Хорошо ли иметь собственную историю? Не кредитную, которую хорошо иметь в некоторых, избранных, местах Земного Шара, а ту Историю Государства (это, между прочим, не совсем то же самое, что История Народа) которую школьники народов мира изучают на уроках истории? Ещё бы, ответите вы мне. Было бы плохо, её бы никто и не имел. А так - все имеют. У американцев своя, у французов своя, у китайцев своя, да вон даже и у каких-нибудь албанцев и то - своя История. Албанская. А вот теперь ответьте мне на простой вопрос - есть ли у России история? Своя, Русская История? Только, прежде чем отвечать, не торопитесь, подумайте.
Своя история ведь сродни истории вашего семейства. Вы знаете отца (вообще-то вы только думаете, что вы его хорошо знаете, есть, есть у него кое-какие секретишки, о которых вам ничего не известно), вы знаете и любите мать (но и о ней вы знаете далеко не всё), вы помните деда с бабкой (но знаете уже куда хуже, чем родителей), а вот уже прадед вам известен лишь по рассказам родственников, не говоря уж о прапра- и прапрапра- дедах и бабках. Но, тем не менее, коль скоро есть на свете вы, значит - были и они. И ведь у них тоже были свои предки, жившие в СВОЕЙ России, в России, которую вам даже трудно себе представить, настолько там ВСЁ было другим. Но вот люди были те же, похожие на нас с вами. Мы, сегодняшние, - это живущие они. В нас, СЕГОДНЯШНИХ, обрывки их мыслей, страстей, чаяний. Их любви. И их ненависти. Почему они поступали так, а не иначе? Что помогало им жить? Что давало им силы умирать?
Восстановить историю вашего семейства во всей её сложности невозможно. Вы, пользуясь своими (сегодняшними, сегодняшними!) впечатлениями и даже и не половинчатыми знаниями, семейными преданиями, в которых уже трудно отделить правду от вымысла, парочкой пожелтевших фотографий и чудом уцелевшей поздравительной открыткой 1918 года с видом киевской Лавры, строите свою, крошечную вселенную, куда встраиваете весь окружающий вас мир. Мир этот, во всей его невообразимой сложности, возможен ведь лишь как часть вашего, личного мира. История этого мира имеет смысл лишь как составная часть вашей личной истории. Вне вас ничего нет. "Всемирная история" представляет для вас интерес лишь в той мере, в какой она перекликается с историей вас и ваших предков. Переделать вашу личную историю означает переделать историю Мира.
На этом построена пропаганда. Меняя ваш взгляд на самих себя, меняя ваше мнение о самих себе, внося те или иные поправки в вашу личную историю, меняют Мир, в котором вы живёте. Поскольку вы инстинктивно, не отдавая себе в том отчёта, ощущаете неразрывную "связь времён", сердцем чувствуете своё вневременное единство со всеми жившими до вас предками, то, изменив ваше мнение о вашем же, скажем, прадеде, можно изменить всю цепочку, последним звёнышком в которой являетесь вы. Замечу, что как к объективной, тогдашней, прадедовской, картине мира, так и к картине сегодняшней всё это не имеет никакого отношения. Имеет это отношение только и только к вам. Сегодняшнему вам. Ловушка в том, что ведь для вас никого кроме вас и не существует. И весом в ваших глазах обладает лишь ваше собственное мнение. "На этом свете каждый имеет свою точку зрения, мешающую ему видеть точку зрения другого."
Абсолютно то же самое происходит и с массовым сознанием. Только в случае с "народом" его личную историю пишут за него, а также создают с помощью "искусств" ряд образов, которыми "народ" может эту самую "историю" иллюстрировать. Создаётся Миф. Миф этот зазубривается на уроках в школе, а также постоянно подпитывается и расцвечивается разговорами в семье и с друзьями. Говорить о том, хорош или плох Миф - бессмысленно. Это всё равно, что говорить, плох или хорош народ, плох или хорош я сам, плох или хорош мир, в котором мы живём. Мир этот не плох и не хорош. Этот мир создан Богом и я явился в этот мир, чтобы жить и чтобы, когда подойдёт некий неизвестный мне момент, совершить выбор перед собою и перед Богом. И выбор этот рано или поздно делает каждый из нас.
Миф, который мы называем Историей, чрезвычайно важен. Жизненно важен. Этот миф делает нас нами. Меняя наш миф, меняют и нас. Сейчас, когда Россия в кризисе и в раздрае, конца которым не видно, всё большим числом людей осознаётся необходимость того, что некий бывший секретарь обкома называл "национальной идеей". Люди, позиционирующие себя как русские националисты, тоже заняты поисками этой вожделенной "национальной идеи", причём в поисках этих они заходят так далеко, что договариваются до того, что русским нужно быть похожими то ли на евреев, то ли на немцев, то ли ещё чёрт знает на кого. Разговоры о "похожести" демонстрируют полнейшее непонимание того, что русские, перестав быть русскими, перестанут быть и интересными Богу. Но вместе с тем взгляд на евреев, как на некий пример, чрезвычайно своевременен. Смотрят в нужном направлении, только сути не видят. А суть вот в чём: у евреев их исторический миф одновременно является и мифом религиозным. Не больше и не меньше. Подвергание сомнению какого-то эпизода из истории евреев является ничем иным, как покушением на их религиозную картину мира. Да что там сомнению... Попробуйте дать МОРАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ поступкам того или иного еврейского исторического персонажа и выслушайте, что вам скажут в ответ. Когда говорится, что евреи выиграли от горбачёвской перестройки, то это опять же демонстрирует непонимание сути произощедшего. В конце 80-х была разрушена пусть плохая, пусть кривая, пусть неполная, но тем не менее существовавшая на тот момент русская история, пусть опять же плохо, но позволявшая русским хоть как-то объяснять себе самих себя. Русские остались на пепелище. А ведь еврейская история осталась нетронутой, она ведь и всегда существовала отдельно сперва от Российской, а потом от Советской Истории. Попытайтесь хотя бы на этом примере понять что это такое - исторический Миф.
В идеологическом смысле последние пятнадцать лет чрезвычайно похожи на время от 1917 и до 1937, когда в России один миф старательно подменялся другим. В тот раз затея сорвалась не только потому, что верх взяли "державники", но ещё и потому, что всё происходило в чрезвычайно патриархальной и в значительной мере неграмотной стране. Сейчас же дело зашло куда дальше. То, что в качестве охаивания тогда и сейчас избраны разные исторические периоды, никого не должно обманывать. До войны отрицалась история "старой" России, сейчас отрицается "совок". И тогда, в 1917-1937, и сейчас, в 1985-2005 речь идёт об одном и том же. О том, чтобы лишить русских собственной, Русской Истории.
(to be continued)
Г.А.