"Нас убеждают почитать Христа и покланяться Ему, как Богу истинному, чистая Его жизнь, которую Он проводил и узаконил, и воскресение из мертвых, потому что что пророки предвозвестили о Нем, то Он и сделал. Да и доныне чудодействует каждый год в день Его воскресения святый и честный гроб Его. Погасив всякий огонь в Иерусалиме, где находится св. гроб Его, христиане приготовляют кандила αντριου και τουβιου (?); эмир, что в Иерусалиме, стоит близ св. гроба - при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма св. воскресения и восклицают Господи, помилуй; тогда внезапно является молния и кандила зажигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь. А гроб Магомета объемлет тьма и мрак во все дни жизни вашей. (…)
Обратили мы внимание и на учение самого вашего Магомета о том, что по смерти вы войдете в рай, и будете иметь там по семь коней и по семь жен и блудодействуя с ними будете всегда иметь их девами, и будете также иметь там три реки, из вина, меда и молока, которыми будете питаться и жить. Но, спрошу я вас прежде всего о женах: для чего Бог сотворил женщину? Конечно, для того, чтобы она оплодотворялась от мужчины и рождала детей, преемников их в мире, а не для удовольствия и нечистоты. Спрошу вас потом и о реках. Питаясь из них, будете ли вы извергать оную пищу или нет? Во всяком случае, ядущий оную пищу часть ее будет издерживать на образование тела, а излишнее и ненужное будет извергать. Итак, неужели вы допускаете в рай и самые нечистоты ваши? И если все сарацины в раю будут извергать нечистоты, то не наполнят ли они в короткое время весь рай этими последними? Если же, как полагают некоторые из ваших мнимых мудрецов, пища не будет испражняема, но излишнее и ненужное будет удаляемо потом всего тела, то мы скажем: если в нынешней тленной жизни нечистоты удаляются чрез одно отверстие, и это отверстие делается зловонным, разве не сделается зловонным и отвратительным все тело, если ненужное из пищи будет извергаться всем телом посредством пота? Поэтому, рай ваш и вы сами будете полны нечистот и зловония, и где найдете столько благовоний, чтобы намазываться, о чем вы так тщательно стараетесь в этой тленной жизни?" [Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Послание к Дамасскому эмиру // Цит. по: Попов Н. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 2008. (Репринт издания 1898 г.). С. 301, 302-303]
Update: Полностью текст послания имеется здесь:
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.a_16_0001