Однако же, его размышление над природой языка в итоге оказалось очень плодотворным для философии Сейчас почти все уже согласны с тем, что изучение употребления термина в конкретном дискурсе важнее того, есть ли его точное определение. Язык нормальный (обычный) не работает так же, как язык математики или логики, он функционирует контекстуально. Можно сказать, что значения слов размыты и не фиксированы жёстко. Теперь это понимают уже все, кто сколько-то интересовался работой языка. Но эти теории о языковых играх, конечно, могут быть и преувеличением самостоятельности языка вплоть до тезиса "ничего вне языка", что делает в принципе непонятной возможность перевода. Но с другой стороны, осознание существования проблемы перевода (что нет самоочевидности его возможности) обязано своим происхождением Витгенштейну. Кроме того, Витгенштейн был тем, кто фактически похоронил логический позитивизм (который, можно сказать, сам и породил). В общем, это интересная и значительная фигура в истории философии.
В этом отношении спора нет. Он явно оказал большое влияние на последующие поколения. Тем не менее, интересно что это произошло путем изречения отдельных афоризмов. Например, именно поэтому я никогда не мог его читать. Хотя отдельные высказывания действительно занятны. Мое любимое ниже:
'467. Я сижу в саду с философом; указывая на дерево рядом с нами, он вновь и вновь повторяет: “Я знаю, что это - дерево”. Приходит кто-то третий и слышит его, а я ему говорю: “Этот человек не сумасшедший: просто мы философствуем”.'
Comments 3
Reply
Reply
'467. Я сижу в саду с философом; указывая на дерево рядом с нами, он вновь и вновь повторяет: “Я знаю, что это - дерево”. Приходит кто-то третий и слышит его, а я ему говорю: “Этот человек не сумасшедший: просто мы философствуем”.'
Reply
Leave a comment