Несбывшаяся Россия адмирала Колчака (Начало)

Feb 05, 2020 20:44




Я думаю, что выражение "Время идёт", в корне неверно. Время не идёт, время летит. В этом я убедился, когда увидел свою собственную статью "Несбывшаяся Россия адмирала Колчака", которая была написана мною четверть века назад и опубликована в журнале "Земля Сибирская, Дальневосточная" за 1995 год в номере 6. В немного изменённом виде тогда же она была напечатана в "Русском вестнике". Я был одним из первых, кто начал процесс изучения "Колчакиады" в нашей стране.

Прошли годы и сейчас уже вышли десятки и десятки книг, посвящённых расстрелянному Адмиралу. Но социальные сети интернета нет-нет да и взвихрит очередной вброс нынешних противников Верховного Правителя. При этом, как обычно бывает, никто из них ничего толком не знает ни о самом Александре Васильевиче, ни о структуре его власти, ни о его целях. Оперируя информацией, почерпнутой из баснословия советских пропагандистов, они продолжают талдычить, как священные мантры, несусветную чушь.

Поэтому, учитывая поголовное невежество современных обличителей адмирала Колчака, не имеющих даже поверхностных знаний о том, что происходило в Сибири в годы Гражданской войны, и чтобы избавить себя от очередной "дискуссии" с ними на колчаковскую тему, я решил снова, теперь в ЖЖ, воспроизвести свою статью, не внося в неё ни единого исправления или дополнения. Прошедшие годы и появившиеся за это время публикации только подтвердили те мои выводы, которые были получены не из школьных учебников истории или художественных книг, а непосредственно из первоисточников 1918-1920 гг.

х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х

Это случилось несколько лет назад. Только что в омской городской газете напечатали мою большую статью о сибирских областниках - "Дело об отделении Сибири". По задумкам это был краткий черновой вариант, точнее - конспект будущей обширной работы. Теперь нужно было надолго засесть в архиве. Но здесь сразу всё пошло как-то наперекосяк: даже само следственное дело долго не могли найти. Наконец-то вроде бы обнаружили и обещали выдать. Но, когда я в морозный зимний день через полгорода в очередной раз добрался до архива, мне вежливо сообщили, что выдать дело не могут: оно просто-напросто не подшито. Предложили зайти через несколько дней. Жаль было терять потраченное время, и я попросил газеты "белого" Омска.

Листал и листал эти пожелтевшие страницы, вчитываясь в расплывшиеся буквы шрифта. На моём столе официальный "Правительственный вестник" сменялся полуоппозиционной "Зарёй". За ней следовала правительственная "Русская армия" и катанаевский казачий "Иртыш", кадетская "Сибирская речь" и просоциалистическая "Наша заря". Я забыл об областниках и их следственном деле. Передо мной развёртывалась многоцветная летопись трагедии белого Омска: восторги побед и горечь поражений, закулисная возня союзников и провокационная деятельность самозваных атаманов, бескорыстное самопожертвование патриотов и низкие истины финансовых спекуляций безродных дельцов, высокие замыслы власти и липкие паутины интриг.

Открывал ещё одну "терра инкогнита" - землю неизведанную русской истории. А в центре её стояло одно имя - адмирал Колчак! Было желание понять - кто же прав в затянувшемся на семьдесят лет споре? Может быть, согласиться с десятками книг-близнецов с однотипными названиями "Удар по Колчаку", "Разгром Колчака", "Крах Колчака"? Но они отличались друг от друга только фамилиями авторов, но отнюдь не по содержанию и цитируемым источникам. Это было добросовестное выполнение указания В.Ленина:"... разъяснить, развить, доказать эти три пункта, что Деникин и Колчак 1) монархисты; 2) громят евреев; 3) восстановляют землевладение помещиков, вводят выкуп для крестьян".

Но, с другой стороны, на чаше весов лежали пронзительные воспоминания Анны Тимиревой, пронесшей любовь к Александру Колчаку через тюрьмы и ссылки. Болью обжигали её стихи:
Полвека не могу принять -
Ничем нельзя помочь -
И всё уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
Но если я ещё жива
Наперекор судьбе,
То только, как любовь твоя
И память о тебе.

Да, вспомнились слова из семистраничного очерка "Адмирал Колчак", написанного в далёком желтолицем Харбине Всеволодом Ивановым:"Для преодоления революции нужна была совесть, а совести-то и не было. Ни в красном, ни в белом стане. Совесть была только в одном адмирале Колчаке".

Но спор нельзя решить, основываясь только на эмоциях. Нужны были факты. А факты поведали о многом.

Вот народные комиссары И.Сталин и Ф.Дзержинский докладывают 19 февраля 1919 года В.Ленину из Вятки, где они проводили расследование обстоятельств сдачи Перми белым войскам:"Сдались в плен два полка: 1-й Советский и полк матросов из Питера... Причина перехода к противнику - контрреволюционность полков". Но не объяснишь это, как позже Кронштадтский мятеж 1921 года, тем, что-де "краса и гордость революции" матросы-балтийцы ушли на фронты гражданской войны, а на смену им были мобилизованы политически отсталые выходцы из деревни. Нет! В докладе народных комиссаров как раз речь идёт о революционных полках формирования 1918 года. И в полном составе добровольно перешли на сторону своего бывшего командира-балтийца Александра Колчака!

А если вспомнить широко известные кадры психической атаки из фильма "Чапаев", когда в страшном молчании на красные цепи шагают знаменитые "каппелевцы". Всё здесь исторически верно, лишь за малым исключением. Не было на их плечах золотых погон - это была дивизия ижевских пролетариев с оборонных заводов. Вот что писал о них в своём дневнике 21 августа 1919 года военный министр Омского правительства Алексей Будберг:"Ижевская дивизия резко выделяется на всём фронте по своему составу; она образовалась исключительно из ижевских рабочих; такой состав придаёт ей редкую однородность. Все говорят, что это исключительная по боевому достоинству дивизия".

Ижевские рабочие свой выбор сделали тоже в пользу Колчака. Именно эта дивизия через снега и морозы пробивалась мимо Иркутска в феврале 1920 года, неся на руках умирающего Владимира Каппеля. Через Манчжурию дивизия ушла в Приморье, и большевистские агитаторы, как пишут очевидцы, не смели показываться в их казармах даже в 1922 году. Но и большевики платили ижевцам тем же. По свидетельству комиссара 27-й Омской дивизии А.Кучкина, взятых в плен ижевцев большевики расстреливали как "предателей своего класса". Страшные факты! Не так-то просто всё было в гражданскую войну. И далеко не однозначна фигура Верховного правителя России адмирала Колчака...

18 ноября 1918 года в результате военного переворота в Омске прекратила своё существование проэсеровская Директория. После длительного совещания и последовавшего за ним голосования (!) Совет Министров постановил:"Передать временно осуществление Верховной государственной власти адмиралу Александру Васильевичу Колчаку, присвоив ему наименование Верховного правителя".

В этот же день адмирал обратился к населению с кратким программным воззванием:"Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевизмом и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашённые по всему миру".

Эта краткая программа, опубликованная в газетах под названием "Крест власти", была развита и детально изложена 28 ноября 1918 года на встрече Верховного правителя с представителями печати. Именно здесь адмирал впервые подробно высказал мотивы, побудившие его принять Верховную власть, а также и свой взгляд на задачи этой власти. Он начал свою речь с заявления:"Я не искал власти и не стремился к ней; но, любя Родину, я не смел отказаться, когда интересы России потребовали, чтобы я встал во главе Правления". Необходимость этого шага была, по его мнению, "мотивирована тяжким положением государства и необходимостью сосредоточить всю власть и военную, и гражданскую в руках одного лица".

Не оставил адмирал без внимания и обвинение его в диктаторстве:"Пусть меня называют диктатором. Пусть так, я не боюсь этого слова и помню, что диктатура с древнейших времён была учреждением в республиканских руках. Как Сенат древнего Рима в тяжкие минуты государства назначал диктатора, так Совет Министров Российского государства в тягчайшую из тяжких минут государственной жизни назначил меня Верховным правителем".

Действительно ли А.В.Колчак был диктатором, то есть неограниченным самодержцем, лишь временно скрываясь за титулом Верховного правителя, как поторопились сразу же объявить эсеровские публицисты и как до последнего дня продолжают утверждать советские (коммунистические) историки? А может, его власть имела чётко установленные рамки?

Существуют документы, дающие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. В июле 1919 года от Деникина в Омск приехали видные представители кадетского "Национального центра" Червен-Водали, Волков и Бурышкин. При этом, как сообщал член Омского правительства Г.Гинс:"Все три "гостя с юга" были удивлены, когда узнали, что в Сибири установлена диктатура не чистого типа, что адмирал разделяет Верховную власть с Советом Министров".

Оказывается, в первый день переворота 18 ноября 1918 года Совет Министров утвердил "Положение о временном устройстве государственной власти в России", неофициально именуемое "малой" или "временной" Конституцией. Согласно статье 1-й данного акта власть Верховного правителя вручалась временно!

Сам адмирал предполагал осуществлять государственную власть до момента созыва Национального собрания учредительного характера, о чём он официально заявил странам Антанты в ответ на их ноту:"Я принял власть и не намерен удержать её ни на один день дольше, чем это требуется благом страны. В день окончательного разгрома большевиков моей первой заботой будет назначение выборов в Учредительное собрание... Признавая себя ответственным перед этим Учредительным собранием, я передам ему всю власть".

Кроме того, пункт 6 "временной" Конституции недвусмысленно фиксировал возможность отстранения Верховного правителя от власти соответствующим решением Совета Министров. Это была правовая гарантия на случай попытки узурпации власти со стороны Верховного правителя, предусмотренная опытными юристами, входившими в состав Совета Министров, - Вологодским, Тельбергом, Гинсом, Михайловым и др.

Именно этим пунктом воспользовались деятели кадетской партии, когда в Иркутске сформировали однопартийный Совет Министров. Они предъявили Верховному правителю ультимативное требование об отставке. Адмирал вынужден был 5 января 1920 года в Нижнеудинске подписать указ о своём уходе с поста Верховного правителя. Попыток удержать за собой власть Колчак не предпринял.

В то же время Верховный правитель не имел права отстранить в полном составе или распустить Совет Министров. А законопроекты он мог утвердить только после одобрения их Советом Министров. Как видим, адмирал Колчак не имел неограниченной власти. Его правовой статус - это совокупность прав главы исполнительной власти и главнокомандующего, т.е. то, что во всём мире соответствует обычно правовому положению президента. Единственное отличие заключалось в том, что эта власть не имела в своей структуре представительных законодательных учреждений и вынуждена была сама - в лице Верховного правителя и Совета Министров - осуществлять законодательную деятельность.

Но Верховная власть явно осознавала этот недостаток и стремилась принять меры к его исправлению. Здесь мы подошли к очень важному моменту - к попытке Российского правительства адмирала Колчака сформировать представительные учреждения. В принятых 18 ноября 1918 года актах ничего не говорилось о представительных учреждениях. Но уже 28 ноября в упоминаемой нами беседе с журналистами адмирал заявил:"Раз будут созданы нормальные условия жизни, раз в стране будут царить законность и порядок, тогда возможно будет приступить и к созыву Национального собрания, где народ в лице своих полномочных представителей установит формы государственного правления, соответствующие национальным интересам России".

Через некоторое время последовало официальное подтверждение о стремлении Верховной власти к решению данного вопроса. 12 января 1919 года было принято заявление "От Российского правительства", подписанное всем его составом, где говорилось:"Лишённое возможности проводить законы через народное представительство, оно стремится, однако, подготовить страну к выборам во всероссийское Национальное собрание и в ближайшее время созовёт комиссию для разработки соответствующего положения".

В июне 1919 года, отвечая руководителям Антанты на их ноту от 26 мая, А.В.Колчак сообщил:"Ныне спешно работает комиссия по подготовке выборов, которая установит их условия и порядок на основах всеобщего избирательного права". Действительно, к лету 1919 года, несмотря на напряжённые военные действия, подготовительная работа велась очень активно. Ещё в феврале газеты сообщили, что Советом Министров окончательно решён вопрос о созыве российского Национального и сибирского Учредительного собраний. Возглавить предварительную работу было поручено министру снабжения И.Серебренникову. В течение короткого времени вся организационная работа была проведена, и 11 марта 1919 года Верховный правитель утвердил постановление Совета Министров № 418 "Об образовании подготовительной комиссии по разработке вопросов о всероссийском Представительном собрании учредительного характера".

29 апреля был определён численный и персональный состав этой комиссии. Она состояла из председателя, товарища председателя и десяти членов. Председателем комиссии был назначен А.С.Белевский (Белоруссов), бывший землеволец, отбывавший в дореволюционное время 10-летнюю сибирскую ссылку, известный писатель-публицист, редактор "Отечественных ведомостей". Его товарищем (заместителем) стал Кузьмин. Членами комиссии адмирал утвердил профессоров Мокринского, Рязановского, Антропова, Казимирова, а также Венецианова, Кроненберга и Эбулдина. Комиссия приступила к работе 18 мая 1919 года.

К августу она завершила работу, подготовив "Общие положения". 22 августа Георгий Гинс выступил в Совете Министров с докладом, в котором сделан анализ "Общих положений". Согласно представленному проекту Национальное Учредительное собрание предполагалось созвать на основе всеобщего, без различия пола, национальности, вероисповедания, равного и тайного голосования по одному депутату от каждого избирательного округа, избранного большинством голосов. Избирательной единицей должен служить уезд и город. Совет Министров принял этот проект с незначительными поправками. Теперь предполагалось вынести его на обсуждение общественности, то есть на всенародное обсуждение - сказали бы позже. Министр внутренних дел Пепеляев, вернувшись с заседания домой, записал в своём дневнике:"Блестящий проект основных положений о выборах в Учредительное собрание".

Однако последовавшие в это время серьёзные военные поражения в боях с Красной Армией - отступление от Волги и потеря Урала - делали созыв всероссийского Национального собрания весьма проблематичным. Контролируемая правительством Колчака территория быстро уменьшалась, что делало невозможным проведение каких-либо выборов депутатов, представляющих если не всю Россию, то хотя бы большую её часть. В таких условиях последовала вынужденная корректировка на созыв представительного учреждения. Оставалось единственное - ориентироваться на население Сибири.

(Начало. Окончание статьи смотри: https://alexa-bell.livejournal.com/160851.html)

Русское сопротивление, Белая Сибирь, Омск, Несбывшаяся Россия, Колчак Александр Васильевич, Белый Омск

Previous post Next post
Up