Другой взгляд на онтологический аргумент

Aug 23, 2024 10:38


Об онтологическом аргументе Ансельма написаны бесчисленные книги и статьи, великие философы мира разделились на сторонников и противников аргумента, и на каждой стороне есть свои большие авторитеты примерно в равных количествах. Я напомню вкратце самую суть аргумента: «Бог - это по определению есть самое совершенное существо. Но то, что существует ( Read more... )

Ансельм Кентерберийский, философия, естественная теология, онтологический аргумент

Leave a comment

Comments 3

lj_frank_bot August 23 2024, 07:39:12 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Религия, Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


triglochin August 23 2024, 17:02:25 UTC
А мне кажется, что как раз "совершеннее" и устраняет эту конкретно проблему - совершенство можно раскрыть и определить различно, но оно никак не зависит от человека и его "лучше". По сути, если у человека есть понятие о совершенном, то это (Бог, перводвигатель и т.д.) совершеннее, если существует. Доказывает ли это что-нибудь - другой вопрос.

Reply

alexander_konev August 23 2024, 19:36:21 UTC

Да, возражение корректное. Можно в этом случае вернуться к исходному условию. Тогда, если мы существование чего-то или кого-то в реальности определили как его "качество" и наделили Бога "по его определению" всеми совершенствами, то задача становится тавтологией: "существующий Бог существует". Но ключевой вопрос остаётся и заключается он в том, является ли в действительности существование качеством? Эта проблема не уходит из-за того, что мы применили термин "совершеннейший" вместо "лучший", хотя и становится гораздо менее очевидной. Можно ли сказать, что реально существующая лошадь совершеннее, чем такая же по всем характеристикам, но вымышленная? Мы же в обычной нашей жизни так не скажем, потому что через понятие "совершенного" определяем качества, описывающие привходящие характеристики (акциденции) чего-то или кого-то, причём составленный список совершенств описываемого нами существа или предмета всегда будет идентичным вне зависимости от того, есть он уже в наличии или нет. Отклонение от этой обычной языковой практики в дискурсе о ( ... )

Reply


Leave a comment

Up