Вечные ценности. Которых вы никогда не увидите

May 21, 2017 08:22

Сегодня, мои маленькие друзья, я хочу рассказать вам сказку о драконах, охраняющих сокровища, о том, чего вы не увидите в моей книге, и о том, почему я  думаю, что мало ценностей вывезли из России за границу во время войн и революций, надо было уж все вывозить.

Последний неполиткорректный тезис связан с тем, что драконов обсуждаемой породы я встречала только в России. Драконы эти не злые, ничего личного, у них просто природа такая. Водятся они в разных культурных учреждениях - библиотеках, музеях, архивах. И у нас с этими драконами роковым образом не совпадают взгляды на их жизненное предназначение. Я полагаю, что они там посажены, чтобы сохранить культурные ценности и сделать их доступными для мира. Они полагают, что должны только сохранить, доступность для мира - элемент не обязательный. Они выполняют примерно функции железного сейфа, довольного тем, что он заперт на крепкий замок. Из-за того, что ключ от замка потерян, сейф не тревожится. Главное - его содержимое на месте.

В процессе работы над гагокнигой мне довелось общаться со множеством музеев и архивов из разных стран. Но только на любимой Родине я столкнулась с нижеописанными явлениями. Теоретически допускаю, что они существуют не только на Родине, хотя почему-то мне кажется, что нет.


Вот музей в большом северном городе N. В этом музее, в фондах, хранится комплект одежды, сшитой из гагачьих шкур. О том, что он там есть, узнать невозможно ниоткуда. Я узнала только потому, что мне об этом поведал знакомый специалист из другого музея.

Подобные вещи широко использовали инуиты Северной Канады и Гренландии. Их умение использовать шкурки гаг для изготовления одежды - интереснейший и огромный пласт культуры. Которая подробно изучена и описана западными специалистами. Предметы, изготовленные из гагачьих шкур, выставлены в западных музеях, их фотографии выложены в сеть. Любой желающий имеет возможность с ними познакомиться или уж, как минимум, узнать о их существовании.

О том, что аналогичные вещи есть в музее города N не знает никто. И не узнает. Хотя это может быть крайне интересно западным специалистам по данной теме. Когда я обратилась в музей города N с просьбой о фотографии вещей для своей книги, мне ответили отказом. Ничего личного. Просто вещи "на консервации", их фотографии нет, делать её некому и некогда, и вдобавок ко всему музей желает "оставить за собой право первой публикации".
Эти вещи лежат в этом музее с 1952 года. Почему-то я не верю, что доживу их "первой публикации". И почему-то мне кажется, что если даже таковая состоится, то в таком месте, что мир как не знал, так и не будет знать о существовании этих вещей. Их охраняет дракон.

На фото, ясное дело, не они. На фото мужская парка из гагачьих шкур из Королевского Музея Онтарио, Канада. Она не только описана, выставлена в музее и сфотографирована, но её фотография в большом разрешении даже выложена в открытый доступ для свободного бесплатного использования.

***
А вот научная библиотека в маленьком северном городе M.Так сложилось исторически, что в этой маленькой библиотеке маленького города хранится большое количество ценнейших научно-исторических материалов. С которыми мне - славатегосподи - разрешают работать. Но не разрешают выкладывать сканы наиболее ценных материалов в сеть. Аргумент: "пусть люди сами к нам приезжают и у нас работают".
Не будем обсуждать, что далеко не всякому ученому по силам и средствам добраться до маленького северного города M. Допустим, речь идет о совсем сумасшедших исследователях such as me, которые за предметом своих интересов попрутся и на край света, и за край. Но, чтобы попереться, им надо сначала узнать, что предмет их интереса там находится. А о том, что именно находится в библиотеке маленького северного города M им узнать неоткуда. Опись сокровищ этой библиотеки (и то не полная) существует только внутри неё самой. Ни в интернете, ни хотя бы в опубликованном виде на бумаге её не существует. Разговоры о том, что "вот мы закончим всё описывать и выложим в интернет" я слышу уже, как минимум, десять лет. И почему-то я не верю, что доживу до момента, когда это произойдет. Гораздо вероятнее, что я доживу до момента, когда библиотека целиком или её часть будет утеряна безвозвратно. Такие случаи в истории этого учреждения уже бывали.
Перечислять крупнейшие мировые библиотеки, которые выкладывают свои оцифрованные сокровища в открытый доступ, я не буду, кому надо, итак их знают.

***
Завершу свою печальную повесть рассказом о крупнейшем музее одного из крупнейших российских городов L.
В богатейших (без иронии) коллекциях этого музея хранится несколько экземпляров уникального предмета, который называется эпликатет. Эпликатет, или бола(с) - это древнее орудие, которое использовали прибрежные чукчи для охоты на гаг.


Аналогичные предметы использовали для охоты индейцы. Для индейцев они многократно изучены, описаны, сфотографированы и выставлены в музеях и сети. На фото бола из Национального музея американских индейцев в Нью-Йорке.

В русской литературе это орудие толком описано только в книге Л. Портенко "Птицы Чукотского полуострова и острова Врангеля" 1973 года издания, там же есть рисунок. Книга не оцифрована. Ни одной фотографии чукотских эпликатетов в интернете (т.е. доступной людям) не существует.
О том, что эпликатеты хранятся в музее города L не знает вообще никто, включая сотрудников музея. Потому что они не внесены в базу данных.

Эти предметы привезены из экспедиции 1901 года. И все еще не внесены в базу данных. Ну, руки не дошли, бывает.

Я узнала о их существовании только потому, что моя героическая помощница провела многие часы в запасниках музея, вручную перебирая описи коллекций столетней давности и извлекая из них всё, относящееся к гаге. И вот нашли, ура.
Но не ура. На обращение в  музей города L с просьбой сделать и опубликовать фотографию эпликатетов мне ответили отказом.
Потому что по их правилам "внутреннего регламента" фотографировать их экспонаты разрешено только им самим, а им некогда. Кроме того, по тем же правилам "внутреннего регламента" фотографировать и публиковать можно только предметы, внесенные в базу данных, а эти предметы в базу данных не внесены. Конец истории.
Впрочем, мне предложили сделать заказ, который смогут принять к рассмотрению в конце сентября. Сроки выполнения при этом остаются туманными, так что шансы, что фотографии чукотских эпликатетов таки не появятся в моей книге, велики.

Для полноты картины. По имеющейся у меня информации, в базу данных не внесены около 90% предметов, хранящихся в фондах музея города L. Что означает, что никто не сможет узнать даже о самом факте их существования, не говоря уж о том, чтобы на них посмотреть. Львиная доля этих предметов - столетнего и более возраста. Сотрудников в музее не хватает и заниматься внесением в базу данных некому.
Вот теперь конец истории. Как в узком, так и в широком смысле.

P.S. Чего бы мне очень хотелось (кроме изменения базовых функций драконов, конечно), так это услышать мнение по данному вопросу тех людей, которые больше ста лет назад, наверняка в очень тяжелых условиях, собирали те самые вещи, которые теперь охраняют драконы. Почему-то мне кажется, что они имели несколько иное представление о целях своей работы.

работа, гага, память и памятники

Previous post Next post
Up