О правах и защите животных в Исламе

Jul 09, 2013 19:24

Поговорим на тему прав животных в Исламе. Многие считают, что мусульмане ненавидят собак и считают их «грязными животными», что является абсолютно неверным утверждением. Как раз таки это утверждение придумали люди, которые не любят животных с целью усиления пропаганды против собак в принципе.

«Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?..»

В Исламе правам животных и их защите уделяется особое внимание. Священный Коран и Сунна Пророка (да благо-словит его Аллах и приветствует!) предписывают мусульманам проявлять доброту к животным, защищать и соблюдать их права. Такое внимание свидетельствует о том, что Ислам как универсальная религия покровительствует всем живым существам. Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое. Примечательно, что человек обязан защищать и соблюдать права животных, в то время как животные такую ответственность по отношению к человеку не несут. Ниже приступим к рассмотрению прав животных в Исламе.

Животные в Коране
  • Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звезд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях - и предписывает изучать их. Творец в различных аятах Корана призывает каждого из нас думать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, в суре "Йасин", аяты 71-73, сказано: "Разве они не видели, что Мы сотвори ли для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, других едят. Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?"
  • В суре "аль-Муминун" ("Верующие"), аят 21 сказано: "Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь".
  • В суре "аль-Гашийа" ("Покрывающее"), аят 17, сказано: "Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы?".
  • Всевышний также призывает людей учиться на примере животных, пернатых и насекомых.
  • В Коране подчеркивается польза животных и уделяется внимание психологическим аспектам их использования. Так, например, в суре "ан-Нахль" ("Пчелы"), аят 6 сказано: "Для вас в них - красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете". В комментариях к данной суре приведено, что сцена шествия стада по утрам на пастбище и возвращения вечерами в загон, то есть, действие, которое в Коране названо "украшением", имеет глубоко символический смысл и свидетельствует о самодостаточности общества. В данном случае под "украшением" понимается самостоятельное обеспечение обществом всех потребностей и достижение экономической независимости (Макарим Ширази, 1380, т. 11, с. 159-160).
  • В суре "ан-Нахль" излагаются удивительные сведения о пчелах, жизнь и деятельность которых отличается организованностью, дисциплинированностью, разделением труда и ответственности. Улей, по сути, является самым чистым, аккуратным, ухоженным и деловым городом на свете, обладающим своеобразной цивилизационной моделью. Может быть, единственный аргумент, который можно привести для объяснения такой организованности и сотрудничества, приведён в суре "ан-Нахль", аяты 67-68, где сказано: "И внушил Господь твой пчеле: "Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением". Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!


Исламское право (фикх) о необходимости обеспечения потребностей животных

Обеспечение потребностей является одним из важнейших обязанностей человека по отношению к животным. Кормление животных в ряде книг по исламской юриспруденции считается доказательством верности и подтверждением преданности.

В Исламе существуют три основания, в соответствии с которыми человек обязывается обеспечивать других: 1) супружество (брак);
2) родство;
3) владение (права собственности).

Исходя из третьего основания, любой человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида. Данное предписание касается всех животных, независимо от того, является ли мясо данного животного дозволенным к употреблению в пищу или нет (Наджафи, т. 31, с. 394). В ряде книг по исламской юриспруденции приведено, что "человек, содержащий домашнее животное, должен обеспечить его в достаточном количестве подходящей ему пищей и водой, независимо от того, является ли мясо данного животного дозволенным к употреблению в пищу или нет.

Если мясо дозволенное, то мусульманин вправе это животное:
  1. содержать и кормить
  2. закалывать
  3. продавать


Если же мясо животного не дозволенное, то хозяин вправе:
  1. содержать и кормить
  2. продать (Найини, 1378, с. 48).

Степень обеспечения животных необходимой пищей и водой в исламском фикхе
В каком количестве подходящей пищи нуждается животное?

а) В чем нуждается животное ежедневно?

Животное нуждается в достаточном количестве подходящих ему продуктов питания, месте для проживания, уходе с учетом естественных потребностей и в соответствии с его породой и особенностями. Если животное может самостоятельно добывать достаточное для пропитания количество корма на пастбищах, то хозяин может отправить его на луга. В противном случае хозяин должен обеспечить животное всем необходимым для его жизни. Кроме того, если животное не может самостоятельно обеспечить себя в полной мере, то хозяин должен обеспечить его достаточным для пропитания количеством корма (Наджафи, т. 31, с. 394).

б) Обязанности хозяина по обеспечению потребностей животных
  • Исламское законодательство настоятельно рекомендует человеку выполнять обязанности по обеспечению потребностей принадлежащих ему животных и контролировать их - иначе он будет принужден к выполнению своих обязанностей. Если хозяин откажется выполнять рекомендации законодательства, то законоведам необходимо найти иные пути воздействия на него (Джафари, 1377, т. 1, с. 116-117). Если жизнедеятельность животного не будет обеспечена ни одним из указанных способов, то мусульманский законовед по возможности лично будет обеспечивать животное необходимым количеством подходящих ему продуктов питания.  В случае отказа человека от выполнения обязанностей по отношению к принадлежащим ему животным законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего хозяину имущества и на вырученные средства обеспечить жизнедеятельность животного. Законовед также вправе сдать животное в аренду, если таким способом можно будет обеспечить его жизнедеятельность (там же).
  • Помимо обеспечения жизнедеятельности самих животных, хозяин также обязан содержать их потомство. Посему, если животное обзавелось потомством, хозяин обязан обеспечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Вместе с тем если доение молока не причинит вреда животному и его детенышу или детеныш может самостоятельно пастись, то доить животное разрешается, ибо в противном случае полезный продукт пропадет (Хилли, 1411, с. 354).
  • Исламское законодательство обязывает человека проявлять заботу не только о животных, но и о насекомых. Так, например, пчеловод обязан оставлять немного меда в улье, а при необходимости, например в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве. А шелковод обязывается обеспечивать гусениц тутового шелкопряда свежими листьями. Если шелковод не будет выполнять обязанности надлежащим образом, то законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего ему имущества и на вырученные средства обеспечить жизнедеятельность гусениц шелкопряда (Фаридуни, с. 251).
  • В случаях, когда продуктов питания достаточно для сохранения жизни только одного животного, а другим будет угрожать смерть, например при нехватке воды, можно поступить следующим образом:

а) если все животные имеют для хозяина одинаковую жизненную ценность, то он вправе распоряжаться продуктами питания по собственному усмотрению;

б) в противном случае, например при выборе между собакой и овцой, хозяин должен напоить собаку, так как Шариат разрешает закалывать овцу, но не допускает, чтоб собака погибла.

Исходя из приведенного примера, при выборе между верблюдом и, например, лошадью необходимо напоить второе животное, так как верблюд может длительное время (более двух недель) обходиться без воды (Джафари, 1377, т. 1, с. 118-119).

При нехватке воды жизнь животного важнее ритуального омовения

Одним из условий молитвы является ритуально омовение и чистота, как духовная, так и физическая. Однако иногда возникают случаи, когда из-за нехватки воды мусульманин оказывается перед выбором между исполнением религиозных обязанностей и сохранением жизни животных. В таких случаях исламские ученые единогласно предписывают использовать воду для напоения животных, а ритуальное омовение - совершить землей или песком. Так, например, Имам Хомейни рекомендует совершать ритуальное омовение песком "в том числе в тех случаях, когда использование воды для религиозных нужд ставит под угрозу жизнь полезного животного, например, овцы". Комментируя, он также подчеркивает, что "при жажде, угрожающей жизни, неважно, чья жизнь подвергается опасности: жизнь самого жаждущего, другого человека или животного, раба или свободного, или в целом всех, жизнь которых необходимо сохранить" (Имам Хомейни, Тахрир ал-васила, т. 1, с. 185).

Обеспечение потребностей животных с точки зрения видных мусульманских деятелей

Имам Джафар ибн Мухаммад (мир ему!) рассказывал, что Пророк Иса (мир ему!), проходя по берегу моря, бросил хлеб свой в воду. Его спросили: "Почему Вы бросили хлеб свой в море?". Пророк ответил: "Чтоб морские обитатели съели его, ибо Всевышний воздаст за доброе дело". Про Имама Ахмада ибн Ханбала передают: "Однажды ему рассказали про живущего в Мавераннахре старца, знающего много хадисов (преданий) Пророка. Он поехал в Мавераннахр и встретил того старца. Тот кормил собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил свое занятие. Имам Ханбал обиделся и подумал про себя: почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания? Знаток хадисов накормил собаку и обратился к Имаму Ханбалу: "Кажется, вы обиделись, что я не обратил на Вас внимание?" Имам Ахмад ответил утвердительно. Старец ответил: "Я слышал от Абу Зинада, который слышал от Араджа, которому рассказал Абу Хурайра, который слышал от Пророка, который сказал: "Если кто-то разобьет чью-то надежду, то Всевышний в Судный День разобьет его надежду и не введет его в Рай". В наших краях не встретишь ни одну собаку, а эта собака пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью ее надежду, а Всевышний в День Суда не простит меня. Услышав предание старца, Имам Ахмад сказал: "Мне этого хадиса достаточно". Поклонился старцу и ушел" (Фаридуни, с. 382-383).

Допустимый предел распоряжения человеком жизнью животных
В соответствии с исламским вероучением человек может распоряжаться жизнью животного исключительно при крайней необходимости, например при самозащите или в целях проведения медицинских исследований.

Право животных на жизнь в исламских законах
Существует много хадисов, то есть преданий о словах и действиях Пророка Мухаммада, которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведем некоторые из тех преданий:

- "В Судный День Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья" (Найини, 1378, № 62, с. 47);

"Передают, что Пророк запрещал необоснованное и беспричинное убийство любого живого существа" (там же);

"Пророк говорил: "Всевышний проклинает того, кто изуродует или накажет во устрашение животных" (там же). "Передают, что Пророк изволил сказать: "В Ночь. Воз несения - Ал-мирадж, я пролетал над Геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину ее страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни есть, ни пить, даже погрызть сухую траву. Кошка умерла. За такое отношение к кошке Всевышний и наказывает эту женщину". Из приведенных преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойство или не угрожают его жизни. Следовательно, при проведении экспериментов над животными в медицинских целях тоже необходимо избежать гибели большого количества лабораторных животных. Кроме того, если все-таки по необходимости придется забить животное, то необходимо избежать его мучительной смерти. Помимо того, следует проявлять гуманность в отношении работающих на человека животных, не перегружать их работой, не допускать их гибели и увечий (там же).

Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в использовании животных. Ниже приведем некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующих сферу использования человеком животных:

а) Допустимая мера доения скота

1) Если у животного есть детеныш, владелец скота обязан обеспечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Ряд суннитских фа-кихов (законоведов) утверждают, что молока надо оставлять в количестве, необходимом для поддержания жизни детеныша. Автор "Джавахира" придерживается мнения, что данная фетва противоречит основам Шариата.

2) Если дойка причиняет вред животному, например, в случаях, когда животное не может должным образом насытиться кормом, то доить животное воспрещается (Джафари, 1377, т. 1,с. 119).

б) Допустимая мера забора меда из улья

Пчеловод должен оставлять достаточное количество меда в улье, а при необходимости, например, в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве (там же, с. 118).

в) Допустимая мера использования верховых и вьючных животных
  • Абузар передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Нет такого животного, которое каждое утро не просило бы у Всевышнего владельца, который бы накормил его сеном, напоил бы водой и использовал бы в меру" (Фаридуни, с. 150).
  • Сакуни передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) изволил сказать: "У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на нем верхом".
  • Пророк Мухаммад изволил сказать: "У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе владелец не должен без дела засиживаться на седле, не перегружать животное сверх его грузоподъемности и не вынуждать к долгим путешествиям".
  • Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад изволил сказать: "Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везет поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись".
  • Хаммад Лаххам передает, что Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) как-то увидел, что поклажа верблюда, следовавшего в караване, накренилась. Он позвал погонщика и велел ему: "О юноша! Поступай с верблюдом по справедливости, ибо Всевышний любит справедливость и справедливых".

Одно из указаний Повелителя правоверных Али (мир ему!) сборщикам налогов гласит: "Сборщик налогов не дол жен долго сидеть верхом, чтобы не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости дать отдых уставшим животным, раз в несколько часов расседлывать их и пускать пастись" (Шахиди, 1347, с. 286).

г) Запрет на жестокое обращение с животными

Как уже ранее было отмечено, в Коране утверждается наличие у животных сознания и восприятия. Поэтому Ислам, запрещая жестокое обращение с животными, строго осуждает и причинение животным душевных страданий. Из указаний, которые по этому поводу встречаются в преданиях (ха-дисах), можно упомянуть следующие.

1. Зоофилия
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).

2. Запрет на проклятия животных и их избиение.
Повелитель правоверных Имам Али изрек; "Бог проклинает того, кто проклинает животных".


зоозащита, зоозащитник, защита животных, живодеры, Зоозов Элита, зоозащитница, догхантеры, livejournal, депутат, РООЗЖ "Зоозов Элита"

Next post
Up