Вот уже несколько лет, как копится у меня коллекция страшненьких фотографий. Я не гоняюсь за подобными сюжетами специально, снимаю только то, что само попадается на глаза - во время прогулок по берегам Кандалакшского залива и во время работы на островах Кандалакшского заповедника. Для печати, наверное, надо использовать более спокойное название, например, "Мусор и птицы". Но здесь я чего хочу, то и ворочу, поэтому оставлю про дерьмо. Фотографии в моей коллекции разложены в две папочки. "Мусор" и "Трупы", вот как они называются.
Это на данный момент самый сильный экземпляр коллекции - отбитое бутылочное горлышко, надетое на гагачье яйцо.
Нет, это не в случайном мусоре, это в живом гнезде.
Нет, птица не сама его туда притащила, гаги так не делают.
Нет, плохие люди его тоже специально не подкладывали, людей на этом острове не было.
Это просто мусор, самый обычный мусор. Который просто случайно оказался в том месте, где гага устроила гнездо. И случайно наделся на яйцо. И теперь всю эту конструкцию птица насиживает. Мы это видели своими глазами - гага слетела с гнезда, а под ней оказалось это. "Неисповедимы пути твои, мусор" - еще так можно назвать статью. Хотя чего там, вполне исповедимы...
Год, когда я впервые осознала, что что-то не так, помню хорошо - 2003. Именно тогда, идя по берегу очередного заповедного острова, я увидела, что иду среди сплошных пластиковых бутылок.
Мы ходим по одним и тем же островам каждый год много лет подряд, поэтому их берега знаешь, как свою квартиру. Вот сейчас будет каменистый мыс, а сейчас - топкий луг. В этом месте муравейник, а в том догнивают остатки старой деревянной лодки. Разный мусор - обычно пластиковый, принесенный морем, - попадался и раньше. Но редко. Мы его собирали и уносили с собой. В 2003 году вдруг оказалось, что пластик лежит на берегу сплошным ковром, собрать и унести его нам не под силу. В том же году я сфотографировала первое птичье гнездо, где в подстилке лежал кусок полиэтилена. Потом такие гнезда стали попадаться все чаще.
Иногда яйца оказывались почти полностью внутри пакета. Что ждало птенца, который вылупится в полиэтиленовый пакет, можно только догадываться...
Тогда же, в 2003, впечатленная увиденным, я написала статью "Острова в бутылках, гнезда в пакетах". В ней были такие слова: "Еще недавно, на памяти одного поколения, полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали и сушили на веревочках. Теперь, даже в поселковом магазине, нам любезно кладут каждую покупку в свой пакетик. Мы быстро научились не экономить пакетики и покупать еду и питье в красивых, легких и удобных одноразовых упаковках. Но мы так и не научились не мочиться мимо унитаза. Нашествие одноразовой тары, помноженное на разруху в наших головах, превратилось в настоящее мусорное бедствие для России..."
Тогда же, в 2003, в заповеднике была разработана специальная методика для учета мусора, и первое же ее применение дало вполне устрашающие результаты. Суммарно на 19-ти небольших островах заповедника (средней площадью 30-40 кв.м) было учтено: пластиковых бутылок 265, кусков полиэтилена 395, мелкой пластиковой тары 164, кусков пенопласта 90, стеклянных бутылок 53, стеклянного боя 7, жестяных банок 31, кусков бумаги и картона 48, кусков фольги и пакетов с фольгой 25, резины 18, железа 35, тряпок 19, синтетических веревок и сеток 8.
Подчеркиваю, это - на заповедных островах, где практически весь мусор принесен морем, где не бывает никто, кроме сотрудников заповедника! Что же тогда творится рядом с нашими домами, поселками, местами отдыха?
А вот что. Все фотографии сделаны мною в излюбленных местах отдыха людей между Кандалакшей и Лувеньгой. Все они, как легко увидеть, находятся на берегу моря...
Мне всегда было интересно, люди, которые это оставляют, они что, думают, что оно как-нибудь само рассосется? В общем, да, рассосется в конце-концов. Только вряд ли даже ваши внуки это увидят.
Это про то, что останется лежать в земле. А мусор, оставленный на побережье, с высокой вероятностью попадет в море. А поскольку 90% этого мусора составляет та самая легкая одноразовая тара - пластиковые бутылки, пакеты, жестяные банки - море разносит эти «дары человека» по всей округе. И они оказываются... на островах Кандалакшского заповедника. Тех самых островах, которые уже 80 лет находятся под охраной, чтобы на них могли безбедно жить и размножаться птицы.
Мусору, конечно, безразлично, где лежать. Но это не безразлично птицам, испокон веков гнездящимся на этих островах. В заповеднике уже много лет ведется работа по изучению состава питания чаек. Для этого на островах собираются погадки - непереваренные остатки пищи, которые птица отрыгивает. В нормальном состоянии, - и так это было раньше, - в погадках находятся рыбьи кости, раковины моллюсков, шерсть и другие остатки животного происхождения. В последние годы 90% погадок - это просто куски полиэтилена. Разнообразие в них вносят обрывки бумаги, веревок, презервативы, пивные пробки, а случалось, что и куски стекла! Совершенным шедевром была погадка, состоящая из крышки от пивной бутылки, к которой куском жвачки был прилеплен хвост от воблы. К сожалению, я ее не сфотографировала.
Ну, не умеют птицы так быстро, как человек, приспособиться к обилию и специфике нашего мусора. Им надо есть и они пытаются есть то, что видят.
Погадка серебристой чайки из полиэтилена на одном из островов заповедника.
Ученые из Университета Плимута зарегистрировали около 7000 видов (!) морских животных, испытывающих негативное влияние антропогенного мусора. В сети часто ужасаются фотографиям птиц, пострадавших от разливов нефти, но данные Плимутского исследования говорят о том, что чаще всего вред причиняют менее эффектные, чем нефть факторы, - проглатывание и запутывание, и что причиной 90% всех проблем является именно пластиковый мусор. (
Источник)
Вы без труда найдете данные о том, что в Мировой океан ежегодно попадает 8 млн тонн пластиковых отходов и увидите жуткие фотографии погибших от пластикового мусора экзотических животных и птиц. Но все-таки, при всем сочувствии, какие-то далекие от нас черепахи и пингвины воспринимаются несколько отстраненно. Совсем другое дело, когда видишь своими глазами, чем кончается встреча птиц с антропогенным мусором.
Эта чайка найдена мертвой на литорали. Леска многократно обмоталась вокруг крыла, крючок вонзился в угол клюва.
Самка гаги, найдена мертвой на заповедном острове, вся опутана леской.
Можно сколько угодно не любить этих птиц. Но попытайтесь представить, какая у них была долгая и мучительная смерть.
По данным Программы ООН по окружающей среде полимерный мусор приводит к гибели более 1 млн. морских птиц и свыше 100 тыс. морских млекопитающих в год. В 2006 году ООН пришла к выводу, что в среднем на каждый квадратный километр Мирового океана приходится около 17700 кусков плавающего пластика. И что небольшие легкие предметы - крышки от бутылок, куски пакетов - оказываются опасней крупных остатков.
Вот они, наши "небольшие легкие предметы", сложенные аккуратными гражданами на берегу моря. И знаете, будь моя воля, я бы оставила одну из таких куч в качестве народного мемориала. И даже разрешила бы добавлять в нее новые "небольшие легкие предметы". Но только рядом, прямо на соседних деревьях, развесила бы тех мертвых птичек, что показаны выше. И указатели бы сделала позаметнее - от кучи к ним. С надписью "Конечный пункт назначения вашего мусора".
Свалка на берегу Кандалакшского залива, в районе Песчаного ручья. В море напротив - острова Кандалакшского заповедника, место гнездования тысяч птиц.