Лица белого Омска: Ауслендер Сергей Абрамович

Apr 05, 2017 10:39




Ещё одна столичная знаменитость начала XX века - Сергей Ауслендер. В феврале 1922 года "Новая русская книга" напечатала следующие биографические сведения об Ауслендере:"... В 1918-19гг. жил в Омске. Был одним из руководителей газеты "Сибирская речь", участвовал в литературных вечерах и собеседованиях. Написал брошюру "Адмирал Колчак" и роман "Видения жизни"; часть романа печаталась в фельетонах "Сибирской речи". Перед самой сдачей Омска советским войскам он выехал на лошадях - дальнейшая судьба его неизвестна".
Вряд ли Ауслендер, как раз появившийся в Москве, испытал удовольствие, узнав об этой публикации. Дело осложнялось тем, что Сергей Абрамович не просто всю Гражданскую войну провёл в Омске, написал эту брошюру и печатался в кадетской "Сибирской речи". Затрудняюсь подобрать какой-то один термин, обозначающий положение Ауслендера при адмирале А.В.Колчаке. Что-то вроде руководителя пресс-службы. То есть он всегда и везде сопровождал Верховного Правителя и лично писал для газет отчёты о поездках и встречах адмирала. Злые языки утверждали, что богатую соболью шубу Сергей Абрамович получил в подарок именно от Колчака за написание текстов его речей. Так ли это было на самом деле, не берусь утверждать. Но то, что он выполнял не за страх, а за совесть должность "придворного летописца" при Верховном Правителе - это правда. Даже спустя полвека (и четверть века после его смерти) исследователи литературы Сибири с несколько запоздалым гневом припоминали, что Ауслендер "был неизменным украшением" в придворной свите адмирала на всех торжественных приёмах и званых обедах и слишком много печатался при Колчаке.








(http://litmuseum.omskportal.ru/index.php/ru/serebryanyj-vek?id=151)

Вернувшись в 1922 году из Сибири в Москву, Ауслендер активно включается в литературную деятельность столицы. Здесь он становится постоянным участником литературного объединения "Зелёная лампа". Много пишет. В основном для юношества на историко-революционные темы:"Дни боевые", "За волю народную", "Первые грозы", "Пугачёвщина". В 1928 году Московское товарищество писателей издаёт его "Собрание сочинений" в 7 томах (том 6 не был издан). Дружит с самим председателем ОГПУ СССР Менжинским. Но резко меняется обстановка в стране. В тридцатые годы Ауслендер практически не печатается.



Ещё "в середине 1920 г. начальник секретно-оперативного отдела ВЧК М. И. Лацис передал в секретариат председателя Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкого материалы об антисоветской деятельности партии социалистов-революционеров. Среди них была и небольшая брошюра, написанная С. А. Ауслендером и изданная в Омске в 1918 г. Называлась она "Печальные воспоминания (о большевиках)". Вот что Ауслендер писал в ней о Ленине: "Он проделывает свой ужасный опыт над Россией, он вонзает свой не вполне искусный ланцет в живое тело. Может быть, опыт не вполне будет удачен, может быть, пациент умрет, но разве это важно - важно проверить математическую формулу. Миллионы гибнущих для него - только кролики, глупые, бессмысленные кролики, для того и созданные, чтобы их можно было перерезать, даже не усыпляя хлороформом". А вот его рассуждение о Колчаке: "Мы знали много храбрых и безупречных воинов, которые хорошо умели сражаться и умирать, но которым государственные вопросы были чужды, которые многого при всей доброй воле не могли понять и почувствовать. Верховный правитель совместил в себе многое: он не только твердый воин, так хорошо понимающий, что нужно в эти часы решительной борьбы, он также ученый, привыкший свой ум направлять на области разносторонние; ему не впервые пришлось подходить к вопросам общегосударственной и политической жизни; как моряк он многое видел и познал не только из книг, а в жизни различных стран. Все это дало ему широту мысли, не затемненной предвзятыми партийными и теоретическими программами, мысли, согретой пламенной любовью к России, за которую столько раз он готов был умереть, принимая участие в боях". Поэтому до сих пор исследователи его творчества задаются вопросом:"Каким образом после таких слов Ауслендер смог вернуться в Москву и остаться в живых - остается самой большой загадкой в биографии писателя" (http://magazines.russ.ru/km/2006/3/bu19.html).
Заведующего литературной частью Театра Юного Зрителя Ауслендера Сергея Абрамовича арестовали 22 октября 1937 года по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Виновным он себя не признал. Тройкой при УНКВД по Московской области 9 декабря 1937 года приговорён к высшей мере социальной защиты - расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года. Был захоронен на Бутовском полигоне в Московской области. В послесталинские времена родственникам сообщили, что Ауслендер Сергей Абрамович "умер от прободение язвы в 1943 году в местах лишения свободы".


Дореволюционный Омск

Я бы хотел ещё остановиться на двух фактах непростой биографии Сергея Абрамовича. Во многих изданиях указывается, что по национальности он был еврей. Это не совсем так или только отчасти так. Действительно, его отец Абрам Яковлевич Ауслендер был евреем. Но вот мать Варвара Алексеевна была русская. Дворянка. Её девичья фамилия - Кузмина. Поэтому с этим всё ясно. Интереснее другое и оно самым неожиданным образом снова затрагивает Омск, точнее, Омскую область. До сих пор никто не знает точной даты рождения Сергея Абрамовича (1886 или 1888) и места рождения (С-Петербург или Сибирь). Но Сибирь огромна, поэтому следовало бы несколько сузить поиски. Возможно ли это? Вполне. Известно, что Абрам Яковлевич Ауслендер скончался вскоре после рождения сына Сергея, находясь в сибирской ссылке. И не просто в какой-то неизвестной сибирской ссылке, а в вполне конкретном населённом пункте - городе Тюкалинске Тобольской губернии. Таким образом, вполне может соответствовать истине версия, что Сергей Абрамович Ауслендер родился в городе Тюкалинске нынешней Омской области. Получается, он свой, сибиряк.

Гражданская война, Омск, Ауслендер Сергей Абрамович, Тюкалинск

Previous post Next post
Up