Способ производства

Dec 18, 2008 00:30

По поводу выссказываний М.Филиппова (у Архангельского? А нет ли видео в сети?) в журнале Андрея Бархина развернулась дискуссия. По поводу того, что модернистская архитектура вовсе и не архитектура, а типа дизайн, а настоящая архитектура это вечное, связь с историей и т.п.

Архитектура = среда обитания человека, исходя из этой формулировки совершенно безразлично, какими средствами достигается ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ (согласен с тезисом оппонента) эффект, как среда делается комфортной (в т.ч. визуально).

Дизайн же в буквальном переводе = проектирование и применение этого термина по отношению к архитектуре связано с появлением в строительстве нового способа производства - индустриального.

Дело в том, что в принципе существует три способа производства чего угодно - кустарный, индустриальный (он же массовый) и постиндустриальный, называемый также дифференцированным. В западной экономической прессе он описан в конце 60-х гг.

В строительстве дольше, чем в иных сферах, господствовал кустарный способ производства. Он заключается в том, что каждое изделие, будь то дом, стул, нож, ботинок изготавливался индивидуально для конкретного владельца и уже благодаря этому являлся произведением искусства (качество искусства не оцениваем - оно может быть разным). Появление же индустриального способа производства в строительстве было связано именно с модернистской архитектурой и утверждением догмата проекта по отношению к самому акту строительства (откуда и родилось понятие design - прежде всего как industrial design - проект для массового воспроизведения). Соответственно, панельные здания, очевидно, должны были быть продуктом дизайна и подход к ним с традиционными архитектурными принципами был очевидной ошибкой, во многом определившим историческую неудачу этого типа застройки. Немодернистские попытки индустриализации КПД (от Жолтовского до Бофилла) дали не менее чудовищный результат. Чисто дизайнерский подход возможно привел бы к более успешным (и более гуманным) итогам.

Но Бог с ним, с индустриальным производством. Поговорим о нынешнем времени и о соответствующем ему способе производства - дифференцированном.
Если для индустриального (массового) производства важны сходства в потребностях, то дифференцированное обыгрывает различия - разные вкусы, разные финансовые возможности и т.д. Но это не возврат к кустарному производству, а вариабельность решений - т.е. из множества элементов заводского изготовления изготавливаются абсолютно различные, соответствующие индивидуальным потребностям заказчика, свойствам места здания. У Фостера здания строятся именно по этому принципу. Подозреваю, что у Гери тоже.

Проект, кстати, здесь оказывается еще более важным, чем в индустриальном производстве, поскольку определяет теперь уже не общие, а индивидуальные качества объекта.

Возможно ли, чтобы классика вписалась в постиндустриальный способ строительства?Сильно сомневаюсь. В индустриальный точно не вписывается (стройные ряды палладианских вилл "Монолита" созерцать ничуть не приятней, чем такие же ряды хрущевок в микрорайонах). Классика всё же штучный, кустарный товар, и в этом смысле, конечно, искусство а не дизайн. Проект здесь не столь важен, сколь постройка.

http://a-barhin.livejournal.com/426228.html?thread=1713652#t1713652

мои тексты, дискуссии, стиль, архи

Previous post Next post
Up