Всем привет! В 27 лет я наконец-то решился сеть за руль двухколёсного друга. Думаю, многим начинающим мотоциклистам будет полезно почитать то, через что прошёл я, в мой первый мотосезон. Вспоминая себя в самом начале, у меня было много вопросов, как сдавать экзамен, приезжать ли на своём байке (которого ещё нет) или сдавать на местном, какой байк выбрать, какую каску купить, нужна защита или нет, где ставить мотоцикл и вообще, может ну его, вроде уже не мальчик и т.п. В общем как понимаете, вопросов было больше чем ответов, а спросить как бы и не у кого. Из тех, немногочисленных знакомых, у кого был опыт, расспросов как то не выходило, так как все говорили все персонально, я не помню уже и все в этом духе, хотя, искренне хотели помочь.
Права на машину, я получил уже лет 5 как, с тех пор упорно стоял в пробках и успокаивал себя тем, что делаю я что хочу, курю, слушаю музыку и вообще, это мой дом. Но простояв в пробке на выезде на ш. Энтузиастов на перекрёстке 1,5 часа!!!!! Сказал хватит! Поняв, что дальше тянуть кота за хвост трата времени, начал действовать, дальше как бы по главам
Получение прав (расширение до категории "А" в моём случае). Вопрос покупать права или сдавать самому у меня никогда не стоял, я считаю, что заплатив этим демонам в погонах деньги, ты выпускаешь на дорогу будущее мясо или калеку, хорошо, если покалечат только себя, но как правило в аварии как минимум 2-е участников. Такие шутки с собственной жизнью меня не привлекают и все покупки прав сразу пошли лесом. Решил не мудрствовать лукаво и пошел искать площадку для обучения (кататься то я уже можно сказать не умею, детские покатушки скажу сразу - не в счёт) Поискав в Москве тех, кто обучает на А, понял, практически одно кидалово, причём за большие деньги от 700 р.ч. в 2011 году. Нашёл школу на Волгоградке (в начале, рядом МФЮА), вроде большая, но простояв в очереди и пообщавшись с учениками понял, ловить нечего, проведя ещё день в интернете, почитав отзывы выбрав себе ещё пару мест начал объезды. В первом учат езде, но не на сдачу экзамена, а по обычным дорогам. Взял пару уроков на сибишке 400 и пошёл искать дальше. Нашёл на Ёбрике Yamaha YBR 125, из объяснений, что и как получил только там газ, там тормоз, не ссы. Да я и не ссал, но постоянно то глох, то рвал вперёд. Про фигуры вообще помолчу. Проезжая мимо Пушкино по ярославке, увидел автошколу и мотоциклистов на ней. Потому, что 700 р. полтора часа, нормальная площадка, да и прописан я в Пушкино, сдавать мне всё равно было либо на ней, либо на соседской (ошибся, сдавал в Ивантеевке). Скажу сразу, если я поставил перед собой цель - добьюсь любой ценой, упорством Бог наградил как следует.
Покатавшись пару занятий, вроде начал нормально отрабатывать приёмы, решил пойти в ГАИ. Взял с собой:
1. Мед. справку. Делается в любом шараш монтаже :( из осмотров вопросы, здоров?
2. Права
Пришёл записываться, мне начинают говорить, мол нельзя, нужна справка из автошколы (автошкола берёт за эту липу 3000 т.р.) иначе нельзя. Пока стоял в очереде изучил документы на стене в гаи, где чёрным по белому объясняется принцип сдачи тех, кто прошёл самоподготовку. Вдаваться в подробности не стану, скажу лишь, что читайте внимательно и когда будете это повторять инспектору, говорите с каменным лицом что учил вас опытный инструктор автошколы, а обманывать государство выписывая липовые справки об обучении - грех (хоть и не смертный). С 2-го!!!! раза инспектор внял моим словам, отправил писать объяснительную\заявление на бланке начальнику, следующего содержания, Я ФИО прошёл самообучение и прошу допустить меня к сдаче экзаменов на категорию нужное подчеркнуть. Написав, пошёл к начальнику. Тот посмотрел, спросил "оно мне надо?" я ответил Да и всё. Напутственные слова и пожелание удачи. Кстати, слова были такие "вчера 5-х мотоциклистов с асфальта отскребали, байки за сданием, сходи посмотри. 6 трупов, 4 из-за скорости, 2 без касок. Скажу сразу, я понял что шутки закончились и любая оплошность на дороге может привести к аварии с не радостным концом.
Отбросив страхи, пошёл на сдачу, теорию сдал со 2-го раза (самонадеянно решив, что теория я знаю, нет, забыл :)), площадку аж с 4-го!!!!!
P.S. Мотоцикл брал тот, на котором тренировался, по другому не пускали на площадку для сдачи, списки подаёт автоинструктор.
Немного о езде на площадке
Инструктор Паша дал пару ценнейших советов:
1. Начинать учится ездить максимально медленно и спокойно
2. Учиться поворачивать немного наклоняя байк, а не поворачивая руль
3. Как только тронулся, отпускай сцепление, но не до конца, немного придерживая, регулируя тем самым скорость и ловя моменты, когда он пытается глохнуть
4. Ручку газа можно держать не пальцами, а как бы сгибом между большим пальцем и ладонью
Советы, которые мне дал парень обучающий городской езде. Теперь для меня это обязательные условия езды:
1. Два пальца (указательный и средний) всегда, повторюсь ВСЕГДА должны лежать на ручке переднего тормоза. Это меня уже спасало не раз
2. У мотоцикла должно быть 3-и точки опоры, ручки на руле 2-е, ногами держать бак 3.
3. Твой враг обочина, точнее песок, камешки и всё то, что на ней валяется. При тормозе, байк несёт моментом.
4. Во время езды - колени не должны развеваться на ветру.
Как я обманул инспектора на сдаче Что бы я не делал, начинал дико волноваться на площадке, руки трясутся от перенапряжения, езда становится дёрганной, а каждая оплошность минус балл. Гайцы надо сказать не мучают и не валят, я бы сказал на оборот, максимально помогают и успокаивают, мол не нервничай, давай ещё раз и всё в этом духе. За это им отдельное спасибо, хотя толку лично для меня это мало дало. Каждый раз одно и тоже, выброс адреналина, всплеск эмоций, провал на экзамене. Пробовал успокоительные, энергетики всё мимо. Заметил, что как только этот всплеск проходит, спокойствие наступает просто удивительное, наверное про такое говорят - мёртвое. В четвёртый раз, решил попробовать, вышел, записал гайцу приветственное ФИО на камеру и только трогаться, сказал ой, я очень нервничаю, так ездить нельзя меня трясёт. Можно я 5 минут постою, пусть пока другой сдаст. И невероятно, постояв эти 5 минут, я стал совершенно спокойный, спокойно откатал всё с первого раза! Ни одной эмоции. Потом, когда сдал, конечно нахлынуло, но это потом! К тому времени, байк решил не брать, был уже октябрь, продолжил копить дальше (и не зря :))
Выбор байкаТакого не было даже с машинами. Цепь, ремень, кардан, спорт, дорожник, чоппер, эндурик, максискутер, от всего поплыла голова. Спорты сразу пошли мимо, вернее, я их отложил на потом, пока рано.
Цепь - всё хорошо, резвость, можность, но постоянный уход и смазка. Хвататет 15-30 т. км. Мимо
Ремень - нельзя ездить по песку, но во всём остальном + Разве что некоторые говорят, резвость не та, но мне она и не нужна да и ребята не ременных байках тоже стреляют будь здоров. Хватает по отзывам на 50-60 т.км. потом замена. Не звенит не дребезжит.
Кардан одни плюсы, но узнал слишком поздно.
Эндурик
http://moto.mail.ru/catalog/bmw/moto/enduro/f_800_gs/f_800_gs/f_800_gs_2012/http://moto.mail.ru/catalog/honda/moto/enduro/xl_650/xl_650_v_transalp/xl_650_v_transalp_2005/Указал просто для вида. Высокая посадка, прощает кочки и ямы, удобно управляется, но самое главное, очень удобно сидеть. Ну и конечно, разные места для всяких вещей, предназначен то он максимально для всего. Тоже мимо, удобно конечно, но громоздко и для города на мой взгляд не оптимально.
Чоппер
http://moto.mail.ru/catalog/honda/moto/chopper/vt_750/vt_750_c2b_shadow/vt_750_c2b_shadow_2012/http://moto.mail.ru/catalog/harley-davidson/moto/chopper/dyna/dyna_super_glide_custom/dyna_super_glide_custom_2012/Класс, но пока рано. Да и ставить пока некуда Стоят тоже не дёшево.
Максискутер
http://moto.mail.ru/catalog/suzuki/scooter/250/burgman_650/burgman_650_executive/burgman_650_executive_2012/Тема, точно для города, но немного не моё. Это на любителя.
Городской (Street)
http://moto.mail.ru/catalog/bmw/moto/street/f_800_r/f_800_r/f_800_r_2011/http://moto.mail.ru/catalog/ducati/moto/street/monster_796/monster_796/monster_796_2012/http://moto.mail.ru/catalog/suzuki/moto/street/sfv_650_gladius/sfv_650_gladius/sfv_650_sfv_650_a_2012/Лично для меня прямо в точку. Хотел изначально дуку, но когда сел на BMW F650CS, понял, что посадка, лёгкость, расход это то, что я искал
http://en.wikipedia.org/wiki/BMW_F650CS Мот с дизайном на любителя, не распространённый. Но мне очень нравится, а наличие ABS так вообще. Споров на счёт наличие ABS много, но лично для меня - это только ++++. Уже не раз жал в пол как говориться и если бы не ABS то унесло бы.
Вам посоветую не брать первого попавшегося, поездите, посмотрите, посидите. Если не так, спина сразу скажет. Только помните правило, упал - купил :)
P.S. Подогрев ручек рулит :)
ЗащитаВопрос нужна ли защита - однозначно да. У меня уже было пару инцидентов и следы на щитках коленей говорят о том, что если бы не они, то коленной чашечки бы у меня сейчас не было, а так же локтевого сустава и кости правого мезинца. А да, череп бы скорее всего тоже треснул, ну, или как минимум содрался бы до кости, возможно вместе с ухом. Пожалуйста, не надейтесь на чудо, все мотоциклисты падают, тем более неопытные.
Теперь немного того, что мне удалось вытянуть с байкеров про каски
Спорт, город - тут понятно, обтекаемость, закрытый подбородок
http://bikeland.ru/directory/equipment/helmets/XR-1100+Plane/Чопперы, дорожники - открытый подбородок
http://bikeland.ru/directory/equipment/helmets/MLE012030/Повторюсь, это не правило, просто так носят.
Лично я себе взял отличный на мой взгляд
шлем с Bluetooth и очками Origine Tecno (BT) Solid серебристый глянцевый в
http://motoperovo.ru/ стоит 7500. До этого (не могу не поделиться) привёз из Америки дорогущий шлем, чёрный, матовый, с очками... но его спёрли вместе с кофрой.
Перчатки и щитки на ноги - всё зависит от скорости, если ездите ~ 80-120 щитки на ноги, мотоботы (не рискуйте, видел следы падения на скорости 100 на ботах одного байкера - жуткое зрелище. Если бы не они, 2-3 пальца бы потерял. Как минимум укреплённый нос, пятка по возможности. Есть боты защитой от дождя и т.д. и т.п. Лично я выбрал вариант для возможности обычной жизни, выглядят как кеды, быстро промокают, но очень быстро сохнут
http://www.bmwcats.com/moto/accessories/76/76_0286/. Не потеют. В других мотоботах было невыносимо, 30-40 минут езды носки хоть выжимай.
Куртку взял тоже недорогую, но не из-за экономии, жарко. Кожа меньше портится и более стойко переносит падения, но синтетика продувается. Защиту усилил дополнительной пластиной на спину, не жалею. Куртка 2700, защита 1200.
Щитки на колени есть также двух видов, накидные сверху и натягивающиеся. Я брал накидные, так как переодеваться в офисе полностью не хочу. Но рубашку всё таки иметь нужно, под курткой мнётся.
Езда по дороге. Первая поездка.Тут начинается самое интересное. По дороге за байком (первая поездка) потел, думал что да как, как буду проезжать стыки на мостах, как проезжать скользкие разделители и стрелки, кочки, повороты, наклонятся или нет и ещё кучу всего. Сел, завёл, поехал, заглох. Поехал заглох. Потренировался, покружил. Бай заберал с ул. Докукина (возле ВДНХ), а в себя пришёл только на трёшке. Ощущение - класс, ничего не помню, как ехал, как тормозил, все пошло само собой. О швах и стыках тоже забылось. Помню, был максимально осторожен, не обгонял.
Дальше интересней. Пришёл в себя, стал в пробку. Постоял по привычке, понял что можно ехать дальше и началось чудо. получасовую пробку от трёшки до садового проехал за 5 минут, доехал до любимой, поревел перед магазином и поехал обратно. Надо сказать, езда на мотоцикле не похожа на езду на машине. объекты относительно тебя большее время едут медленнее, по этому решения нужно принимать моментальное. Например, я обязательно смотрю на фары, поворотники, водителя, направление переднего колеса и на фары перед ним. Оценивать приходится на 3, а то 4 машины, так как скорее всего меня не видят, не слышат. Да и вообще, мой подход к другим водителям максимально уважительный. Они не обязаны меня видеть и слышать, а ещё, они злятся когда ты едешь, а они стоят. Начинают всячески мешать. Но слава Богу, это редкость, в основном раступаются и дают проехать. Проблемы создают как не странно другие мотоциклисты, например если начинают ехать по разным полосам. Автомобилисты начинают пропускать одного, незная о том, что подрезают другого.... Или, как часто бывает, ты едешь себе едешь, а тут бах, коллега выскакивает из под машины, и нет, что бы посмотреть назад, не едет ли там кто-то, продолжает движение. Это лечится вашей внимательностью. Да и не только эта проблема, резкие повороты, песок на дороге и прочее так же должно быть вами замечено.
Как проезжать трамвайные рельсы - без набора газа, если газанёте, понесёт зад. Проезжать нужно максимально под прямым углом, так как у мотоцикла 2-е точки опоры.... Мокрые рельсы вообще зло, на них и грохнулся, ну, ещё дорожники не закладывают дыры.... в любом случае - рельсы требуют особого внимания.
Дорожная разметка - тоже зло, но как правило в дождь. Начинает скользить сразу после первых капель. Бояться не нужно, просто будьте бдительней, если понесло сбросьте газ и НЕ НАЖИМАЙТЕ ТОРМОЗ!!! Только в экстренном случае и желательно передний, предварительно сойдя с разметки передка. Скользить так же может и в сухую погоду, так что ездите по асфальту.
Песок, маслянные пятна. Самое зло. Встречаются как правило внезапно, масло ближе к центру полосы, песок по бокам. Лично я стараюсь не делать никаких резких движений, ехать не меняя траектории, и не нажимая тормоза. Ну и молясь про себя )
Дорожные работы. Почему то, наши дорожные службы не ставят никаких знаков. Для меня самое неприятное - содранный асфальт. Мот становится почти неуправляемый, начинает бросать. Если заходишь в наклоне в повороте, ощущения не самые приятные. колоса уходят в срыв практически сразу. Что делать? пока борюсь только снижением скорости максимально останавливаясь перед заездом, рулём не крутить.
Езда между машин - лично для меня, самое приятное в пробке. Сначала, поучился делать как бы восьмёрку, поворачивать наклоном. ЗАдавая себе такой режим езды, становится просто и удобно. Ближний у меня слабый, днём в пробке иду на дальнем. Подрыкиваю не сильно и только для подстраховки.
Где ставить байк?Ставлю на парковке во дворе, вечером накрываю если пасмурно. Спёрли кофр, но тут ничего не поделаешь. Можно платить по 100-150 каким нибудь охранникам.
Мотообщество. Очень приятно, когда с тобой все здороваются, если проблемы тут же подъезжают и начинают всячески помогать. Когда я упал, ни один автомобилист не остановился, все как ехали так и ехали дальше. Помог парень на скутере, собрал куски байка (поворотники, подножку, ручки) В дороге всегда машем друг другу, на трассе, на заправке, всегда приятно пообщаться. Не стесняйтесь подъезжать и заговаривать, парни, девушки, люди в возрасте, все одинаково отзывчивы и всегда встречают дружеской улыбкой.
Когда я сел за руль байка, мир вокруг меня приобрёл новые штрихи. Я понял, что скорость не даёт такой радости, как свобода, природа радует нас запахами и видом. Ветер может говорить, а езда в дождь вообще кайф. Вечером, мы с другом можем ехать не куда то, а за солнцем, хрен знает куда, но всегда по приезду хрен знает куда встречаем других байкеров. Я стал видеть своих родных и близких, у меня появилась возможность после работы съездить к бабушке в Пушкино, потом на другой конец Москвы и после этого, посидеть ещё с друзьями засветло. А о поездках на дальняк я напишу вообще отдельно, это что то невероятное.
Если вы решились попробовать, то действуйте ничего не бойтесь, а главное правило - сначала думать, потом делать ни кто не отменял :)
С Уважением Я