 ноября праздничный концерт по ТВ, один-два номера от каждой республики, или забавные кинофильмы из жизни таких потешных, воспитанных и милых грузинов. Сказка, однако, позднее рассыпалась в прах при столкновении с грубой реальностью повседневности.
Элизабет Понд рассказывает о своей встрече с неким "Вахтангом", студентом из Тбилиси. Буквально с первых шагов он начинает "с горечью описывать унижения за 150 лет русского правления". Он спрашивает у г-жи Понд, знает ли она, что грузинской культуре 2.500 лет. Потом он жалуется, что "Витязя в тигровой шкуре" можно купить и прочитать на русском, но не на грузинском. Еще ему не нравится политика Москвы по изживанию "вредных традиций", типа свадеб и похорон, которые длятся по 4 и более дней, в ущерб работе. Потом он перечисляет великих грузинов из истории, а также из области математики, тенниса, шахмат, лингвистики, кино, и не забывает Окуджаву.
"Хотите узнать, как грузины приспособились жить с русскими?", -спрашивает Вахтанг. И гордо отвечает: - "Обыгрывая русских в их же собственные игры. В образовании Грузия занимает 2 место среди республик, а % членов КПСС в Грузии - самый высокий." При этом Вахтанг загадочно замечает, что у грузин есть гладиолусы и мандарины, которые так любят в Москве. Когда амер.журналистка намекает, что ей известны многочисленные истории про чемоданы апельсинов, подпольные кооперативы, уклонения от законов и мухлеж, Вахтанг это с места отметает, говоря, что "эти спекулянты не грузины. Русские на нас наговаривают . Это, скорее всего, абхазцы, или армяне, или евреи. Они захватили всю торговлю и все рынки в свои руки".
Журналистка не успокаивается и спрашивает: "А как же заработки на частных садовых участках, где заколачивается по 50.000 руб. за 10 тонн мандарин, а в колхозе никто не работает? Все это богатство, все эти бешеные деньги, вращающиеся в Грузии, откуда-то берутся?" (Сбережения на счетах в груз.банках были в 2 раза выше средних по стране, по кол-во авто на душу населения Тбилиси было на 2 месте после Каунаса). "Нет, все не так, - говорит Вахтанг. - Грузины - не торгаши, они - художники, певцы, режиссеры, и такие тонкие политики, что даже с навязанными им русскими правилами, они все равно обыгрывают русских".
И здесь Вахтанг восклицает:
"Мы - маленькая колония России! В нынешние времена! Эх, какими бы мы могли быть сегодня, если бы не Россия!"
(типа, мешала, зараза, всю дорогу расцвести и заколоситься).
Быстрая перемотка киноплёнки - и вот 2003 год.
Где ты, Вахтанг, ау! Free at last. Кацо, наконец-то ты свободен!
10, как минимум, лет, уже свободен. Кем ты стал, интересно?
Сколько лет ты не менял шины на своих "жигулях" ("рэзина савсем лисая")?
Приди, расскажи нам о своем счастье...
P.S. Когда Вахтанг сказал г-же Понд, что самым великим грузином был И.В.Сталин, что он был герой, все правильно сделал, посадил и расстрелял, кого надо и вообще, американка быстро свернула дружескую встречу и сухо попрощалась с таким, как ей ошибочно показалось вначале, милым и умным молодым человеком.
дружба народов,
российско-грузинские отношения