Очень часто от верующих людей слышу такие фразы как очернение истории, пятая колонна и пр. Про нашу страну - как о покойнике: или хорошо или никак. Это на Западе разврат и порок, а у нас тут все в духовных скрепах. Посетил Рождественские чтения у нас в городе, там был доклад на пленарном заседании, основное сообщение которого было в том, какие мы аскетичные, духовные и какой ужасный и бездуховный Запад. У нас есть трудности? Ну, все это происки внешних врагов и пятой колонны!
Сейчас во время Великого поста читается пророк Исайя. И вот скажите, любил ли пророк Исайя свою страну Израиль? Был ли он патриотом? Или он был «агентом ассирийского госдепа», который только и занимался очернением отечества?
Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! (Ис.1:10)
Это обращение к правительству и народу Израиля! Почему-то пророк сравнивает с Содомом не «прогнивший Запад», а свой же собственный народ! Либерал и западник!
Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них (Ис.1:23)
Еще и коррупцию во власти обличает вместо того, чтобы поносить Обаму Синахериба - царя Ассирийского! Точно либерал! А, может, его деятельность финансирована ассирийским госдепом с целью развала Израиля?
Ну, вы представьте, что он говорит дальше, - это же оскорбление чувств верующих, покушение на народные святыни!
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис.1:11-15).
А что пророк требует от народа, к чему он призывает? В чем он видит зарок успеха и процветания страны? В национально-патриотическом подъеме, в сплочении перед лицом врага?
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис.1:15-20)
Вот в чем Исайя видит зарок процветания страны: в праведности, в добрых делах каждого ее жителя!
Пророки называют Иерусалим и Иудею блудницей!
Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы (Ис.1:21).
И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала (Иер.3:8).
Представьте, если бы сейчас кто-то сказал, что Россия или Москва как олицетворение России - проститутка? Как были бы восприняты эти слова современными патриотами? А израильские пророки могли себе это позволить, и что-то заставляет меня думать, что движимы они были при этом любовью к Богу, что для них было неотделимо от любви к своей стране, к своему народу.
Пророки почти не обличают врагов родины. Они это делают, но по сравнению с обличением Израиля делают это ничтожно мало. Их вообще мало волнует и заботит судьба других стран. Они озабочены судьбой своей, и поэтому не устают говорить про нее. Да, говорят в основном отрицательное, требуют покаяния, изменения жизни. Бердяев пишет, что национальное превозношение гораздо хуже индивидуального. И вот эта национальная гордыня менее всего свойственна пророкам. Как мы видим, она не совместима с подлинным патриотизмом, с подлинной любовью к своему Отечеству.
На актера, сыгравшего архиерея в фильме Звягинцева «Левиафан», местные православные активисты устроили гонения, хотели добиться его увольнения из самарского драмтеатра. Так как, на их взгляд, сыгранный актером архиерей, пьющий водку с мэром, вдохновляющим его на преступные дела, порочит образ церкви. Интересно, что бы сии активисты предприняли по отношению к Исайе, который писал:
Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места. А [говорят]: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]? (Ис.28:7-9)
Вообще, израильские пророки не стеснялись в выражениях, когда говорили о ситуации в стране, и делали это настойчиво и громко. И, как и сейчас, это далеко не всем нравилось. Мало кто из них умирал своей смертью, как правило, они погибали от рук патриотов, религиозных активистов и сторонников «сильного Израиля».
Вот еще один древний диссидент и либерал, очерняющий свою страну - пророк Михей.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело (Мих.7:3)
Особо хочется отметить, возможно, самого трагического и несчастного пророка Израиля - Иеремию. Он жил в годы, когда победоносное шествие по миру осуществляла огромная армия вавилонской империи. Навуходоносор приближался к стенам Израиля, вся страна была охвачена страхом и трепетом. И что делает Иеремия? Вместо того, чтобы способствовать национал-патриотическому подъему, он призывает сдаться Вавилону!
И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, - этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его. И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому". Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли. Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней. И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому? И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому"; ибо они пророчествуют вам ложь. Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, - вы и пророки ваши, пророчествующие вам (Иер.27:8-15).
Иеремия обличает и поносит не страшного фашиста и захватчика, а Израиль! Он выступает оппонентом тем пророкам, которые говорят о неминуемой победе израильтян. Пятая колонна, враг народа, антисоветчик! 100% куплен госдепом Вавилона! И его соотечественники бросают его в тюрьму. Милостью Божьей он там не умирает, хотя был обречен на голодную смерть. Что же происходит, когда захватчики входят в Израиль? Они начинают карательные акции против патриотов, а Иеремию выпускают из тюрьмы! Для всех стало очевидно, что Иеремия - мерзкий коллаборационист, и он погибает от рук выживших патриотов, пытающихся устроить антивавилонское подполье.
Центральное сообщение пророков довольно простое: Израиль уклонился от Бога, впал в идолопоклонство, следовательно, погряз в распутстве, коррупции, разврате и пр. Все бедствия, что с ним происходят, - это следствия его грехов и преступлений, в том числе преступлений против собственного народа. Иеремия обличает народ израильский, в том, что они держат в рабах своих соотечественников. Согласно Закону каждые семь лет нужно было отпускать рабов евреев (которые попадали в рабство, как правило, из-за долгов) на волю, а каждые пятьдесят прощать все долги и отдавать взятое в счет долга чужое имущество! Но ничего этого не соблюдалось в Израиле, и евреи творили преступления против своего же народа.
А какие бы мы тексты получили, если бы пророки писали в духе некоторых современных православных активистов? Думаю, что содержание было бы следующим: восхваление Израиля, воспоминание всех его великих военных достижений прошлого, жуткая ругань и обличение врагов и пятой колонны! Наверное, такие тексты тоже были, но они до нас, к сожалению (или к счастью), не дошли.
Не так говорили пророки, они призывали к покаянию, к покаянию, как личному, так и всего народа Божьего. Сейчас же в нашем обществе и церкви мы очень мало слышим призывов к покаянию. Наоборот, какое-то духовное самодовольство и гордыня! Мы самые лучшие, мы самые правильные, только потому, что называемся православные! Мы хорошие, они плохие!
В Евангелии Господь, предсказывая в духе древних пророков Израиля захват и разорение страны, не призывает начинать всем осваивать азы самообороны, а говорит бежать при первых признаках войны.
Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мар.13:14).
И мы знаем, что так и произошло в истории. Во время иудейского восстания 66-70 годов христиане оставили Иерусалим, не присоединились к национально-освободительной войне, что и стало одной из главных причиной нелюбви иудеев к христианам, что в конце концов закончилось полным разрывом с синагогой в начале второго века.
Мы знаем, что во времена Иисуса многие видели цель жизни Израиля в политической и военной борьбе против завоевателей, свержении иноземного гнета. И от Иисуса как от Мессии все ждали именно этого, даже Его ученики. По одной из версий Иуда первый, кто понял, что Иисус действительно хочет идти на крест и не собирается начинать национально-освободительное движение, именно поэтому он предал Иисуса, посчитав, что тот обманул его надежды и чаяния.
Можно ли Христа назвать патриотом? Думаю, что человека, который плачет о судьбе своего народа, своей страны вполне можно назвать таковым.
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Матф.23:37)
Христос хотел спасти весь мир, но прежде всего свою Родину - Израиль.
А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Матф.10:6). При этом Он не создавал отряды самообороны, не занимался с учениками рукопашным боем и пр. Он служил Своему Богу и стране проповедью и делами милосердия.
Мы видим, что Писание показывает нам два пути, по которому может идти народ Божий, церковь, общество. Первый путь - это путь национальный гордыни и превозношения, чувства собственной исключительности и величия, которое сочетается со множеством пороков и грехов. Любое же обличение этих пороков и грехов воспринимается как оскорбление, очернение и антинародная деятельность.
И есть другой путь. Это путь смирения и послушания перед Богом, которые только по-настоящему и делают человека свободным. Это освобождение и очищение через покаяние. Это милосердное отношение ко всем, в том числе и врагам.
Как показывает история, представители второго пути часто становятся жертвами последователей первого. И главная Жертва тут Иисус, распятый как богохульник и кощунник иудеями и как бунтовщик римлянами. Нам предстоит выбрать на каком мы пути. Думаю, Великий пост - самое подходящее для этого время.