Сказка про интеллектуальную собственность

Apr 01, 2020 15:34

Не знаю, писал ли я об этом. Во всяком случае, собирался написать. Возможно, писал, да забыл, но это неважно, потому что тема забавна и поучительна. Речь пойдёт о литературе, авторах, о компирайте, плагиаторах и фантастах.


Read more... )

герменевтика советского образа жизни, фантастика по-советски, литературное

Leave a comment

ivanov_petrov April 1 2020, 13:44:14 UTC
Спасибо. Я помню, я читал этот рассказ где-то в 70-х. Мне интересно сопоставить ваши оценки с всё ещё помнящимися моими впечатлениями - не сегодняшними, а теми. Рассказ глупым совсем не показался, обычная серость тех времен. Ужас, но не ужас-ужас-ужас. Это по "умению рассказывать". А идея и вовсе не казалась глупой - что-то такое... антиутопия. Никто не читает - и вот какими странными методами приходится спасать великие произведения, делать их читаемыми. Методы - и с точки зрения самого автора - очень сомнительные, но цель великая. О том, что это "исповедь автора", совсем тогда не думал. Ну да, я же тогда (или и сейчас?) и был этим самым советским, который за воровство идей. Почему Гамлет или там Фауст - это исповедь, я не знаю. Кажется, предполагается иная мысль: такие произведения, великие - это прежде всего идеи. Да, способность высказать идею и то, в какие оболочки ее облечь - это авторское, но сама идея, конечно, не личная. Не больше, чем теорема есть исповедь Пифагора.

Reply

az_greshny April 10 2020, 10:07:05 UTC
Понятно.

Reply

ext_655300 April 4 2020, 11:38:25 UTC
Ну кроме того что там контекст есть и преизряднейший- разумеется нет. Ну можно нарваться на текст типа "Клуб любителей Дюма" понять что да- там бездны и бездны зевнуть закрыть... ..."Шелуха душ давно умерших людей"...

Reply

(The comment has been removed)

alexander_pavl April 2 2020, 20:24:16 UTC
Ничем не перенести. Тогда надо объяснять, почему автор называет своих дорогих современников 27 века от рождества Христова "самыми отвратительными громилами и шарлатанами" и почему у читателей это не вызывает удивления.

Reply

(The comment has been removed)

alexander_pavl April 3 2020, 06:24:17 UTC
"почему вы верите, что в 27 веке не будет громил и шарлатанов?" - Что значит "не верите"? Передо мной рассказ, описывающий идиллическое общество без конфликтов. Я об этом обществе знаю только то, что мне сообщает автор. Ни о каких громилах и речи нет, но вдруг выясняется, что ужасно популярно декадентское стихотворение о том, что это общество - дерьмо. При этом я должен догадаться о состоянии общества только в том случае, если помню полный текст стихотворения. То есть, у автора в повествовании взаимоисключающие тезисы и ни малейшего намёка на компромисс этих тезисов. Вывод - рассказ плохой, глупо написанный.

Reply

once_for_all April 4 2020, 15:15:29 UTC

Насчёт Чёрного человека не соглашусь. Стихи иногда штырят и без контекста. Просто в общей массе школьников средних классов, тех кого штырят почти не замечаешь.

Reply

urease April 1 2020, 14:10:32 UTC
Есть недавний фильм на эту тему. Герой попадает в альтернативку где Битлы вообще неизвестны. Распевает песни, радует немногочисленных таких же попаданцев

Reply

lactoriacornuta April 1 2020, 14:24:23 UTC
да,фильм Yesterday неплохо сделан.
идея хорошая,и сделан хорошо.

Reply

egh0st April 1 2020, 15:31:47 UTC
фильм неплохой, даже хороший, но для данни бойла как-то слабоват получился. Больше чисто развлекательный с гэгами.

Reply

lkazarian April 3 2020, 20:10:10 UTC
Пушкинское стихотворение "Пророк" выражает распространённую идею творцов, что их творения не им субъективно принадлежат, а ниспосылаются высшими силами, приходят через них.

Известны также отзывы, что кто-то из классиков в повседневном общении вовсе не похож на автора столь впечатляющих произведений.

Тысячелетия назад понятие авторства, так сказать, не котировалось. Скорее были тексты, которые могли перениматься и пересказываться из одной книги в другую.

Reply

alexander_pavl April 3 2020, 20:33:23 UTC
"Пушкинское стихотворение "Пророк" - Ну, во-первых, Пушкин дурак и враль, во-вторых, это не его концепция, а хитрых романтиков из Йены. Стоит ли так всерьёз воспринимать концепцию боговдохновенности? Тот же Пушкин не "пел, как птичка поёт", а исписывал гору бумаги, неделями подбирая слова и подсчитывая ударные и безударные слога на пальцах. Этого не было бы, если бы творение было ниспослано свыше.
"Известны также отзывы" - Это всегда либо враньё либо недоразуменье. Все отцы передают свои черты своим детям. Каждая более-менее объёмная книга - точный автопортрет писателя. Можно притвориться другим человеком на пару страниц. Но уже на десяток страниц - невозможно. Если же кто-то неправильно прочитал какую-то книжку и не понял её, это его, читателя, проблема.
"понятие авторства, так сказать, не котировалось" - Тогда и литературы не было в современном понимании этого слова.

Reply

ext_655300 April 4 2020, 11:42:42 UTC
..."Ну, во-первых, Пушкин дурак и враль"...
Сурово. За что Вы так его...? Вроде относительно безвредный персонаж...

Reply

alexander_pavl April 4 2020, 11:55:04 UTC
Я не говорю, что он вредный. Но Пушкин был очень глупый. Он был очень артистичный, но глупость всё портила. Все его друзья огорчались, глядя на его эскапады, которые вредили ему самому.
И практически все афоризмы, пошедшие от Пушкина в русскую культуру, это просто какая-то феерия неадекватности.

Reply

ext_655300 April 4 2020, 13:51:00 UTC
Да, так... Но что ж делать; любим мы его не за это...

Reply


Leave a comment

Up