Актуальный комментарий об увольнении Анатолия Сердюкова с поста министра обороны

Nov 06, 2012 16:28

Как отставка Анатолия Сердюкова поможет власти

Добавлено14:1206.11.2012 (обновлено: 15:14 06.11.2012)
Константин Богданов

В России произошла беспрецедентная для последних лет отставка в высших эшелонах власти. Своего поста лишился министр обороны Анатолий Сердюков . Его место получил губернатор Подмосковья, бывший многолетний глава МЧС Сергей Шойгу .

"Учитывая обстановку, которая сложилась вокруг министерства обороны, для того, чтобы создать условия для объективного расследования всех вопросов, мной принято решение освободить министра обороны Сердюкова от занимаемой должности", - прокомментировал Владимир Путин свое кадровое решение .

Президент имел в виду громкие обыски по делу "Оборонсервиса" , прошедшие на позапрошлой неделе. Уже тогда многие наблюдатели заговорили о небывалой вспышке борьбы в самой сердцевине российской федеральной элиты, долгие годы жившей по принципу невынесения сора из избы.

Президентский ход с отставкой Сердюкова и назначением Шойгу, однако, силен тем, что играет сразу на достижение нескольких целей. И управление внутриэлитным кризисом - далеко не единственная среди них.

Бульдозер со Знаменки

Управленческий стиль Анатолия Сердюкова проще всего охарактеризовать словом "бульдозер". Суровый исполнительный администратор, он, казалось, принципиально не видел перед собой препятствий при продвижении к намеченной (или поставленной руководством) цели. На пути Сердюкова не выживали ни люди, ни оргструктуры, мешавшие воплощению замысла.

Тому доказательство - массовые отставки в Минобороны в 2009-2011 годах, когда на фоне дерганых оргштатных перестроек из армейской системы ушла масса подготовленных специалистов. И далеко не все они ратовали за собственное теплое место: одни возражали Сердюкову и начальнику Генштаба Николаю Макарову по существу проводимой ими реформы - и вылетали со своих мест, другие (помладше), насмотревшись на то, как летят щепки, сами от греха подальше увольнялись "из рядов".

А Сердюков ломил вперед, не обращая внимания на хруст и вопли из-под бульдозерного ножа. Возможно, именно поэтому - и для этого - он и стал в 2007 году министром обороны. Доверенный член путинской команды, не связанный с армейскими и вообще какими бы то ни было "опогоненными" кругами, финансовый менеджер по базовой компетенции, да еще и с такими пробивными характеристиками, он получил на руки задачу форсировать военную реформу. И форсировал - так, что иной раз небу становилось жарко.

Но та часть военной реформы, которую хотело резко продвинуть высшее политическое руководство, назначив упрямого Сердюкова, завершена. Можно относиться к концепции "реформы Сердюкова-Макарова" как угодно, но разрушение прежней военной системы и переход на новые принципы организации и управления приняли необратимый характер.

Сейчас для Минобороны больше нужны люди, который займутся тонкой настройкой внедренных решений и повышением их эффективности. Возможно, и в форме продуманного отказа от их определенной части: Сердюков и сам несколько раз "откатывал" собственные реформаторские инициативы. В пример можно привести лихое сокращение офицерского состава вооруженных сил до 150 тыс человек с последующим мягким восстановлением численности до 220 тыс.

И в этом смысле картина отставки Анатолия Сердюкова приобретает законченный вид: бульдозер сделал свое дело - бульдозер может уходить. Судя по формулировке увольнения ("создать условия для объективного расследования всех вопросов"), претензий у руководства лично к Анатолию Эдуардовичу не то чтобы много. Если бы они были, нам бы уже дали понять, что основное неудовольствие вызывает персонально министр: не так давно под такой удар попал бывший глава Минрегиона Олег Говорун .

Показательное антикоррупционное выступление

Но такова судьба любого исполнительного члена команды: его работа будет использована для решения одних проблем, его отставка - для решения других.

И такой "другой" целью становится демонстративная антикоррупционная кампания: впервые в расследовании экономических махинаций всплывают фигуры такого высокопоставленного уровня. Сердюкову, скорее всего, ничего серьезного не грозит, однако дело не в нем лично.

Ситуация будет использована (и уже используется) для заполнения повестки дня по теме "коррупция". В последние годы эта тема стала любимым коньком критиков власти, а вялые попытки отмахнуться от нее, игнорирование поднятых проблем, а то и демонстративная защита фигурантов коррупционных скандалов со стороны госаппарата словно нарочно раскармливали негативный информационный фон.

Скоординированная операция МВД, СКР и ФСБ против "Оборонсервиса" неплохо маскирует назревавшую отставку "отработанного ускорителя" военной реформы Сердюкова.

Если раньше любой проштрафившийся чиновник переводился куда-нибудь "вбок" (зачастую с награждением), то теперь ситуация обострилась, и просто так увести на непыльный пост Сердюкова, фокусирующего на себе изрядное раздражение кадровых военных, глав оборонной промышленности и борцов с коррупцией, уже невозможно. Да и расточительно это: не использовать такую удачную возможность.

Вряд ли следует утверждать, что внезапный скандал в "Оборонсервисе" стал единственной причиной отставки: показания к ней, отметим еще раз, копились давно и подспудно. Но теперь, когда "звезды сошлись", все выглядит так, что Анатолию Сердюкову придется пасть жертвой борьбы с коррупцией, проводимой "сверху".

А будет ли это разовая громкая акция "для повестки", или же переход к системной чистке госаппарата, будет понятно уже очень скоро.

Начальник пожарной команды

Назначение Сергея Шойгу на место Сердюкова интересно по целому ряду пунктов. Во-первых, Путин сохранил верность своим принципам кадровой политики: даже в случае явно напрашивающегося решения об отставке крупного федерального чиновника кандидатура сменщика чаще всего становится неожиданной.

Было понятно, что пост хозяина Знаменки не получит никто из числа прямо вовлеченных в главные конфликты последних лет - неистовую войну военных с промышленностью за гособоронзаказ и партизанщину недовольных отставных генералов против команды Сердюкова-Макарова за форму и содержание военной реформы.

То есть кадровых военных и новых "устиновых" на Минобороны ждать было бессмысленно. Равно как не допустили бы и нового сращивания военного ведомства с оборонзаказом, но уже за счет совмещения Дмитрием Рогозиным постов оборонного вице-премьера и министра обороны.
Именно поэтому наиболее подходящим казался вариант равноудаленного аппаратного арбитра, причем учитывая особенности ситуации - скорее всего, кадрового сотрудника госбезопасности. К слову, такие кандидатуры водились и в самом МО: например, замминистра обороны Александр Сухоруков и статс-секретарь военного ведомства Николай Панков, пришедший на Знаменку еще вместе с Сергеем Ивановым.

В итоге неожиданное решение назначить военным министром Сергея Шойгу уложилось-таки в просчитанный тренд: ведомство получил авторитетнейший силовой тяжеловес, игравший заметную роль как при Борисе Ельцине, так и при Владимире Путине. Но при этом - и тут на ожидаемом торте появляется оригинальная вишенка - достаточно независимый от традиционных консервативно-силовых групп влияния в окружении президента, сформированных выходцами из системы госбезопасности.

Во время Второй мировой войны у немцев бытовал термин "начальник пожарной команды". Так называли оборотистого, тактически подготовленного и стрессоустойчивого командира высокого ранга, умевшего быстро приводить дела в порядок и добиваться результата, и которым "затыкали дыры" на фронте, назначая командовать тем участком, где противник умудрялся добиться успеха.

Глядя на то, как Сергея Кужугетовича швыряют с МЧС на Московскую область, а с области на Минобороны, складывается впечатление, что это определение ему подходит практически полностью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Армия России

Previous post Next post
Up