- Ой, смотрите какой дым, там пожар?!
- Ничего страшного, это горит городская свалка.
Летом мы проводим учеты птиц на островах Кандалакшского заповедника. Город Кандалакша расположен на морском берегу, и часть заповедных островов находится к нему совсем близко. Когда мы идем к ним на лодке, хорошо видим весь город, вытянувшийся вдоль моря. Приведенный выше диалог последние лет 20 повторялся каждое лето, если в лодке с нами был кто-то новенький. Старенькие уже не спрашивали...
***
Свежего человека Кандалакша приятно удивляет... мусорными баками. Они появились лет семь назад (кажется, из Финляндии). Столь цивилизованный способ сбора мусора и в больших-то городах у нас встречается редко, а уж на фоне кандалакшской провинциальности и разрухи выглядит просто каким-то приветом от космических пришельцев из будущего.
фото
varandej Внутри эта штука устроена по принципу домашнего помойного ведра, в которое вы кладете пакет. Только здесь пакетом служит огромный длинный мешок, уходящий вглубь на несколько метров (да-да, эта штука подземная). Приезжает мусоровоз, снимает крышку, краном поднимает из недр наполненный мешок. Все чисто и прекрасно.
Советские граждане, ранее бегавшие на помойку с ведром (у аккуратных дно простелено газеткой), постепенно научились сперва пользоваться пакетами для мусора в своем индивидуальном ведре, а потом и доносить эти пакеты до помойки и погружать в ее цивилизованное нутро. (Не все, не все еще научились, некоторые, обессилев в пути, роняют свой ценный груз, не донеся до цели, но будем справедливы, подавляющее большинство уже справляется).
На этом непосредственный контакт с отходами своей жизнедеятельности для обывателя заканчивается. С глаз, так сказать, долой, из сердца вон. Но, исчезнув из глаз, мусор ведь сам собой не аннигилируется, куда-то ему надо деться. И он девается.
Цивилизованные мусоровозы отвозят его на городскую свалку, полностью соответствующую своему названию. То есть мусор там сваливают. В кучу.
А куда еще его девать? Где тут ближайший мусороперерабатывающий завод даже боюсь предположить.
Летом, стало быть, его жгут. И проблема вонючего дыма, идущего на ближайшие городские районы, годами обсуждается в народе и в печати. От чего, понятное дело, ничего не меняется.
Но сейчас сезон сжигания мусора еще не начался и свалка живет своей жизнью. А жизнь там оказалась удивительно многообразна.
Вот это вот - еще не свалка, хотя и похоже. Это сторожевой пост. Когда вы сворачиваете на дорогу, ведущую к свалке, из вагончика выходит дядя и задает классический русский вопрос в прошедшем времени: "Чего вы хотели?". За проезд на свалку просит 100 рублей, объясняя мзду безликим "У меня приказ". Весь облик дяди вопиет о том, что никакого такого "приказа" у него нет, но кушать, а главное выпить, ему очень хочется. Ну-с, сто рублей не деньги, дали, проехали.
Примерно километр романтической лесной дороги в окружении елей, и перед вами открывается Ее Величество Свалка. Начинается она... с жилого микрорайона.
Первые два домика этого микрорйона имеют наиболее презентабельную внешность, но они как раз нежилые. Жилые следуют за ними. Что они жилые, видно сразу. Из труб идет дым, во дворе сложен хозяйственный скарб.
Людей, правда, не видно. Здешние обитатели не стремятся выскочить вам навстречу с лишними вопросами. У вас своя жизнь, у них - своя.
Зато навстречу выскакивают собаки, охрана территории поставлена хорошо.
Укусить, надо отдать им должное, особо не стремятся, только галдят.
Под собачий галдеж мы проследовали вдоль жилого микрорйона в направлении особо концентрированной кучи. Не подумайте только, что все там, на свалке, чисто и аккуратно, и кучи мусора имеют четкие границы. Нет, конечно. Мусор в произвольном порядке устилает все немалое пространство
Но все же есть и явно оформленные кучи, куда, надо полагать, разгружаются мусоровозы. Кучи эти, кстати, выглядят даже в чем-то празднично, такие они яркие и разноцветные. Темное пятно среди разноцветья сразу бросалось в глаза.
При ближайшем рассмотрении темное пятно оказалось человеком, занятым делом
Человек выбирал из мусора полезные, с его точки зрения, объекты и складывал их в мешок.
Сразу скажу, что это был единственный человек, из встреченных на свалке, действительно похожий на бомжа. Остальные на бомжей (в привычном понимании) похожи не были. Да и этот выглядел бы совсем неплохо, не застань мы его в куче.
Человек в куче на нас косился, но более никаких действий, связанных с нашим присутствием, не предпринимал. Подойти к нему близко было бы слишком неделикатно, потому мы аккуратно обогнули место его изысканий и сосредоточились на птицах.
Птицы на свалке меня поразили
При нашем приближении поднялись в воздух две стаи - небольшая белая и огромнейшая черная. По очень приблизительным прикидкам белая, в количестве 100-150 особей, состояла из морских и серебристых чаек, а черная, особей в 1000, по большей части из вОронов.
Серые вороны и сороки там тоже были, но в незначительных количествах. Насколько это возможно было разглядеть без бинокля.
Мое сообщение о стае в 1000 воронов вызвало у орнитологов заповедника некоторый скепсис. Понимаю, что оправданный. Туда, конечно, надо на этот предмет ехать с биноклем и, желательно, профессионалу. Я же могу отчитаться только субъективными впечатлениями и фотографиями, на которых, во-первых, не видны все птицы сразу, а только отдельные части стаи, а во-вторых, видны они не так хорошо, чтобы с уверенностью определять вид. Но во всем, что видела своими глазами и что удавалось снять более менее отчетливо, явное большинство составляли все-таки вОроны.
Пока я ошалело рассматривала и пыталась считать и фотографировать птиц, бдительная собачья охрана успокоилась, а из домиков начали выползать люди. То ли в своем естественном ритме, то ли убедившись, что опасности для них мы не представляем.
Но этих людей фотографировать я уже не решилась, даже исподтишка. Они, как было сказано, совсем не выглядели бомжами. Они выглядели вполне среднестатическими людьми, каких полно на улицах города. Средних лет мужчины хлопотали у домов, носили и пилили какие-то доски. Средних лет аккуратная женщина в домашней одежде выглянула из одного домика и спросила классическое "что вы хотели?" Узнавши, что "хотели" просто посмотреть, кивнула, и ушла в дом.
Ошиваться на свалке дольше не хотелось, все-таки присутствовало всю дорогу легкое ощущение, что мы топчемся по чужому огороду. Так что на этом и отправились восвояси. Отметив, что наша машинка смотрится в свалочных пейзажах вполне органично:)