Нашей первой остановкой на пути из Дели в Манали стал маленький гестхаус в полях штата Пенджаб. Там мы случайно попали в Гурудвару и пообщались с местными жителями, которые исповедуют сикхизм.
Комната в гестхаусе, которая после торга стоила 550 рупий (~ 460 рублей), была старой и грязной. Как-будто работники геста сами сегодня проснулись на этой кровати. Тем не менее у нас были спальники, а у геста была приятная крыша с красивым видом на Пенджабские поля.
Поедая "Алу гоби", мы разглядывали красивый сикхский храм - Гурудвару, который своими белоснежными стенами контрастировал с коричнево-зелеными полями. Возникла идея прогуляться по полям к ней.
Я никогда не был в Гурудварах и знал о религии местных жителей - сикхизме только пару прописных истин. Что у сикхов много правил: никогда не стричь волосы, носить тюрбан, гребень, который держит волосы, металлический браслет и настоящий кинжал. Поэтому если вы видите индийца в тюрбане, то на 90% - это сикх. Исторически эти люди принадлежали к касте кшатриев - войнов. И до сих пор все важные военные государственные посты занимают представители Пенджаба, а элитные подразделения армии укомплектованы сикхами.
Несмотря на то, что этот народ связан с войной, их религия - очень мирная. Основная ценность сикхизма - любовь, а в Гурудварах принято всех бесплатно кормить и предлагать ночлег. Сами Гурудвары выглядят как крепости за высокой стеной, внутри которых стоят красивые храмы, напоминающие смесь индуизма с исламом. Кажется, что они отображают вышеописанное противоречие: снаружи - защита, внутри - любовь.
Видимо такой подход вполне подходит к современной жизни. Считается, что сикхи - достаточно богатые люди, которые держат бизнес по всей стране, а также организовали самое эффективное сельское хозяйство в Индии.
Мы спросили разрешения зайти внутрь, на что милый парень в тюрбане начал показывать какие-то жесты в сторону моей камеры. Я подумал, что нельзя снимать и утвердительно кивнул головой. Нужно было снять обувь и повязать на голову специальные платки потому, что внутрь храма нельзя заходить с непокрытой головой как мужчинам, так и женщинам.
Это была маленькая деревенская Гурудвара для своих. Там собирались местные жители, чтобы вместе помолиться, выполнить религиозные обряды, а потом поужинать и пообщаться. Я подумал, что в этом и есть главная функция религии - объединять тех людей, которые живут рядом. Представьте, что если бы вы со своими соседями каждый вечер встречались, занимались общим делом и ели вкусную еду. Вы бы не только знали всех соседей, но и поддерживали с ними хорошие отношения и помогали друг другу. Так религия объединяет и создает ощущение большой семьи.
Мы как раз пришли вечером, когда была служба. Немногочисленные посетители пели мантры, а главный священник носил какую-то реликвию на подушке.
В углу в специальной комнате сидел с невозмутимым видом самый главный сикх и ничего не говорил.
Встретивший нас парень стал опять показывать жестами на камеру и я понял, что он наоборот хотел, чтобы я все фотографировал. Я начал снимать, посетители стали немного смущаться, но было видно, что они хотят попасть на фото.
В конце церемонии наш знакомый торжественно повесил каждому из нас на шею длинные полосы ярко оранжевой ткани и предложил перекусить. Мы пошли во двор храма, где на специальном длинном коврике сидели местные жители. Мы присоединились к ним и наш знакомый принес большую железную тарелку, куда из большого ведра положил рис, дал и какую-то непонятную вкусную штуку. Несмотря на то, что мы поели в гесте, мы накинулись на эту еду и она показалась невероятно вкусной.
Саша сказал, что слышал, что после еды нужно помыть за собой посуду. Наш знакомый хотел сделать это сам, но мы настояли на своем. Это вроде бы простые вещи, но когда ты ешь вместе с незнакомыми людьми, а потом моешь за собой посуду, то возникает чувство сопричастности. Это такие домашние ритуалы и тебе кажется, что ты давно знаешь этих людей.
Мы что-то спросили про тюрбан, как наш друг снял у меня с шеи оранжевую ткань, сложил ее несколько раз и очень ловко обмотал ее вокруг моей головы. Так я первый раз в жизни понял, что такое тюрбан. На самом деле он показался очень удобным и легким.
Неподалеку от нас стояла компания мужчин разного возраста. Они смотрели на нас, что-то обсуждали и смеялись. Было понятно, что ситуация, когда в маленький деревенский храм пришли иностранцы не такая частая и интересная для местных. Я пошел с ними пообщаться, сделал пару фотографий. Дедушка в красивом тюрбане задал мне традиционные вопросы для иностранца: от откуда я приехал до моего семейного положения. А потом рассказал о том, что его дочь живет в Италии, как-бы доказывая разговоры про финансовое благополучие сикхов.
Сказать, что мы не ожидали такого вечера, значит ничего не сказать! Сикхское гостеприимство и дружелюбие проняло нас до глубины души и мы возвращались в гест по ночной дороге в приподнятом настроении. Было ощущение как-будто ты съездил к бабушке в деревню, которая понарассказывала интересных историй, накормила и научила чему-то новому.
Нас догнали старички на велосипедах, пожелали хороших снов и укатили в Пенджабскую ночь.
Они посоветовали нам съездить в Чандигарх, который мы объехали мимо. Мы решили следующим утром туда вернуться.
lj-like buttons="repost, facebook, twitter, google, vkontakte, surfingbird, tumblr, livejournal" />
Партнеры мотопутешествия по Гималаям:
OxygenТалантливый дизайн интерьера
с решениями для экономии вашего бюджета!
Real China TeaВысококачественный китайский чай
прямо с плантаций без посредников!
Больше постов в социальных сетях:
Вконтакте Facebook Instagram