Выступление заместителя помощника госсекретаря Фрэнка Роуза на конференции по ПРО в Лондоне12 июня 2013 года
Государственный департамент США
Выступление заместителя помощника госсекретаря Фрэнка Роуза,
Бюро по вопросам контроля над вооружениям и проверки и соблюдения соглашений
Королевский институт объединенных служб (RUSI)
Лондон, Великобритания
12 июня 2013 г.
Конференция по вопросам противоракетной обороны
Благодарю вас, д-р Кларк, за приглашение выступить здесь сегодня. Мне приятно вновь вернуться в RUSI. Я рад возможности присутствовать на сегодняшнем заседании комиссии вместе с Нэнси.
В круг моих обязанностей в Государственном департаменте входят различные вопросы оборонной политики, включая противоракетную оборону. Сегодня я бы хотел коснуться трех составляющих политики США в сфере противоракетной обороны:
•осуществление Европейского поэтапного адаптивного подхода США (EPAA),
•недавние изменения в политике США в сфере противоракетной обороны и
•продолжающиеся попытки наладить сотрудничество с Российской Федерацией по вопросам противоракетной обороны.
Осуществление Европейского поэтапного адаптивного подхода
В 2009 году президент заявил, что EPAA «обеспечит более надежную, умную и быструю защиту американских войск и союзников Америки», используя «проверенные и экономически эффективные возможности».
С тех пор мы усердно трудились для того, чтобы реализовать его концепцию. Как вам известно, мы достигли значительного прогресса.
Развертывание рабочих элементов концепции в рамках первого этапа EPAA состоялось в 2011 г.: в Средиземном море заступил на длительное боевое дежурство многоцелевой корабль, оснащенный системой ПРО Aegis, а на территории Турции был запущен в эксплуатацию радар AN/TPY-2. На Чикагском саммите НАТО в прошлом году было объявлено о поступлении радара в оперативное распоряжение сил НАТО.
Демонстрируя свою приверженность коллективной обороне НАТО, Испания в 2011 г. согласилась на размещение четырех американских кораблей, оснащенных системой ПРО Aegis, на существующей военно-морской базе в г. Рота. Эти многоцелевые корабли прибудут на базу в 2014-2015 гг., в частности, два прибудут в 2014 г. и другие два - в 2015 г.
Что касается второго этапа EPAA, мы заключили соглашение, ратифицированное Румынией в декабре 2011 г., о размещении наземного комплекса американских ракет-перехватчиков SM-3 к 2015 году. Этот комплекс в сочетании с кораблями, оснащенными системой ПРО Aegis, патрулирующими Средиземное море, укрепит защиту НАТО от баллистических ракет меньшей и средней дальности, запущенных с территории Ближнего Востока.
И, наконец, третий этап. На третьем этапе в Польше будет развернут наземный комплекс ракет-перехватчиков SM-3 Block IIA в соответствии с соглашением с Польшей по противоракетной обороне, вступившим в силу в сентябре 2011 года. Противоракетный комплекс в Польше будет ключевой составляющей реализации EPAA: в сочетании с другими составляющими EPAA третий этап предоставит необходимые возможности для противоракетной обороны всех европейских стран, входящих в состав НАТО, к 2018 году.
Как вы видите, мы продолжаем реализовывать концепцию надежной, умной и быстрой противоракетной обороны, озвученную президентом. Разумеется, многие из вас, вероятно, хотели бы услышать больше о недавних изменениях в политике США в сфере противоракетной обороны.
Недавние изменения в политике США в сфере противоракетной обороны
15 марта министр обороны США Чак Хейгел объявил о том, что Соединенные Штаты развернут дополнительный комплекс из 14 ракет-перехватчиков наземного базирования в Форт-Грили, штат Аляска. Это позволит Соединенным Штатам скорее вести дополнительную защиту от баллистических ракет Ирана, а также обеспечит дополнительную защиту от возрастающей угрозы со стороны Северной Кореи. В результате бюджетных сокращений, задержек при реализации программы, а также решения установить дополнительные ракеты-перехватчики наземного базирования программа ракет-перехватчиков SM-3 IIB - ключевая составляющая четвертого этапа EPAA - была отменена.
Ожидалось, что развертывание перехватчиков SM-3 IIB обеспечит возможность перехвата МБР в случае их запуска в направлении США с территории Ближнего Востока, но при реализации программы возникли серьезные задержки, поэтому она будет не в состоянии вовремя предотвратить возрастающую угрозу. Развертывание дополнительного комплекса ракет-перехватчиков наземного базирования сможет предотвратить потенциальную угрозу запуска МБР Северной Кореей раньше, чем программа SM-3 IIB могла бы быть реализована.
Другими словами, «Европейский поэтапный адаптивный подход» был назван так неслучайно. Он выстроен таким образом, чтобы позволить Соединенным Штатам и НАТО скорректировать планы в соответствии с изменениями глобальной угрозы, а также в соответствии с техническими и финансовыми реалиями.
И, наконец, хочу подчеркнуть твердое намерение США реализовать первый, второй и третий этапы EPAA и укрепить систему противоракетной обороны НАТО. В это намерение также входит запланированное размещение объектов в Польше и Румынии. Как администрация президента, так и Конгресс США поддерживали и поддерживают необходимость финансирования всех этапов - с первого по третий - в полном объеме.
Хочу также подчеркнуть, что трансатлантическая связь в сфере противоракетной обороны по-прежнему прочна. Реализация этапов EPAA с первого по третий значительно повысит степень защищенности территории США. К примеру, радар, развернутый в рамках EPAA на территории Турции, обеспечит поступление важных данных раннего отслеживания любых возможных запусков ракет из Ирана в направлении Соединенных Штатов. Базы ракет-перехватчиков в Польше и Румынии, а также патрулирующие морские просторы корабли, оснащенные системой ПРО Aegis, обеспечат надежную защиту сил США в Европе. Таким образом, перехватчики SM-3 IIB больше не будут разрабатываться и производиться.
Министр обороны Чак Хейгел объявил о двух дополнительных шагах:
•Во-первых, при поддержке японского правительства будет введен в эксплуатацию еще один радар AN/TPY-2. Это повысит эффективность раннего оповещения и отслеживания запусков ракет из Северной Кореи в направлении США и/или Японии.
•Во-вторых, будет изучена возможность создания еще одной базы ракет-перехватчиков наземного базирования на территории Соединенных Штатов. Хотя администрация Обамы пока не приняла окончательного решения о создании дополнительного объекта, изучение такой возможности ускорит процесс развертывания в случае, если такое решение будет принято в будущем.
Сотрудничество с Российской Федерацией
Одновременно с расширением возможностей НАТО в сфере ПРО мы также стремимся сотрудничать с Россией. Мы по-прежнему убеждены, что сотрудничество в области противоракетной обороны между Соединенными Штатами и Россией (а также между НАТО и Россией) отвечает интересам национальной безопасности всех участвующих стран. По этой причине сотрудничество с Россией в сфере противоракетной обороны остается одним из приоритетов президента и его администрации, как это происходит при правлении нескольких администраций демократов и республиканцев уже на протяжении 20 лет.
В связи с этим Соединенные Штаты продолжают вести переговоры с Российской Федерацией по вопросам сотрудничества в сфере противоракетной обороны. Министр обороны США Хейгел и министр обороны России Шойгу в марте пришли к соглашению возобновить переговоры по ПРО между заместителем министра обороны США Джимом Миллером и заместителем министра обороны России Антоновым. Несколько недель назад моя начальница Роуз Гетемюллер посетила Москву, чтобы продолжить переговоры со своим коллегой в российском МИДе, в том числе и по вопросам сотрудничества в сфере ПРО. Мы надеемся, что благодаря сотрудничеству с США Россия сможет воочию убедиться, что эта система предназначена для противодействия ракетным угрозам, возникающим за пределами Евроатлантического региона, и что системы противоракетной обороны НАТО не будут подрывать стратегический потенциал средств ядерного сдерживания России. Сотрудничество направит мощный сигнал странам-распространителям ядерного оружия о том, что Соединенные Штаты, НАТО и Россия работают над отражением их угроз.
Кроме того, в прошлом году на саммите в Чикаго страны-союзники по НАТО сделали очень четкое заявление о наших намерениях относительно стратегической стабильности и средств стратегического сдерживания России. В Декларации по итогам Чикагского саммита четко сказано, что «система противоракетной обороны НАТО в Европе не будет подрывать стратегическую стабильность. Противоракетная оборона НАТО не направлена против России и не будет подрывать ее средства стратегического сдерживания».
Стремясь развивать сотрудничество с Россией в области противоракетной обороны, мы должны помнить, что только НАТО в силу обязательств по коллективной обороне несет ответственность за защиту альянса от ракетных угроз. Поэтому Соединенные Штаты и НАТО не могут согласиться с предложениями России о «секторальной» или «совместной» структуре противоракетной обороны. Так же как Россия должна обеспечивать защиту российской территории, НАТО должно обеспечивать защиту территории НАТО. НАТО не может уступить кому бы то ни было свои обязательства согласно Статье 5 Североатлантического договора и не будет этого делать.
Россия продолжает запрашивать правовые гарантии, которые могут ограничить нашу способность разрабатывать и развертывать в будущем наши системы противоракетной обороны, направленные на сдерживание региональных угроз запуска баллистических ракет, которые сейчас представляют Иран и Северная Корея. Мы также четко дали понять России, что мы не можем принять и не примем ограничений на нашу способность защищать себя, наших союзников и наших партнеров, в том числе и в отношении зон развертывания наших кораблей с системой Aegis. Как ясно следует из решения, принятого в марте министром обороны США Хейгелом, Соединенные Штаты должны иметь возможность проводить гибкую политику без правовых ограничений, чтобы реагировать на возрастание угроз от таких стран, как Иран и Северная Корея.
Заключение
Позвольте мне закончить выступление, отметив, что мы гордимся достижениями нашего сотрудничества с европейскими партнерами. Однако нам еще многое предстоит сделать. В рамках сотрудничества с нашими союзниками и партнерами по противодействию угрозам, связанным с баллистическими ракетами, мы уверены, что сможем наладить более тесное сотрудничество и повысить эффективность ПРО как в Европе, так и во всем мире.
Благодарю вас.
Read more:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2013/06/20130613276146.html#ixzz2W8Ff3T1X