Leave a comment

Comments 13

sibariana January 30 2017, 05:18:45 UTC
э-э... проблема отождествления наших современников с предками во время Гражданской не так проста и не только относится к совку.
Уже было отмечено, что в годы застоя среднеститисический советский человек не считал своими предками крестьян (90% населения РИ), хотя имел еще живых бабок и дедов из самых настоящих крестьян. Советская культура воссоздавала дворянские традиции и как-то по умолчанию население, особенно интеллигентное, счтало, что происходит от тогдашних интеллигентов.
А уж в последние четверть века бабки повымерли окончательно и мода на голубокровных предков приобрела характер аксиомы. Причем даже среди этнических потомков героев вашего рассказа.
Так что мало кто на самом деле захочет узнать, как реагировало крестьянство на большевиков - нет ни памяти поколений, ни тяги к изучению настоящего положения.

Reply

alexa_bell January 30 2017, 08:37:03 UTC
Тут Вы, конечно, правы. Во-первых, по школьной программе на уроках литературы мы изучали произведения дворянских писателей, во-вторых, когда после окончания школы молодёжь ехала в город, то старались как можно быстрее избавиться от черт деревенщины, чтобы не слышать в свой адрес презрительное:"Колхоз!", а в-третьих, так сложидось, что у русских нет традиции знать хоть что-то минимальное о своих предках. Я тут недавно у своих троюродных сестёр, обеим уже далеко за шестьдесят, пытался выяснить имя их бабушки по материнской линии. В результате выяснилось, что они не знают и его, и имя бабушки по отцовской линии. Комментарии, как говорится, излишни!

Reply

sibariana January 30 2017, 16:31:15 UTC
Ну, традиция помнить предков явно была, потому что родословная имеет практическое применение: когда и при ком данная семья владела тем или иным покосом, выпасом и прочими угодьями. К этим сведениям можно апеллировать в хозяйственных спорах.
При переходе на «неисторичное» советское мировоззрение, да ещё с массовой сменой образа жизни эти сведения оказались лишними.
Это была реальная мина, подложенная под СССР и вызвавшая развал с трагическим последствиями.
Последствия дают знать и сейчас: утрачен критерий, что правильно и что неправильно. Правильно - в интересах большинства населения. Сто лет назад - в интересах крестьян. Сейчас - в интересах остатков среднего класса.
Но если большинство населения отождествляют себя с дореволюционными господами, а сейчас - с торгашами, то трудно оценить, что хорошо и что плохо...

Reply


evmeny January 30 2017, 05:51:12 UTC
Отлично! Вот еще немного о тяжелых буднях изымателей хлеба венгерской интернациональности:
"В марте 1921 года у нас произошел трагический случай. Однажды, когда один из наших составов прибыл на станцию Ишим, что на Урале, на ней собралась огромная толпа народу. Местные кулаки спровоцировали жителей против продотрядовцев. Мятежники обезоружили охрану станции, а затем обезумевшая толпа бросилась к эшелону с хлебом. Их первой жертвой стал машинист паровоза. Охранники мужественно отстаивали хлеб, пока не кончились патроны. Все двенадцать человек, сопровождавшие эшелон, погибли. Зерно, разумеется, мятежники разграбили. Но вскоре на станцию прибыла подмога, и порядок был восстановлен. В память погибших товарищей позже была установлена мемориальная доска с надписью: «Героям-интернационалистам, [221] павшим на продовольственном фронте. Ишим. Март 1921 года». http://militera.lib.ru/memo/other/garashin_r/08.html Видимо, тут есть неточности, но все равно

Reply

alexa_bell January 30 2017, 08:38:45 UTC
Этот случай мне знаком, где-то я читал это. Не помню, у Шишкина?

Reply


evmeny January 30 2017, 06:11:39 UTC
Эту историю с венграми мы не так давно меж собой обсуждали и сошлись, что в ней есть некоторые неточности с официальной линией. Но что интересно, на станции Ишим есть памятник венграм-интернационалистам датированный 1919 годом. Есть и на старом кладбище захоронение жертв 1921 года. Видимо, столкновения с крестьянами имели место и до восстания 1921 года, которое случилось из-за "семенной" разверстки, когда стали выгребать последнее, семенное, зерно. Или мы еще чего-то не знаем


... )

Reply

alexa_bell January 30 2017, 08:43:14 UTC
Часть военнопленных из числа венгров и австрийцев не вступили в 1918 году в первый период Советской власти в Красную Гвардию, поэтому они оставались по-прежнему в лагерях военнопленных. При белых большевики именно на них во многом делали ставку, готовя вооружённые выступления против Колчака. Так было в Омске и других городах. За точность не ручаюсь, но, кажется, какое-то количество военнопленных содержалось в том числе и в Ишиме.

Reply

evmeny January 30 2017, 08:47:24 UTC
Это да, но я пытался соотнести эти два случая: продотряд венгров из Москвы и могилу на станции. Там, в книге, выше ясно написано, что военнопленных из Сибири сконцентрировали в Москве, а потом из их числа сформировали отряд и снова направили в Сибирь отбирать хлеб.

Reply

alexa_bell January 30 2017, 12:18:51 UTC
Со многими захоронениями на сегодня вообще история довольно тёмная. В том смысле, что многие надписи на обелисках появились значительно позже, когда сведения о захороненных лицах были уже утрачены. Поэтому нынешние надписи зачастую грешат серьёзными ошибками. К информации по поводу отрядов интернационалистов в конце 1920-начале 1921 годов, в отличие от 1918, я бы подходил с чрезвычайной осторожностью.

Reply


evmeny January 30 2017, 06:20:00 UTC
Вот могила на старом кладбище, но здесь венгры не упоминаются. Видимо, это погибшие в ходе боёв. В самом центре города, за памятником Ленина, тоже есть коммунистический некрополь.


... )

Reply


ext_1230374 October 11 2017, 08:22:10 UTC
Там, на памятнике, есть еще очень характерный "красноармец" Чин-Лин. Вообще по памятнику складывается впечатление, что в Сибирь просто ворвалась интернациональная толпа чужеземных завоевателей, грабившая и убивавшая без разбору, пользуясь беззащитностью местных.

Reply


Leave a comment

Up