Когда на собеседовании спрашиваешь будущих крестных, зачем нужно крещение, самый распространенный ответ: «Чтобы быть ближе к Богу». Совершенно верно. Мы нуждаемся в приближении к Богу. А необходимость в этом возникла после того, как человек, созданный Богом, отдалился от своего Творца.
Следует пояснить, что у христианства нет никаких противоречий с эволюцией. В Библии не описано в подробностях как Бог создавал вселенную. Для верующего достаточно знать, Кем она была создана и что человек - это венец творения. Ученые же пытаются познать, как Бог создавал мир, а верующие и без этих знаний хорошо себя чувствуют. Для нас христиан намного важнее знать, для чего создал нас Бог.
Сотворение мира - это проявление Божественной любви. Человек был создан для того, чтобы быть счастливым, и этим счастьем наслаждался целую вечность. Первые люди Адам и Ева действительно были счастливы в Раю, они были в постоянном общении со своим Творцом. Между людьми и Богом была полная гармония. Только так вышло, что наши прародители преступили Божью заповедь - съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Нарушилась гармония в первую очередь между Адамом и Евой. Они ощутили стыд из-за своей наготы (до этого они как дети абсолютно не стыдились друг друга). Адам прячется и слышит голос Божий:
- Адам, где ты?
- Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
- Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Вездесущий и всезнающий Бог конечно же знал ответы на Свои вопросы. Задавал же их для того, чтобы Адам имел возможность покаяться в своем грехе. Но наш прародитель ответил следующим образом:
- Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 9-12).
Вместо покаяния Адам обвинил в своем грехе Еву и Бога. Этим действием человек нарушил гармонию с Создателем, удалив себя от Него настолько, что между человеком и Богом образовалась пропасть шириною в бесконечность. Люди уже не могли оставаться в Раю в первозданном своем состоянии и, как следствие, были изгнаны.
Если мы от бесконечности отнимем один или два, или даже миллион, то в результате все равно получим бесконечность. Выходит, что, сколько бы человек ни старался, сколько бы добрых дел ни совершал, сколько бы религиозных обрядов не исполнял, самому ему преодолеть эту бесконечно широкую пропасть не под силу.
Из Евангелия мы знаем, что невозможное человеку, возможно Богу (Мф. 19, 26). Бог протянул людям руку через пропасть, а точнее, даже Сам пришел к нам - это Иисус Христос.
Мы, христиане, верим не просто в одного единственного Бога, мы еще знаем, что этот Единый Бог есть Три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Не три Бога, а один Бог, Который троичен в лицах. Представьте себе треугольник: у него три угла, три стороны, но фигура одна. Если мы сотрем хотя бы сторону этой фигуры, то треугольника уже не будет.
Второе Лицо Святой Троицы Бог Сын воплотился или по-другому вочеловечился, то есть стал таким же человеком как мы, но при этом не перестал быть Богом. Имя Иисус Он получил от Своих родителей согласно повелению ангела. Это имя было довольно распространенным среди евреев, оно означает «Бог спасает». Слово же «Христос» означает «помазанник», то есть тот, кого помазывали оливковым маслом. Таков был священный ритуал и совершался он над царями, священниками и пророками. Христом стали называть Иисуса, потому что Он совместил в Себе служение царя, священника и пророка.
Сам Бог Иисус Христос пришел к людям, чтобы вернуть человека туда, откуда он был изгнан, и что очень важно - вернуть исцеленным. В исцелении нуждается каждый из нас, потому как все человечество подвержено неизлечимой болезни - смерти. Следует отметить, что смерть не была создана Богом. Это страшное явление стало следствием грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Для сравнения представьте себе ноутбук, который подсоединен к розетке. Так работать можно сколько угодно, но если ноутбук начать удалять от розетки, шнур рано или поздно будет выдернут и подача энергии прекратится. Экран сразу не погаснет, но надо будет постоянно поглядывать, сколько остается заряда в батарее. Так и первые люди удалили себя от источника жизни, то есть от Бога. А поскольку все люди произошли от Адама и Евы, то и мы в этот мир приходим уже смертными.
Чтобы исцелить человеческую природу от смерти, Христос добровольно принес Себя в искупительную жертву на кресте, на третий день после смерти воскрес и тем самым победил смерть.
На 40-й день после воскресения Христос вознесся на Небо (имеется в виду не атмосферная оболочка, а невидимый ангельский мир, т.е. Царство Небесное). Когда Господь возносился, то сказал Своим апостолам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), т.е. Бог не просто пришел в этот мир, выполнил миссию и ушел - Он остался с нами, оставив Свою Церковь.
Когда мы слышим слово «Церковь», чаще всего представляем себе некое культовое здание или же религиозную организацию. Но Христос не оставил ни того ни другого, Христос оставил Себя, то есть, как пишет апостол Павел, Церковь - это мистическое (т.е. таинственное) Тело Христово (Еф.1:22-23). Само слово «церковь» означает собрание. В Церкви собраны все верующие христиане, причем не только живые, но и те, земная жизнь которых уже закончилась. Христос победил смерть Своим Воскресением, поэтому мы и молимся не за умерших, а за усопших христиан: человек не умирает, а как бы засыпает до Второго Пришествия и всеобщего воскресения. Также в Церкви собраны те, кого мы называем святыми. Членами Церкви являются ангелы, Божья Матерь, а в центре этого Собрания находится глава Церкви - Христос.
Чтобы приобщиться к этому Собранию, нужно принять святое Таинство Крещения, которое, условно можно назвать дверью в Церковь. Еще более важным является стремление остаться в Церкви. Как привитая ветка, не питающаяся соками от ствола, отсыхает и отпадает, так и мы можем оказаться вне Церкви, если не будем участвовать в церковных таинствах и церковной молитве.
Вообще Церковь - это особый мост через пропасть, которая разделяет нас с Богом. Если же мы вступим на этот Мост и, самое главное, пойдем по Нему, то сможем унаследовать вечную жизнь в Раю с Богом.
Как видно, Крещение - это очень серьезный и ответственный шаг. Может возникнуть недоумение, почему в Православной Церкви крестят совсем маленьких детей, не учитывая, согласны они или нет. На самом деле объяснение здесь очень простое.
Когда у верующих и воцерковленных родителей рождается ребенок, то папе и маме, конечно же, хочется, чтобы их чадо тоже стало клеточкой богочеловеческого организма - Тела Христова, т.е. Церкви. Крещение совершается над младенцем по вере его родителей и вере крестных родителей. Последние, взяв на себя ответственность, во время Таинства вместо младенца отрекаются от сатаны, дают обет верности Богу, исповедуют (т.е. произносят вслух) свою веру. В дальнейшем крестные должны помогать родителям в духовном воспитании своего крестника или крестницы. Взрослый человек при Крещении в крестных не нуждается, так как может произнести все необходимое самостоятельно.
Будущим крестным еще всегда напоминают, что они должны заранее сходить к исповеди и причастию. Ведь человек своим неучастием в таинствах отлучает сам себя от Церкви. Крестного еще называют восприемник, т.е. он должен встречать на пороге Церкви новокрещеного. Если будущий крестный сам находится вне Церкви, то следует вернуться туда через покаяние (исповедь) и приобщение Христу (причастие). Если же кто-то к этим таинствам приступает сугубо перед крестинами, то это равносильно тому, что мыться только перед тем, как пойти на прием к врачу.
Господь наш Иисус Христос указал нам путь в Царство Божье. Однако знать дорогу и пройти по ней - не одно и то же. Важно помнить, что, когда мы пойдем по спасительному пути, то есть будем стараться воплощать в своей жизни евангельские принципы, то станем ощущать радость от приближения к Богу.