Читая Марсдена

Jan 28, 2011 18:27

Сейчас читаю материалы по истории Фуллеровской семинарии. Это книга Джорджа Марсдена "Reforming Fundamentalism". Много очень интересных исторических подробностей и любопытных обобщений. Начну потихоньку делиться, а вы в любой момент присоединяйтесь к обсуждению этих идей.

Облик учреждения, не имеющего формальных предшественников и не связанного ( Read more... )

quote, церковь

Leave a comment

Comments 16

ssavello January 28 2011, 16:13:01 UTC
С первым, приведенным обобщением Марсдена, согласен:
"Облик учреждения, не имеющего формальных предшественников и не связанного обязательствами перед какой-либо организованной церковью, определяется личными качествами тех людей, которые им управляют".
А, вот со вторым: "Поэтому наследие прошлого имплицитно становится авторитетом, который предоставляет [группе людей] приемлемые традиции истолкования опыта и список авторитетных лиц, на которых можно безопасно ориентироваться", - не совсем согласен. Именно на таком утверждении обосновывает толкование Библии православная церковь. То есть, Предание трактует Писание. А, мы знаем какие ошибки толкования бывали у святых отцов. К примеру - аллегории Оригена, это в лучшем случае. А толкования И.Дамаскина? А, толкования Каргеля на кн. Откровения и Каннатуша?
Поэтому, наследие прошлого может быть приемлемым, но не абсолютным авторитетом.
Интересно прочитать мнения блоггеров, да и дальнейшие выводы Марсдена.

Reply

alex_pro_1 January 28 2011, 18:26:46 UTC
Я согласен с Вами, что ни старое, ни новое Предание не должно становиться определяющим фактором при толковании Писания. Во всяком случае, мы сознательно стремимся контролирующим фактором делать само Писание, а не какой-то другой источник: "Писание толкует Писание".

Но Марсден пишет немного о другом -- о том, какое влияние на политику и даже богословскую позицию учебного заведения подспудно оказывают те исторически сложившиеся идейные движения, частью которых являются люди.

Скажем, есть какая-то автономная семинария N. Вроде бы, она автономная, значит, у нее нет внешнего авторитета, который бы ставил ей условия или диктовал, во что верить, как учить и т.п. Однако люди, составляющие эту независимую семинарию, не являются tabulae rasae (чистыми листами). Они лишь условно автономны и независимы. Каждый из них находится под влиянием каких-то воззрений, как-то: либерализма, фундаментализма, неоортодоксии и т.п.

Reply

doroga_k_bogy January 28 2011, 18:28:14 UTC
точно!

Reply

ssavello January 28 2011, 18:42:09 UTC
Конечно, никто из нас не является " tabulae rasae", потому что мы находимся в парадигме окружения, и вольно и невольно несем его отпечаток. Поэтому, рассуждать и давать оценки можно на конкретных объектах - людях, семинариях и др. Если говорить о наших российских учебных заведениях, то можно почти четко увидеть влияние тех или иных богословских школ. Может быть и стоит на примере фулеровской (когда узнаем подробней) поговорить и о наших?

Reply


toshaleb January 28 2011, 19:14:11 UTC
Спасибо, хорошие мысли! Смежные вопросы обсуждаются здесь (в том числе в разрезе истории братства):
http://toshaleb.livejournal.com/27395.html

Reply

alex_pro_1 February 1 2011, 08:56:34 UTC
Пожалуйста! Заболел я что-то :-) Как выздоровею, постараюсь посмотреть :-) А пока молитесь там...

Reply

ssavello February 1 2011, 09:08:33 UTC
Будем молиться, выздоравливайте! Будем ждать и дальнейшего творчества во славу Божью.

Reply

alex_pro_1 February 1 2011, 11:25:02 UTC
Спасибо большое!

Reply


ext_393555 January 29 2011, 05:45:49 UTC
Как сказал один преподаватель: Ничего нового в толковании Библии вы не придумаете. За 2000 лет уже все придумано. Так что толкуя Писание, мы понимаем, что были отцы, которые также понимали, потому на них мы также можем ссылаться.

Reply

alex_pro_1 February 1 2011, 08:57:36 UTC
Марсден говорит даже не столько об Отцах, хотя на них в той или иной степени ссылаются все христиане (наделяя их разной степенью авторитетности), -- сколько о более новых богословских и идеологических движениях. Но принцип тот же.

Reply

ext_393555 February 1 2011, 11:36:30 UTC
о более новых богословских и идеологических движениях

например какие?

Reply

alex_pro_1 February 1 2011, 11:40:07 UTC
К примеру, если разделить по принципу отношения к авторитетности Писания, то это либерализм, нео-ортодоксия и фундаментализм.

Помимо этого, есть немало других церковно-идеологических движений: сепаратизм и толерантность, "христианская политика" и аполитизм. А к этому еще добавить уникальные особенности каждой деноминации в христианстве.

Reply


Leave a comment

Up