Странноватое занятие по собиранию изображений гаг, которому я предавалась всю зиму, вылилось в статью, которая выходит в июльском номере
журнала "Биология" (ИД "Первое сентября"). Называться она там будет тупо скучно "Гага в искусстве". К сожалению, только сейчас разглядела, что текст Н.Пинегина, который сама же в этой статье и цитирую, содержит прелестное выражение "дикая птица и культурный человек", как нельзя более подходящее для заголовка. Так что все лучшее - детям в электронной версии. И картинок сюда тоже насую больше, чем влазит в журнал.
Собственно, статья.
Обыкновенная гага - крупная морская утка, распространённая вдоль северных побережий Европы, Восточной Сибири и Северной Америки. Существенная часть ареала гаги приходится на Россию - она обычна на побережьях Карелии и Кольского полуострова, Земле Франца-Иосифа и Новой земле. У нас гагу знают почти исключительно в связи с гагачьим пухом - лучшим в мире естественным утеплителем. И отношение к гаге в России всегда было чисто функциональным. Ее либо истребляли ради мяса, яиц и этого самого пуха, либо охраняли от истребления. А вот в других странах, где обитает гага, она, как оказалось, служит еще и источником вдохновения для художников…
Бруно Лильефорс. Два морских орла и гага. 1924. Швеция
Linda Sandgren . Швеция
Швеция. Картина с выставки шведских анималистов: Ханс Ларссон, Стокгольм - Питер Нильссон, Оланд - Билл Zetterstrom, Вермланда. Кто из них автор, не указано.
Лиза Хупер. Гагачий плот. Великобритания.
И еще картинки
здесь>> Начав собирать изображения гаги в искусстве, я была поражена их обилием и разнообразием. Оказывается, сотни гаг увековечены в акварели, масле и графике, марках и открытках, скульптуре и керамике, на значках, кулонах, кружках...
Ойва Тойкка. Самка и самец гаги. Цветное стекло. Финляндия.
Еще гаги в
разных штуках>> Чаще всего художников привлекают эффектные самцы. «... Меня поразила его черно-белая раскраска и зеленый, как лайм, цвет над клювом. Я немедленно понял, что надо нарисовать этого селезня. Я решил поместить его просто в воду, а не в ландшафт, поскольку они проводят большую часть своего времени, плавая в северном океане, ныряя в холодную воду за едой. Было ощущение, что черно-белая раскраска его оперения почти что двигается, поэтому, чтобы передать ощущение движения, я изобразил водоворот воды вокруг него. Хотя этот тип утки не является широко известным, я просто обязан был его изобразить» - пишет канадский художник Андрю Хоаг.
Андрю Хоаг. «Отражения - гага обыкновенная». Акварель. Канада.
Однако и в скромных самочках, и в птенцах внимательный глаз художника находит и показывает нам их, незаметную на первый взгляд, прелесть.
Питер Ельфман. Самки гаги. Акварель. 2013. Швеция.
Хельга Агустсдоттир. Гагачья семья. Резьба по дереву. Исландия.
Изображения гаги не всегда натуралистичны. Они могут быть довольно сильно стилизованны, как в стеклянных фигурках Ойва Тойкка, и многих картинах и скульптурах. Стилизация, выделяя и подчеркивая характерные черты и позы птицы, помогает хорошо запомнить и уверенно опознать гагу, и ярче выделяет ее своеобразную красоту.
Жак Джонсон, Патрисия Паксон Джонсон. Резьба по дереву. США.
Как оказалось, гаги становятся и героями крупных арт-проектов. Таковы гаги, созданные финским художником Рейма Нурмикко (Reima Nurmikko) для города Турку в 2011 г., когда этот город носил переходящий титул Европейской столицы культуры. Спектакль с участием огромных гаг, которые плавали по реке посреди города, а на их спинах выступали танцоры, был представлен десять раз летом 2011 года.
Рейма Нурмикко. Финляндия
Жители Турку так полюбили этих гаг, что было принято решение пускать их в плавание по городской реке каждое лето в течение следующих десяти лет.
А в Дании сейчас рассматривается проект постройки электростанции на солнечных батареях в виде гаги! Если он воплотится в жизнь, это будет самая огромная искусственная гага из всех существующих. Впрочем, цель авторов проекта не в том, чтобы побить рекорды величины. Таким образом они решили повысить осведомленность населения об экологических проблемах, поскольку местная популяция гаг в настоящее время находится под угрозой в связи с последствиями изменения климата.
"Энергетическая утка" - проект, представленный на конкурс альтернативных источников энергии
Land Art Generator Initiative (LAGI) 2014. Великобритания-Дания.
Как уже говорилось, Россия, несмотря на обилие живущих в ней гаг, к сожалению, не может похвастаться таким желанием увидеть в гаге прекрасное. Из отечественных изображений сходу гаг можно найти только на гербе города Кандалакши и на логотипе Кандалакшского заповедника, созданного в 1932 г. для охраны гаги.
Герб г.Кандалакша и логотип Кандалакшского заповедника. Россия.
А также пару марок, конвертов и значков, выпущенных тем же заповедником.
Конверт с изображением гаги, выпущенный к 50-летию Кандалакшского заповедника в 1982 г. и один из значков заповедника, также созданный примерно в 1980-е гг. Россия.
Совсем недавно, в 2007 г. появились две скульптуры гаги из металла, созданные кандалакшским художником
Валентином Мыздриковым. Первая из них находится в музее г. Кандалакша, вторая - в шведском городе-побратиме Кандалакши - Питео.
Валентин Мыздриков. Скульптура гаги. Россия.
Узнав о собираемой мною коллекции, художница из Дубны
Мария Сергунина специально для нее в феврале 2015 г. нарисовала гагуна «Смотрителя» и целый хоровод из самцов и самок гаги.
Мария Сергунина. «Смотритель» и «Гаги». Россия.
Вот и все российские художественные работы с гагой, которые удалось обнаружить, если не брать в расчет иллюстрации к специальной биологической литературе! Удручающе на фоне сотен (буквально сотен; только в моей коллекции около 200 гагачьих изображений) работ художников из Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Канады, Великобритании, США и даже Гонконга!
Правда, России принадлежат прекрасные словесные описания гаг, а также очень симпатичные гаги в книжных иллюстрациях.
Вот ставшие классическими слова известного биолога проф. А.Н. Формозова о том, что в окраске самца гаги отразились все краски Севера: «белизна снегов тундры (вся верхняя половина туловища), густая чернота прибрежных скал (брюшко, крылья, хвост), зеленоватый цвет льда (пятно на шее), розовато-желтый отблеск зари (на груди)».
В замечательной детской книги биолога, проф.
В.Д. Федорова «Летящие к Северу», посвященной жизни гагачьего семейства, созданы яркие образы самки и птенцов гаги: «…Мама-гага была сдержанной и немногословной… И хотя она имела скромную рыжевато-бурую окраску с тёмными пестринами, среди своих подруг она слыла грациозной и даже красивой». «Издали гагачат трудно было отличить от взрослых уток. Пух у них совершенно исчез, и оперение стало похожим на оперение мамы и Слирри. Оно было лишь слегка темнее, без резких штрихов на крыльях. А у Тяпа и Чапа на крыльях появились белые пёрышки. Правда, присмотревшись, гагачат даже издали можно было узнать по посадке в воде - они держали хвост выше, чем взрослые гаги, и сидели не так глубоко. И вели они себя часто по-детски…»
Книга эта, вышедшая в 1969 г., выдержала несколько изданий с рисунками разных художников, но лучшие из них, несомненно, рисунки Татьяны Лоскутовой
Иллюстрации Т.Лоскутовой к книге В.Федорова «Летящие к Северу», 1969 г.
Как и в тексте книги, на этих рисунках каждая гага, большая и маленькая, - яркая индивидуальность с неповторимым характером.
В книге Г.А. Скребицкого «На заповедных островах» (1945), где описана поездка автора в Кандалакшский заповедник, можно увидеть иллюстрации более реалистичные. Над ними работал крупнейший отечественный художник-анималист Г.Никольский. (Скачать pdf книги можно
здесь>>)
Иллюстрации Г.Никольского к книге Г.Скребицкого «На заповедных островах», 1945 г.
К величайшему сожалению, не сохранились изображения гаги исследователя Севера и художника Н.В. Пинегина, которые могли бы украсить эту коллекцию. До нас дошел только его рассказ о том, как он рисовал гагу
[1]. Этим рассказом и закончим наш небольшой обзор: «…На кочке сразу вижу темную спинку гаги, иду тихим-тихим шагом, не делая резких движений в сторону, и скоро очутился лишь шагов за пять - она начинает озираться: умные глазки с беспокойством смотрят на странную фигуру. Останавливаюсь... Полминуты спустя, - еще шаг, еще и... сажусь почти вплотную, рядом. Осматриваем друг друга - дикая птица и культурный человек, хотя хищник. Странно! Гага - Somateria molissima - похожа на утку, большую кряжовую дикую утку, но больше немного - серые перышки чередуются с темными и белыми таким же причудливым узором, только чувствуется по округлым очертаниям, что под низом на шкурке есть теплое исподнее платье из мягкого гагачьего серого пушка; тот же глубокий прорез глаз, нос же хотя и похож на утиный, такая же лопаточка, но гораздо длиннее и характерного «дикого цвета». Вынимаю альбомчик и зарисовываю красавицу на ее кочке и горизонт моря за нею. Моя натурщица совсем свыклась со мною и могу сказать, что мало приходилось рисовать таких спокойных моделей: в продолжении 1/4 часа она раз только тревожно повернула головку, когда я сделал несколько резких движений, доставая из под теплой куртки нужную резинку... Я испытываю ее: разговариваю, прощаюсь, благодарю - она спокойна и продолжает думать о своем потомстве и не смотрит даже, когда я ухожу».
[1] Пинегин Н.В. Айновы острова: Из путевых воспоминаний о Севере //Изв. Архангельского о-ва изучения Русского севера. - 1909. - №13. - С.61-74.