Опубликовано здесь:
http://gazetakifa.ru/content/view/4943/203/На Западе среди харизматических церквей в XX веке появилось движение «теология процветания». Суть этого движения сводилась к тому, что Бог любит всякого и любому будет помогать устраиваться в этой жизни. Степень земного благополучия - свидетельство благословения Божьего. Понятно, что эту концепцию можно назвать христианской с большой натяжкой. В ней нет места Кресту. Антоний Сурожский в подобном случае говорил: «Дай нам, Господи, Воскресение, а Крест оставь себе». В Англии, где служил владыка, есть такое выражение 'Sunday Christians' (Воскресные христиане). Это люди, которые свою веру выражают, главным образом, в ежевоскресном посещении богослужения. Но только ли в Англии мы найдем таких?
У нас в Русской православной церкви часто так бывает, что человек, обретя какую-то форму религиозной жизни, которая, как правило, выражается в еженедельном посещении богослужения, регулярном или нерегулярном участии в Таинствах, на этом и останавливается. Он считает, что все самое главное уже исполняет. В православной традиции не принято говорить: «Я спасен!» Но на деле многие ведут себя так как - будто спасение действительно у них в кармане. Есть хорошая работа, семья и какая-то духовная жизнь. Они могут периодически оказывать помощь храму и принимать участие в благотворительных проектах. Главное, чтобы все это не в ущерб фокусу жизни, где чаще всего находятся работа и семья. Каждое лето такие люди могут ездить по святым местам и в монастыри, собирая там освященные сухарики, воду, окунаясь в святые источники. Иногда недельку другую живут в качестве монастырских трудников. «Воскресные христиане» очень любят опытных священников и старцев. Правда, к ним обычно обращаются не по духовным вопросам, а по бытовым: жениться или не жениться, продавать квартиру или нет, куда лучше сына отдать учиться, что делать, если на работе худо. В одной передаче по каналу «Союз» было интервью с какой-то женщиной про современного старца. Она его расхваливала за то, что после общения с ним все дочери удачно вышли замуж!
Надо заметить, что "Sunday Christians" все делают только по благословению. Едут ли в отпуск, делают ли какую-то важную покупку, обычно перед этим подходят под благословение. Но благословение в данном случае подразумевает не испрашивание совета. Обычно уже все решено, благословение тут воспринимается как некая благодатная санкция.
Такие люди чаще всего не читают Писание, не понимают его во время чтения на службе. Всю основную духовную литературу они прочитали в первое время, когда только начинали свою церковную жизнь, когда было благодатное возбуждение, горение. Теперь если что-то и читают, то крайне редко. Конечно, есть те кто читает много. Но их знания обычно довольно поверхностны, фрагментарны и используются не в жизни, а на различных православных форумах в бесконечных спорах на тему: "кто православнее".
При этом происходит канонизация форм. Люди годами ходят на богослужение и ничего не понимают (или думают, что понимают), но попробуй что-то изменить в привычной для них форме, и они посчитают это за посягательство на суть их веры. Думаю, это можно объяснить. При отсутствии внутреннего содержания человек пытается это компенсировать внешним. Внешнее, форма и есть гарант его «православности». А убери это внешнее, что останется? Понятно, что всем этим человек очень надежно защищает себя как от ближних так и от Бога. Если на таком приходе появляется священник или мирянин, который начинает призывать к жизни по Евангелию, к тому чтобы пробиться к смыслам веры, к сути, к живому Богу, то горе такому человеку. Такие люди могут быть восприняты приходом крайне негативно, они будут обвинены в покушении на чистоту веры. И это будет правда. Такие люди действительно покушаются на веру, но не на православную, а на несколько другую... Протопресвитер Александр Шмеман в своих дневниках пишет по этому поводу. «Вот почему так боялись старообрядцы "книжной справы": в сущности, от безверия. В расколе - меньше всего Христа. Чтобы найти Христа, русский человек выходит из Церкви в "секту", но очень скоро и ее превращает в "старообрядчество"... (о. Александр Шмеман, «Дневники»).
В «воскресных христианах» живет голос потребительского общества. Людям хватает номинального знакомства, все общение сводится к «с праздником», «спаси Господи», «Ангела Хранителя». Может не быть вообще никаких отношений, прихожане по несколько лет стоят рядом в храме и у них даже мысли не возникнет, что можно познакомиться. Очень распространено мнение, что спасение - это сугубо индивидуальное дело. При этом люди могут годами посещать воскресную школу для взрослых, богословские курсы, даже закончить заочно православный ВУЗ, но это, как правило, ничего не меняет.
Единственное, что может объединить таких верующих - это общий враг! Вот тут люди быстро собираются. Это могут быть еретики, сектанты, ювенальная юстиция. На собирание против кого-то пока только и хватает сил.
В последнее время заговорили о феномене расцерковления. Кажется, что чаще всего расцерковляются не самые теплохладные и поверхностные верующие, а наоборот самые искренние и горячие. Человек, ищущий отношений с живым Богом, попадающий в существующую парадигму «воскресных христиан» начинает духовно умирать. Он не может принять форму без содержания. Но часто на свои вопрошания он получает обвинение в гордыне, отсутствии смирения. И такие люди уходят. Иногда в никуда, иногда в другие церкви.
Все вышеописанное, конечно же, с одной стороны, является обобщением, с другой - затронута только верхушку айсберга, именуемого «жизнь в православной церкви сегодня». Есть, слава Богу, еще в нашей церкви и живые приходы, общины, священники. Все это есть. Вера живет в церкви и Господь действует. Но, к сожалению, это не является мейнстримом. Понятно, что никогда не будут все одинаково гореть, одинаково стремится к Богу и ближнему. Но в церкви должна быть какая-то критическая масса, которая обеспечивает качество церковной жизни, при всех ее остальных эмпирических недостатках - такая малая закваска.
Позиция, когда этого не замечают - это позиция антицерковная. Сознательно или подсознательно, но анти. Тут не приходится говорить о каких-то внешних реформах и изменениях. Нужно говорить о «реформе» сердец человеческих. Поэтому когда начинают обвинять в том, что вот, мол, вы хотите менять церковь, а надо самими собой заниматься, себя менять! Я с этим полностью соглашаюсь, что надо начинать с себя. Об этом и речь! Потому что мы - это и есть церковь, и церковь такая, какие ее члены.