Увы, эта классическая фраза в заголовке из веселой советской кинокомедии теперь осталась в прошлом. Во всех смыслах. Потому что теперь наши прокурорские работники и даже самые важные из них - например, Прокурор РБ А.И. Назаров - предлагают новый закон, в котором они регламентируют процедуру женитьбы на 14-летних девчонках. Так что зачем к прокурору? Все - в ЗАГС!
Конечно, они объясняют все самыми благими намерениями. И даже сам закон подается как ужесточающий прежний, где не была указана нижняя граница возраста возможного вступления в брак. Чтобы все понимали, о чем идет речь, приведу текст действующей Статьи 12 Семейного кодекса Республики Башкортостан.
Статья 12. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается с восемнадцати лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. (в ред. Законов РБ от 19.03.1999 N 225-з, от 10.03.2005 N 161-з, от 28.04.2012 N 530-з)
В виде исключения с учетом особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка и других) органами местного самоуправления может быть разрешено вступление в брак лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. (в ред. Законов РБ от 10.03.2005 N 161-з, от 28.04.2012 N 530-з)
Итак, второй абзац пункта 2 действительно не обозначает этот самый возраст. По словам зам. прокурора РБ Исмагилова Р. Р., своими поправками они даже повышают (!) до 14 лет нижнюю границу возраста. То есть, в 12, 10 и 8 замуж по новому закону уже нельзя. И это большой прогресс!
Это ли не цинизм!
Аргумент граждан, что закон, помимо функции наказания, обладает, в первую очередь, функцией регулирования в обществе определенных норм поведения, творцы законов не желают слышать. По их мнению, наша позиция - это фарисейство (именно так охарактеризовали ее в Прокуратуре РБ!) А между тем, подростки уже начинают (пусть пока в шутку) заявлять родителям о своем праве на женитьбу.
Именно это мы и пытаемся донести до законодателей. Открывая этот шлюз, они спровоцируют поток малолетних, которые по недомыслию либо по другим причинам воспримут это как руководство к действию. Потому что, вводя эту «норму», они говорят обществу «Можно!» Причем, «Можно» всем - детям начинать ранние сексуальные связи, взрослым - не стесняться.
Скажу больше, «законотворцы» обвиняют граждан, протестующих против данного законопроекта, в отсутствии сочувствия к девочкам, попавшим в подобную ситуацию (беременность, рождение ребенка). Сухим языком закона они называются «несовершеннолетними до 16 лет». А на человеческом языке - это дети. Так вот, по мнению прокурорских, протестующие общественники утратили связь с реальностью, витают в эмпиреях и не хотят видеть настоящую жизнь.
А состоит она по их утверждениям в том, что есть неблагополучные семьи, где родители не занимаются воспитанием, пьют, дети убегают из дома, и вот - печальный результат. Да, это так, к сожалению. Но, может, «в консерватории что-то исправить», то есть общество преобразовывать? Лечить пьяниц, искоренить тунеядство, а, значит, уничтожить безработицу? Вспомнить о нравственности, наконец?
Или в патронатной семье (sic!) приемная девочка беременеет и рожает от старшего сына приемных родителей. (Хотелось бы выяснить статистику, а также уточнить, как опека так оконфузилась. У злых родных родителей или из детского дома забрали, отдали компетентным патронатным - а тут такое. И какова тут «степень безответственности» всех соучаствующих органов?)
Или в детском доме (!) у совсем юной воспитанницы рождается ребенок.
И поэтому сердобольные курултаевцы решили «подтянуть» закон под возникшие современные реалии. Дескать, такая жизнь. У этих девчонок рождаются дети, и надо же как-то прописать процедуру. Куда им деваться-то?
Работники прокураторы настойчиво требуют признать, что лишь их поправки исправят неблагополучие. У общественников же возникает стойкое недоумение. Прикрываясь заботой о единицах, законодатели подкладывают мину замедленного действия под все общество.
На сегодняшний день по статистике, приведенной в самом тексте законопроекта, внесенного в Курултай прокурором РБ А.И.Назаровым, количество несовершеннолетних до 16 лет, вступивших в брак, незначительно и составляло 11 - в 2012, 14 - в 2013, 21 - в 2014году. Из них 14-летних - три в год. Браков до 14 лет в республике, к счастью, не зарегистрировано. Иначе мы могли бы иметь еще более радикальный вариант законопроекта?
На фоне этой статистики и предлагаются данные поправки. Из сочувствия к нечастым и вопиющим случаям предлагается все это безобразие узаконить. А те, кто не согласен, обладают, по мнению авторов законопроекта, тоталитарным мышлением. Вот так.
Написаны эти заметки после беседы в прокуратуре РБ. Кстати, предполагаются слушания в профильном комитете Курултая, куда нас хотели пригласить. Пригласят ли теперь?
А на пикете мы, члены организации РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление), будем собирать подписи против этих поправок. И вносим свои.
В связи с этим, предлагаем изложить статью 12 Семейного Кодекса Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 5 августа 1996 года №40-з) (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, №8 (26), ст. 355; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, №10 (52), ст. 702; 1999, №10 (94), ст. 607; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2005, №6 (204), ст. 286; 2007, №22 (268), ст. 1122; 2008, №22 (292), ст. 1270; 2012, №15 (381), ст. 718; 2014, №6 (444), ст. 282, №15 (453), ст. 709) в следующей редакции:
«Статья 12. Брачный возраст
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии особых обстоятельств органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет».
Абзац 2 пункта 2 статьи 12 Семейного Кодекса Республики Башкортостан исключить.
Таким образом, мы требуем ограничить возможность вступления в брак в особых случаях (беременность несовершеннолетней, рождение ребенка) возрастом 16, а не 14 лет.