Средневековая схоластика, банковские проценты и Аристотель

Aug 13, 2019 20:00


Чтобы понять, почему средневековая схоластика однозначно считала взимание банковского процента тяжким грехом, надо, наверное, учесть влияние философии Аристотеля на средневековое понимание экономики. Аристотель в своих «Этиках» и «Политике» пишет о том, что деньги являются средством обмена. Это важный момент: деньги, согласно философу, играют какую ( Read more... )

социология, экономика, философия, теология, схоластика

Leave a comment

Comments 16

lj_frank_bot August 13 2019, 17:00:35 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Философия, Финансы.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


vz_z_z_hobbit August 13 2019, 17:27:36 UTC
Думаю, здесь ещё играл роль прямой запрет на это дело в Писании (Втор, 23:19).

Reply

alexander_konev August 13 2019, 17:39:26 UTC
Тоже верно. Интересно было бы также исследовать, почему брать процент в древнем Израиле было нельзя, а деньги за аренду поля можно. Как они понимали разницу между деньгами и товаром?

Reply

vz_z_z_hobbit August 13 2019, 19:22:33 UTC
Предположу, что ответы будут разные в зависимости, прежде всего, от эпохи и места. Ведь роль денег в сознании людей менялась.

Reply

alexander_konev August 13 2019, 19:30:11 UTC
Если ориентироваться на то, что писал Освальд Шпенглер в своём "Закате Европы", то это можно объяснить разницей между античной культурой (средневековую он принципиально не отличал от античной) и Новым Временем. В Новое Время деньги перестали быть субстанцией и стали силой. Это, по Шпенглеру, в науке точно соответствует переходу от аристотелевой физики к ньютоновской, а в живописи от иконы к пейзажу.

Reply


alexander_konev August 13 2019, 17:37:39 UTC
Я думаю, что мысль Аристотеля шла примерно по такому пути: поскольку стоимость денег чисто "условна", раз зависит от договорённости, то она и "не настоящая", в отличие от реального товара. Но, дело-то, кажется, в том, что договорённость в нормально действующем обществе создаёт именно "настоящую" стоимость. Мне было бы интересно услышать по этому поводу мнение экономистов, в частотности, знакомых с историей экономической мысли.

Reply


evgeniirudnyi August 13 2019, 17:54:35 UTC
С другой стороны, жизнь шла своим путем, как хорошо показывает капелла Скровеньи (Джотто). Банкиры грешили, но часть заработанных денег шло на создание церквей, чтобы замолить прегрешения. На этом пути все были при деле - люди имущие получали уверенность при переходе в мир иной, церковь получала новые и красивые церкви, художественная интеллигенция была при деле и явно не оставалась в накладе.

Reply

alexander_konev August 13 2019, 19:25:50 UTC
Всё так, но меня в данном случае интересуют причины того, что нечто, являющееся сейчас почти для всех полностью нормальным и даже необходимым, и давно не вызывающее особых вопросов у теологов, тогда считалось совершенно неприемлемым. Война, крепостное право, допущение со стороны богатых, чтобы бедные массово умирали голодной смертью - ничто из этого не вызывало такого единодушного осуждения теологов и такого сильного давления со стороны Церкви, как ростовщичество. Сейчас это кажется странным, но на то должны были быть веские причины.

Reply


livejournal August 13 2019, 18:31:26 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


Leave a comment

Up